Сайт содержит материалы 18+
Share on vk
Share on facebook
Share on odnoklassniki
Share on twitter
Share on linkedin
Share on google
Share on telegram
Share on whatsapp
Share on email

ЗНАТОК ВИН (WINE CONNOISSEUR)

Поделитесь записью
Share on vk
Share on facebook
Share on odnoklassniki
Share on twitter
Share on google
Share on linkedin
Share on whatsapp
Share on telegram
Share on email

ЗНАТОК ВИН

(WINE CONNOISSEUR)

Когда какой-нибудь потомок русских эмигрантов на Западе удивляет мир, невольно возникает гордость за нацию. Русские могут гордиться, что они не только в водке знают толк, но и утерли нос французам и всем прочим гурманам вин. Именно американец Билл Соколин, имеющий русские корни, разбил бутылку Chateau Margaux 1787 из легендарной «джефферсоновской коллекции», ставшую самой дорогой в мире бутылкой вина. Этот знаменательный поступок он совершил 24 апреля 1989 года в ресторане отеля «Четыре сезона» на Манхэттене на торжественном обеде со сливками общества. Билл так расстроился, что ушел с разбитой бутылкой домой и там в одиночестве попробовал сохранившиеся в ней остатки вина. А позже фирма Frank Crystal & Сo оплатила ему страховку бутылки в размере 197 625 долларов. Так что Соколин может похвастать, что единственный пробовал самое дорогое вино в мире. Разбитая им бутылка оказалась ценнее, нежели самая дорогая из целых, среди них пальма первенства принадлежала бутылке Лафита 1787, проданной на аукционе за 156 450 долларов.

СЕНСАЦИОННАЯ НАХОДКА

Однако самой России, как выясняется, гордиться нечем. Оказывается, что свои коллекционные вина, стоившие сумасшедших денег, она не только не уберегла, но еще и каким-то нелегальным образом продавала их западным коллекционерам.

Первым владельцем упомянутой самой дорогой в мире бутылки Chateau Margaux 1787 был немецкий профессор, музыкальный продюсер, коллекционер и один из самых уважаемых винных экспертов планеты Харди Роденшток. Основу его коллекции, по словам Харди, составили вина из российских царских подвалов, которые он еще во времена СССР нашел в Ленинграде и нелегально вывозил на Запад с помощью сотрудников авиакомпании «Люфтганза». А подлинной жемчужиной коллекции Роденштока стали вина американского президента Джефферсона. В 1985 году Харди сделал сенсационное заявление для журналистов, что ему посчастливилось заполучить часть винной коллекции Джефферсона. Он рассказал, что ему позвонил неизвестный, который сообщил, что в Париже при сносе старого здания были найдены хорошо сохранившиеся бутылки вина. Они находились за замурованной стеной старого подвала и на них были указаны винтажи еще XVIII-го столетия. Но самой интересной деталью на них была гравировка «Th.J.». Эксперты расшифровали ее как Томас Джефферсон. Известно, что третий президент Соединенных Штатов Америки и автор «Декларации независимости», некоторое время до взлета своей политической карьеры на родине был послом во Франции. Там, будучи большим ценителем вин, он регулярно покупал его в Бордо и Бургундии. Одну из бутылок вскрыли и провели исследование ее содержимого. Было установлено, что вино действительно старое, его создали между 1795-м и 1865-м годами, и оно вполне могло принадлежать Джефферсону.

ПРЕВРАЩЕНИЕ ВИНА В ДЕНЬГИ

Харди Роденшток в одночасье стал богат и знаменит. Цены на бутылки из «коллекции Джефферсона» сразу стали запредельными. И Роденшток поспешил превратить вино в деньги. Одну из бутылок, тот самый Лафит 1787, он передал для продажи на аукционе Кристис. Глава винного департамента Аукционного дома Майкл Броадбент в лаборатории детально изучил бутылку и дал заключение о ее подлинности. Исторические торги состоялись 5 декабря 1985 года. Их вел сам Броадбент. Лафит 1787 достался Кристоферу Форбсу, сыну Малькома Форбса, владельца одноименного журнала, за 105 тыс. фунтов стерлингов или по тогдашнему курсу за 156 450. Эта покупка ознаменовала новый мировой рекорд по стоимости вина.

Роденшток получил сумасшедшую сумму по тем временам, а Кристис – большие комиссионные. А потому вскоре Харди и Майкл решили повторить успешную операцию. 4 декабря 1986 года на торги Кристис была выставлена вторая бутылка «коллекции Джефферсона» — Шато дИкем 1784. Ее купил известный миллионер Доди Аль-Файед, позже разбившийся в автокатастрофе вместе с принцессой Дианой. И опять состоялся рекорд. Цена бутылки в 56 628 долларов оказалось самой высокой для белых вин. Покупатели, выкладывая столь сумасшедшие деньги за вино, свято верили, что оно подлинное – «джефферсоновское». Этому во многом способствовал авторитет Майкла Броадбента. Его знания и опыт на основе многочисленных дегустаций редких и старых вин вызывали доверие. Раз Майкл сказал, что вино подлинное, значит так оно и есть.

ЯРОСТЬ КОКА

Триумф на торгах в Аукционном доме Кристис Харди Роденшток с успехом использовал и для продаж помимо аукциона. Самой большой сделкой для него стала продажа четырех «джефферсоновских» бутылок американскому коллекционеру Уильяму Коку за полмиллиона долларов. Кок 15 лет буквально молился на эти сосуды с вином. Он даже не попробовал старинный напиток, зато с удовольствием демонстрировал гостям бутылки. Движимый тщеславием, Уильям в 2005 году решил похвастать своей дорогой собственностью и перед более широкой аудиторией – выставить уникальное вино в Бостонском музее изобразительного искусства. Но музей попросил его представить доказательства, что эти бутылки действительно принадлежали Джефферсону. Коллекционер обратился за подтверждением к специалистам мемориального комплекса бывшего президента в в Монтичелло, штат Вирджиния. Но те дали ответ, что у них нет данных на сей счет. Тогда Кок на свои деньги нанял экспертов. А их заключение стало для него своеобразным ушатом холодной воды. Эксперты заявили, что гравировка

«Th.J.» была выполнена современным высоскоростным электрическим оборудованием с гибким валом на подобие бормашины для сверления зубов. Во времена Джефферсона электричество еще не появилось, а потому гравировочная машинка была с ножным приводом, и ее скорости было явно недостаточно для такой тонкой работы. Но самое главное, что вино оказалось отнюдь не двухвековой давности. Исследования содержимого бутылок на содержание радиоактивного изотопа цезиум-137 показали, что вино произведено после 1952 года – именно тогда была испытана первая водородная бомба.

Уильям Кок пришел в ярость – мало того, что он отдал полмиллиона баксов за старую бормотуху неизвестного происхождения, так еще выставил себя посмешищем перед друзьями. 30 августа 2006 года он подал иск в федеральный суд в Манхеттене на продавца вин, которого охарактеризовал так: «Роденшток очарователен и жизнерадостен, он остается мошенником-виртуозом».

ЗНАТОКИ ВИН В ЛУЖЕ

Процесс «Кок против Роденштока» стал еще более громкой сенсацией, чем находка коллекции Джефферсона. Журналисты раскопали подноготную Роденштока и выяснили, что его настоящее имя — Майнхард Герке. Что никакой он не профессор, а всего лишь инженер. И не музыкальный продюсер, а с музыкой его связывало лишь то, что в юности он играл в весьма посредственной немецкой музыкальной группе. В вину Роденштоку стали ставиться и грандиозные дегустации, которые он периодически устраивал для высшего общества и которые раньше ставились ему в заслугу. Например, в 1998 году он в одном из мюнхенских отелей устроил дегустацию, поразившую мир. В течение недели гостям было предложено попробовать на вкус 175 вин от 1784-го до 1991-го годов. Говорили, что эти акции он проводил, чтобы потом успешнее продавать свою контрафактную продукцию. Утверждали, что в период с 1998 и 2008 год Роденшток через своих партнеров Соколина и Оливероса продал только в США 818 бутылок коллекционных вин, буквально озолотившись на этом.

Все обвинения Кока в свой адрес Роденшток отмел. И заявил, что не станет отвечать перед американским судом, поскольку является гражданином Германии и юрисдикция США на него не распространяется. Однако его репутация была подорвана окончательно и бесповоротно. Гурманы и коллекционеры вин, побывавшие на его дегустациях и восторженно отзывавшиеся о них, стали выглядеть в смешном свете. На одной из таких дегустаций Харди предложил гостям бутылочку из «джефферсоновской коллекции». Чести открыть ее был удостоен прославленный футболист Франц Бекенбаурер. Одна из дам потом писала: «Поначалу появился слегка плесневатый запах, но потом чудо старого вина начало работать. Аромат роз разлился по помещению, достигнув своего пика через 15 минут после того, как вино разлили по бокалам».

А в 2008 году об этой истории вышла книга «The Billionaires Vinegar» («Уксус для миллионеров») и права на ее экранизацию уже выкупил голливудский консорциум. Так что у зрителей, возможно, скоро будет повод поехидничать над толстосумами, кичащимися своим изысканным вкусом.

Олег Логинов

Статьи по теме:

Его величество случай 

Желтый кидала 

Семейка Ингрем 

Инсайдерская информация

Джакомо Казанова 

Оставьте отзыв