КАЗНИ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
(EXECUTIONS IN ANCIENT GREECE)
Картина Бартоломео Манфреди. «Аполлон и Марсий».
Древнегреческие мифы дают представление, что боги могли сурово покарать любого человека за ничтожнейший проступок. Люди подражали богам и казнили за пустяки.
СУРОВЫЕ ЗАКОНЫ ДРАКОНТА
Стали нарицательными под названием «драконовских законов» суровые законы Драконта в Древних Афинах, составленные в 621 году до н.э. Согласно им «должно было убить» всего лишь за гроздь винограда сорванного в чужом саду или за праздную жизнь. Об этих законах говорили, что они «написаны не чернилами, а кровью».
Позже, в Афинах законы стали более либеральными, но смертная казнь в них осталась. К ней приговаривали за государственную измену, стремление к уничтожению демократии, предательство, отрицание государственной религии, за пренебрежение к захоронению павших в бою воинов, умышленное убийство и другие тяжкие преступления.
Приговор приводил в исполнение палач, который жил за городом и не имел права показываться в городе. Но нередко обходились и без его услуг. Осужденному предлагали на выбор меч и веревку и давали трехдневный срок для самоубийства. Труп казненного бросали в пропасть. Его имущество конфисковалось.
СПАРТАНСКИЙ ПРОИЗВОЛ
В Спарте не только мало говорили, но и не любили писать. А потому законы были там, что называется «неписанными». И выборные судьи – эфоры казнили и миловали в соответствии со своим правосознанием.
Например, в середине III в. до н. э. они осудили на смерть царя Адиса, который так радел за свое государство, что отдал на его нужды почти все свое огромное состояние – 600 талантов и участки земли. Агис был задушен в тюрьме.
На крики и шум толпы за ворота тюрьмы вышел один из эфоров. Мать и бабка Агиса принялись его умолять пощадить их сына и внука. Эфор заявил им, что Агис цел и не вредим, после чего предложил им войти в тюрьму и лично убедиться в этом. Обманутые женщины вошли в ворота тюрьмы, и успокоившаяся толпа стала расходиться. А между тем коварный эфор отдал обеих женщин в руки палачам.
Сначала задушили бабку Архидамию в том же помещении, где был казнен Агис. Когда вошла туда ничего не подозревавшая Агесистрата, она увидела труп сына, лежащий на земле, и мать, висящую в петле. Несчастная женщина сохранила еще столько твердости, что сняла труп матери и, положив его рядом с сыном, приготовила к погребению. Затем с достоинством объявила палачам, что готова к смерти.
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Рисунок Винсента Кацлера (Vinzenz Katzler)
Самым распространенным видом казни для свободных людей в государствах Древней Греции было сбрасывание осужденных со скалы или в каменоломню. Также применялось обезглавливание и распятие. Для рабов использовалось в основном побитие камнями и утопление. В некоторых государствах применялись индивидуальные виды наказаний. В Афинах могли предложить осужденному испить из чаши с ядом. А в Спарте практиковали удушение. А спартанский тиран Набис придумал специальный аппарат для казни, который назвал в честь своей жены Апегой. Этот аппарат представлял собой большой полый футляр, напоминавший сидящую женщину. Когда осужденного помещали в этот футляр, то при его закрытии острые гвозди раздирали тело человека.
Другое диковинное приспособление для казни описывал сатирик Лукиан. В своей «Правдивой истории» он рассказывал, как некий Перилай отлил из бронзы в натуральную величину полого внутри тельца. Фактически этот телец тоже был футляром для убийства. Через специальную дверцу в него вталкивали осужденного, а потом разводили внизу костер и заживо поджаривали его на этой адской сковородке. Причем жарился несчастный под музыку. Перилай смонтировал в ноздрях тельца систему трубок, которые преобразовывали крики жертвы в подобие мелодии.
Перилай изобрел дьявольское орудие для казни, а тиран Фаларис вместо оплаты вознаградил изобретателя тем, что на нем же и испытал его творение.
НЕПРИГЛЯДНЫЕ ДЕЛА
Хотя греки считались самыми цивилизованными людьми в Древнем мире, но и они «подмочили себе репутацию» ритуальными казнями. Известно, что в Левкаде ежегодно приносили человеческую жертву Аполлону. Правда, обычно этой жертвой становился и так уже осужденный на смерть человек, которого сбрасывали со скалы.
А самой известной человеческой жертвой, стала ритуальная казнь трех персов перед Саламинской битвой. Надо полагать, жертвоприношение помогло в какой-то степени грекам победить в той битве флот Ксеркса.
Картина Жака Луи Давида. «Смерть Сократа». 1787
Кроме ритуальных казней древние греки здорово скомпрометировали себя перед потомками судилищами над политиками и полководцами, спасавшими Отечество, и над «творческой интеллигенцией».
Хрестоматийным стал пример с казнью в Афинах безобидного философа Сократа. По нынешним временам осудили его просто ни за что. Обвинительный акт философу звучал так:
«Сократ виновен в том, что не признает богов республики и желает заменить их безумной игрой своего воображения. Наказание — смертная казнь».
Своими речами семидесятилетний, седой и босой Сократ не оставил от обвинения камня на камне. Но суд расценил его философские изыски издевательством, и приговорили к смерти. В день казни Сократу подали чашу с ядом цикуты. Он выпил ее до дна. Друзья плакали, а он утешал их:
— Тише, тише: умирать надо по-хорошему!
БЛАГОРОДСТВО КАЗНЕННЫХ
Картина Жозефа-Дени Одеваре. «Смерть Фокиона»
Что подкупает в древних греках, так это их благородство. Они считали, что умирать надо с достоинством и часто демонстрировали это. Например, столь же благородно как Сократ принял незаслуженную смерть афинский полководец Фокион. Сограждане тоже приговорили полководца и нескольких его друзей к отравлению цикутой. В тюрьме, когда один из друзей Фокиона — Фудипп, увидел, что уже трут цикуту, для приготовления яда, то пал духом и стал жалобно причитать на свою горестную судьбу. Фоктон попытался вдохнуть в него мужество и произнес:
— Как? Разве ты не радуешься, что умираешь вместе с Фокионом?
Все осужденные выпили яд, но того оказалось недостаточно, и они остались живы. Палач сказал, что не будет готовить добавку, если не получит двенадцать драхм – стоимость полной порции цикуты.
— Неужели в Афинах даже умереть нельзя даром, — вздохнул Фокион и попросил друзей, оставшихся на воле, дать палачу несколько монет.
После казни полководца афиняне раскаялись в содеянном. Фокиону они воздвигли бронзовую статую, а его обвинителя Гагнонида предали смерти.
Лисандр наблюдает за разрушением внешних крепостных стен Афин.
В ходе войны между Спартой и Афинами, спартанский царь Лисандр пленил три тысячи афинян, которых совет эфоров приговорил к смерти. Лисандр позвал к себе стратега Филокла и спросил, какое наказание назначит он самому себе за то, что убеждал граждан так жестоко обходиться с пленными греками. Филокл, не сломленный своим несчастьем, ответил Лисандру, что нечего ему брать на себя роль обвинителя там, где нет судьи; пусть он, победитель, творит то, что в случае поражения претерпел бы сам. После этого, вымывшись и надев чистый плащ, он во главе своих сограждан пошел на казнь.
В Древней Греции суд народа нередко оказывается более жестоким, нежели суд тиранов. Фридрих Шиллер даже написал балладу под названием «Порука» под впечатлением истории о том, как тиран Дионисий Старший, правивший в Сиракузах в 405-367 гг. до н.э. помиловал некоего Дамона, восхищенный тем, что за того готов был умереть его друг Финтий.
Перед самой казнью Дионисий объявил Дамону:
— Ты прощен! А меня, прошу, примите третьим в вашу дружбу.
КАЗНИ ПРЕДМЕТОВ
Судили в Древней Греции животных и разнообразные предметы. «Если камень, или дерево, или железо, или что-нибудь подобное убьет при своем падении, или если не будут знать, кто нанес удар, а будут знать и иметь налицо самый предмет, причинивший убийство, тут начинается дело об этих предметах». Если вина была доказана, то животное убивалось, а неодушевленные предметы — выбрасывались за границу Аттики.
Однажды осудили статую знаменитому древнегреческому атлету Феагену, одержавшему 1400 побед. Ему, как олимпийскому чемпиону, при жизни поставили статую. Когда Феаген умер, один из побежденных им соперников приходил по ночам к его статуе и хлестал ее бичом. Видимо статуя была укреплена непрочно, она упала и задавила хлеставшего. Статую обвинили в убийстве, судили и бросили в море. На следующий год настал неурожай, начались моровые болезни. Граждане обратились к оракулу подсказать, как избавиться от напастей, и прорицательница-пифия велела им вернуть всех изгнанников. Изгнанникам дозволили вернуться, но мор не кончался. Опять пошли к оракулу, пифия сказала: «Забыли Феагена». Статую вытащили сетями из моря, поставили на место, устроили в честь ее празднество, и в стране наступило благополучие.
Олег Логинов
Статьи и фоторейтинги по теме: