Сайт содержит материалы 18+
Share on vk
Share on facebook
Share on odnoklassniki
Share on twitter
Share on linkedin
Share on google
Share on telegram
Share on whatsapp
Share on email

220 ЛЕТ МВД РОССИИ ч.1. РОССИЙСКАЯ ПОЛИЦИЯ ОТ ИСТОКОВ СОЗДАНИЯ (THE RUSSIAN POLICE FROM THE ORIGINS OF CREATION)

Поделитесь записью
Share on vk
Share on facebook
Share on odnoklassniki
Share on twitter
Share on google
Share on linkedin
Share on whatsapp
Share on telegram
Share on email

 

220 ЛЕТ МВД РОССИИ

ЧАСТЬ 1

ИСТОРИЯ РОССИЙСКОЙ ПОЛИЦИИ

ГЛАВА I

РОССИЙСКАЯ ПОЛИЦИЯ ОТ ИСТОКОВ СОЗДАНИЯ

(THE RUSSIAN POLICE FROM THE ORIGINS OF CREATION)

В 2002 году жизнь была другая. В милиции платили мало, а преступность была на порядок больше, чем сейчас. Но настроение было тоже иное. Была надежда на лучшее и желание сделать нечто хорошее. Только-только появились окружные ГУ МВД России, которые с энтузиазмом хотели проявить себя. Отражением тогдашнего настроения стали инициативы МВД России, например по созданию конкурса «Щит и перо» и празднованию 200-летия МВД России.

Мне тоже захотелось сделать нечто хорошее. И я в 2002 году подготовил брошюру к 200-летию МВД России для ГУ МВД России по УрФО. Делалась она наспех, помимо основной работы для ведомственного пользования. Больше половины текстов в ней не мои. Источники указаны в Списке использовавшейся литературы в конце. Но что получилось, то получилось. Максим Асташов ее красиво оформил, и на подарки она сгодилась.

Прошло 20 лет. Приближается новый юбилей МВД России – 220 лет. Я посмотрел свою старую брошюру и пришел к выводу, что она читабельна и сейчас. А главное, что, возможно, ничего лучшего с той поры не появилось, по крайней мере, не попадалось на глаза. Поэтому хочу предложить ее Вашему вниманию.

Юрий Орлов. «Облава в кабаке. XVII век». (2017)

До конца второго десятилетия XVIII века в России не было регуляр­ных полицейских органов, не употреблялся и иностранный термин -»полиция» В допетровской Руси соответствующая деятельность обознача­лась понятием «благочиние».

«Полиция» зародилась в древнегреческих полисах, как управление городом-государством – полисом. Фактически же под полицией всегда понимался регулярный, военизированный, ис­полнительный орган государственного управления, повседневно и профес­сионально охранявший общественный порядок и внутреннюю безопасность.

В древней Руси функции охраны общественного порядка исполняли разные должностные лица: вотчинники и помещики, их слуги, волостели и наместники князей, посадники, тиуны, мечники, праветчики, доводчики, дворские, пристава и др. Но первыми полицейскими органами на Руси можно считать княжеские дружины. Именно они занимались поддержанием правопорядка в эпоху становления государства. В этом нелегком деле дружинникам помогали княжеские слуги – вирники и мечники, а также свободные люди – общинники. Постепенно по мере развития чиновничьего аппарата правоохранительные функции на княжеских землях стали передаваться наместникам и волостителям, у каждого из которых имелся собственный штат сотрудников: тиунов, доводчиков и праветчиков. Тиуны осуществляли судебные разбирательства, доводчики призывали к суду участников процесса, а праветчики исполняли судебные решения.

Первым же Уголовным кодексом на Руси можно считать Русскую Правду (начало XI века). Преступление она определяла не как нарушение закона или княжеской воли, а как «обиду», нанесенную человеку или группе лиц. Русская Правда предусмотрела и многие понятия, вошедшие в нынешнюю юриспруденцию. Так, ею определялось покушение на совершения преступления (наказывался обнаживший меч), предусматривался такой квалифицирующий признак, как совершение преступления группой (разбойное нападение скопом), предусматривались признаки необходимой обороны (нельзя было убивать вора спустя какое-то время, когда исчезала опасность его действий), а также смягчающие (например, опьянение) и отягчающие (например, корыстный умысел) обстоятельства.

Законы Русской Правды были понятны и просты. В принципе, их можно свести к формуле: «око за око, зуб за зуб». Нанесшего увечье другому не сажали в тюрьму, а подвергали той же участи, например, отрубали руку или ногу. Высшей мерой наказания Русская Правда определяла «поток и разграбление», назначавшейся в трех случаях: за убийство в разбое, за поджог и конокрадство. Представляло собой это наказание конфискацию имущества и выдачу преступника со всей семьей в рабство. Предусматривала Русская Правда и лишение жизни преступника. Одна из ее статей гласила: Кого застанут ночью у клети или на каком воровстве, могут убить, как собаку». Но основной мерой наказания был штраф – так называемая «вира». Сумма ее варьировались в зависимости от тяжести преступления, налагаться она могла как на одного человека, так и на всю общину («дикая вира»)

В качестве примера можно привести происшествие, случившееся на одном княжеском пиру. Дружинник Алексаха ударил братиной по лбу пировавшего персиянина, прибывшего с купеческим обозом. Должно быть русского молодца бог силушкой не обидел. От его удара заморский гость скончался на месте. А между русичами и персиянами закипела нешуточная потасовка. Дружинники победили. В драке они покалечили еще трех нехристей. Но и сами понесли потери – боярскому сыну Артемиеву «в шуйце жилы исковянили». Княжеской властью был проведен разбор происшествия и вынесено наказание участникам потасовки: Алексашке Сегеню 10 гривен уплатить в казну за нехристя, а сыну Артемиеву получить с персиян за «жилы» штуку шелковую.

Следствие и суд в ту пору были просты и скоры. Сначала осуществлялся «заклич» – в людном месте, например, на торгу объявлялось народу о совершенном преступлении. Далее производился «свод» — подобие современных первоначальных следственных действий. Между потерпевшим и потерпевшим устраивалась очная ставка. Человек, у которого была обнаружена краденая вещь, должен был оправдаться, в противном случае объявлялся «татем». В судебных заседаниях принимали участие и свидетели: «видаки» (очевидцы татьбы) и «послухи» (свидетели доброго имени поручителя). Если же подозреваемый успел скрыться, то начинали «гонение следа» – его розыск. Правда, розыском обычно приходилось заниматься самим потерпевшим или их родственникам.

Понятно, что при такой упрощенной процедуре следствию далеко не всегда удавалось установить истину. Поэтому спор сторон нередко отдавался на Божий суд. Имелось несколько видов этой процедуры. Чаще применялось «поле» – судебный поединок. Цепями ограничивали небольшую площадку, где противники сходились в честном бою. Поскольку считалось, что Бог всегда на стороне правого, то результат поединка признавался решением спора.

Весной 1193 года такой поединок состоялся между некими Гаврюшей-гусляром и Михаилом, поповым сыном. Они отчаянно дрались до заката. Летопись гласит, что для остужения горячих голов, обоих молодцев отливали студеной водой. А конфликт между ними вышел из-за того, что Гаврюша, «будучи в виде непотребном, зельем одурманенный, надломил кулаком хребет поповской лошади.

Те, кто сам не имел возможности сразиться в судебном поединке (женщины, старики и т.п.) имели право нанять бойца, только при условии, чтобы тот не был профессионалом – дрался без хитростей и приемов. Впрочем, порой женщины сами выходили в «поле». Так Федосья, вдова княжеского дружинника как-то побила некоего поляка Гонтковского. Правда, для поединков с участием женщин применялось особое правило – мужчина должен был сражаться, стоя по пояс в специально вырытой яме.

Другим видом божьего суда было испытание железом или водой. Подозреваемому нужно было взять в руку кусок раскаленного железа или вытащить из кипящей воды металлическое кольцо. После этого судья обвязывал и запечатывал его руку. Если через три дня на ней не оставалось следов ожога, то невиновность считалась доказанной. И наоборот. Перед началом испытания железо и вода освящались, поэтому считалось, что Бог не допустит расправы над невинным.

Сергей Ефошкин. «Ночной страж. Светает».

Постепенно с развитием государства менялось и отношение к борьбе с преступностью. Принятый в 1497 году Судебник трактовал понятие «преступление» уже не как «обиду», а как действие против интересов государства. Совершенствовалась и структура правоохранительных органов. С XVI века на улицах и площадях Москвы появилась стража, которая следила за порядком, не позволяла хождения ночами по городу (за это было предусмотрено битье кнутом или тюремное заключение) В 1504 году Иваном III были учреждены, а в 1505 уже фактически существовали на московских улицах решетки, на выездах из города — заставы. Решетки на ночь закрывались, у них выставлялись сторожа. Ведали решеточным караулом приказчики.

В середине XVI века в числе центральных органов управления на базе Разбойной избы Боярской думы был создан Разбойный приказ, на который преимущественно возлагалась организация борьбы с преступно­стью в стране. Из Разбойного приказа на места направлялись сыщики.

Иван Михайлов. «Земский ярыжный». (2014)

На московских рынках за порядком наблюдали назначавшиеся Зем­ским приказом ярыжные («ярыжки»). Значительные контрольно-организационные функции в полицейском управлении осуществлял Раз­рядный приказ («Разряд»), ведавший организацией службы в государстве Розыск преступников, сбежавших посадских людей, покинувших тягло закладников, беглых крестьян вел Сыскной приказ, созданный в 1619 г. Сыском беглых крестьян и холопов занимались также Поместный и Холо­пий приказы. Обширные карательно-репрессивные и охранительные функции исполняло опричное войско Ивана IV. Важную роль в обеспече­нии порядка в Москве, центральных и северных городах играло в XVII в. стрелецкое войско во главе со Стрелецким приказом. Стрелецкие избы в городских районах были своеобразными опорными пунктами наряду со съезжими избами.

Сергей Ефошкин. «Тревожная ночь. XVII век».

В 1649 году был принят первый полицейский закон — Наказ о Градском благочинии, а в соответствии с Соборным Уложением тюрьма стала применяться как мера наказания. Любопытно, что до этого на протяжении многих веков на Руси специальных тюрем не существовало, как и наказания в виде лишения свободы. В уложении 1649 года велелось строить тюрьмы за счет городов и уездов, избирать сторожей из простых людей. Однако еще долго не было выработано ни режимов содержания, ни пенитенциарных учреждений единого образца. Арестантов содержали где придется: в тюрьмах, съезжих дворах, тюремных замках, острогах, колодничьих избах, темницах. Для нарушителей порядка применялись кандалы, цепи, рогатки и прочие приспособления.

Тратить деньги на пропитание заключенных государство считало излишним, а потому жили они в основном за счет подаяний. Ежедневно их выводили в людные места, скованными по нескольку человек, где они просили милостыню. Один из очевидцев так описывал эту процедуру: «….стоя скованными на Красной площади и по другим знатным улицам, необычайно с криком поючи, милостыни просят, також ходят по рядам и по всей Москве». Впрочем, надо сказать, что народ на Руси арестантов жалел и подавал им охотно. Тюрьмы разрешалось посещать вольным людям, и принести «гуманитарную помощь» заключенным считалось делом христианской милости. Только в 1785 году при Екатерине II деньги на содержание арестантов стали выделяться из государственной казны.

С XVII века начинает действовать знаменитое «слово и дело». Любой сознательный гражданин, заподозрив кого-либо в совершении преступления, имел право объявить: «государево слово и дело» и привлечь его к суду. Правда, при этом имелся определенный риск. Если человек, объявивший «слово и дело», не мог доказать вину подозреваемого, то его самого ожидало наказание, которое постигло бы того. Доносить было опасно, но и не доносить – тоже. При недоносительстве на злоумышления против царя, смерти могли подвергнуть жену, и детей виновного.

С.Иванов. «В приказе московских времен»

Наряду с формированием на Руси централизованного государства, происходит и централизация правоохранительной структуры. Разбойный приказ, вобравший в себя основные функции полицейской системы, становится центральным органом управления. По сути дела он стал прообразом МВД. Через губные избы на местах он руководит борьбой с преступностью по всей России. В провинции лица, выбранные губными старостами, сначала должны были приехать в Разбойный приказ для согласования своего назначения, а уже потом набирать штат (целовальников, дьячков, тюремных сторожей) и приступать к исполнению своих обязанностей. Учитывая особую важность деятельности Разбойного приказа, руководство им возлагалось на родовитых и авторитетных людей. Так, в 1540 году его возглавлял московский наместник боярин И.В.Шуйский, в период с 1623 по 1636 гг. – народный герой Дмитрий Пожарский.

Первым из русских царей, решившим создать полицию, как орган охраны правопорядка, стал Петр I. 25 мая 1718 года им была утверждена с соб­ственноручным дополнением инструкция, привычно названная «Пунктами» Этой инструкцией определялась компетенция генерал-полицмейстера и, поскольку он впервые упоминался в законе, фактически учреждалась эта должность.

Первый генерал-полицмейстер Антон Девиер, иностранец по происхождению, был взят Петром I в пажи во время заграничной поездки. Не обладая большим умом, но будучи энергичным и вкрадчивым, имея при­влекательную внешность, живой и веселый характер, он скоро приобрел расположение царя, дружбу царицы. Девиер становится царским денщи­ком Петра I, получает имение, чины бригадира и капитана лейб-гвардии Преображенского полка, звание генерал-адъютанта. Женившись на сестре А. Д. Меньшикова без согласия последнего, он приобрел в его лице смертельного врага. Однако вражда при жизни Петра I не проявлялась резко. Главные руководители армии и полиции, фактические начальники столичной губернии и столицы, пови­нуясь крутому нраву и тяжелой руке Петра I, исполняли свои обязанности,

Увы, человеческий материал, из которого строилась первая полицейская структура, оказался далеко не лучшего качества. Ни генерал-полицмейстер, ни большинство его подчиненных не отличались высокой нравственностью.

Полицейские чиновники буквально терроризировали население Одно имя ге­нерал-полицмейстера внушало страх жителям Петербурга. Жестоко нака­зывая людей за всякое неисполнение или промедление в исполнении многочисленных предписаний правительства, полицейские чиновники сами погрязли в казнокрадстве, служебных злоупотреблениях. Прусский по­сланник писал о вымогательстве Девиером денег у жителей. За взятки, казнокрадство и служебные злоупотребления были привлечены фискалами к ответственности в Москве командир съезжего двора, чиновник канцеля­рии, полицейский каптернамус. Полицейские чиновники сами нарушали общественный порядок, дрались, ссорились, пьянствовали вместе с пре­ступниками.

Сергей Ефошкин. «Униформа. Сержант Санкт-Петербургской полиции. Начало ХVIII века».

В 1719 году для чинов в полиции была введена особая форма (кафтаны василькового цвета с красными обшлагами, зеленые камзолы, короткие штаны василькового же цвета). На вооружении полиции были але­барды, шпаги и фузеи со штыками.

Сергей Ефошкин. «Униформа. Офицер Санкт-Петербургской полиции. Начало ХVIII века».

Все полицейские служащие при посту­плении на должность приносили присягу, в которой клялись «верным, до­брым послушным рабом» быть царю, царице и их наследникам, их права и прерогативы «по крайнему разумению, силе и возможности предостере­гал. и оборонять и в том живота своего в потребном случае не щадить», способствовать полезным для царя делам, предотвращать от него беду и убыток, строго соблюдать тайну, исполнять законы и предписания начальства. После произнесения текста присяги чиновник целовал Евангелие и крест.

Сергей Ефошкин. «Ночные стражи.40-е гг. ХVIII век».

К 1721 году весь персонал полиции Петербурга не превышал 100 чело­век. При широкой компетенции и громоздкости делопроизводства его нельзя было считать многочисленным, поэтому, создавая регулярную по­лицию, Петр I не отказывался и от использования на полицейской службе местного населения Были восстановлены и подчинены полицейским съезжим дворам сотские, пятидесятские, десятские, сменяемые через пол года, и караульщики, поочередно выставляемые от дворов, хозяева кото­рых не получали иммунитета от этой повинности Последние ставились на ночь у рогаток, решеток, надолбов и шлагбаумов, перегораживавших     го­роские улицы. Эта полицейская повинность не была эффективной, поэтому генерал-полицмейстер добивался замены караульщиков военнослу­жащими на постоянной основе с возложением на жителей обязанности компенсировать содержание таких команд. Однако принято было только предложение о дополнительном налоге на жителей.

Занимался Петр I и реформированием уголовного законодательства. Для начала он выяснил как решается проблема «преступления и наказания» в странах западной Европы. И признал их законодательство чрезмерно жестоким. В Пруссии, например, смертной казнью каралось даже прелюбодеяние с женщиной. Царь Петр отозвался на это так: «Видимо у Карла в его государстве более лишнего народа, нежели в Москве. На беспорядки и преступления надлежит, конечно, налагать наказания, однако же и сберегать жизнь подданных, сколько возможно». Он отменил смертную казнь за «малые вины» и ввел взамен каторгу. Именно эти самые каторжники вскоре возвели среди болот Петербург и многие уральские города-заводы.

В одном из документов петровской эпохи говорилось, что «полиция есть душа гражданства и всех добрых порядков и фундаментальный подпор человеческой безопасности и удобности». Эта своего рода декларация стала своеобразным ориентиром для деятельности всех последующих поколений сотрудников полиции.

13 марта 1733 года Главная полицмейстерская канцелярия обратилась к императрице Анне Иоанновне с предложением создать полицейские учреждения в 23 городах, в том числе 10 губернских, 11 провинциальных и 2-х уездных. И до 1740 во всех этих городах появилась полиция. В том числе в губернском городе Тобольске, ныне входящим в состав Уральского федерального округа.

Согласно архивным документам уже в 1735 года в Тобольскую полицмейстерскую контору за малозначительные правонарушения: за хождение в кабак и по улице в «неуказанные часы», за пьянство, за продажу испорченного продовольствия, за утерю указа, за держание в доме не имевших паспортов людей, за топление печи летом и т. п. был доставлен 221 человек.

В этот же период по инициативе Татищева в Екатеринбурге для управления горнозаводским населением была создана Контора судных и земских дел, в составе которой в качестве члена присутствия был полицмейстер, с компетенцией, характерной для подобных должностных лиц в полицмейстерских конторах. Горно­заводская полиция существовала в Екатеринбурге отдельно от созданной позднее городской полиции до 1789 г., когда обе полиции были объедине­ны.

Вслед за Тобольском и Екатеринбургом первые полицейские структуры стали в XVIII веке появляться и в других городах, расположенных на территории нынешнего УрФО. Однако они были крайне немногочисленными, поскольку сами эти города были небольшими. Вплоть до революции 1917 года Екатеринбург входил в состав Пермской губернии, Челябинск — Оренбургской губернии, Тюмень – Тобольской губернии.

Ильяс Арасланов. «Устав благочиния. Полицейская реформа Екатерины Великой». (2018)

Продолжателем дела Петра I по формированию настоящей полиции стала Екатерина II. Именно она вдохнула вторую жизнь в его реформы. В период ее правления была завершена разработка полицейского устава. 8 апреля 1782 года он под названием «Устав благочиния или полицейский» был подпи­сан Екатериной II и в тот же день направлен в Сенат при кратком сопрово­дительном именном указе. В указе отмечалась цель издания Устава благо­чиния — «для поспешества доброму порядку, удобнейшего исполнения за­конов и для облегчения присутственных мест по недостатку установлении до сего затрудняемых».

Примечателен помещенный в Уставе «Наказ управе благочиния», ко­торый открывало «Зерцало управы благочиния». В нем в качестве первого положения закреплялись «Правила добронравия» .

I. Не чини ближнему чего сам терпеть не хочешь.

II. Нетокмо ближнему не твори лиха, но твори ему добро колике можешь.

III. Буде кто сотворил обиду личную, или в имении или добром зва­нии да удовлетворит по возможности.

IV. В добром помоги друг другу, веди слепого, дай кровлю невин­ному, напой жаждущего.

V. Сжалься над утопающим, протяни руку помощи падающему.

VI. Блажен кто и скот милует, буде скотина и злодея твоего спо­ткнется — подыми ее.

VII. С пути сошедшему указывай путь».

Так проведение политики «просвещенного абсолютизма» обуслови­ло замену жестких регламентов мягкими человеколюбивыми прин­ципами в духе христианской морали. Но в то же время полиция наделялась широкими правами.

Сергей Ефошкин. «В притоне. ХVIII век».

Полиции было предоставлено право штрафовать правонарушителей, подвергать их аресту на 1 -3 дня или до окончания определенного события (например, крестного хода), помещать в исправительный дом — до ис­правления, в работный дом — до возмещения ущерба, подвергать телесным наказаниям — 2-3 удара прутом или плетью. Хотя в целом меры наказания зна­чительно смягчались по сравнению с мерами, предусмотренными в зако­нодательстве Петра I.

Вообще, Екатерина II проявила мудрость в формировании правоохранительной политики государства. Она проводила в жизнь принципы, что за преступления нужно жестко карать, но при этом придерживаться буквы закона. При восшествии на престол императрица столкнулась с двумя опасными проявлениями криминального характера. С одной стороны — на юге разгорался пугачевский бунт, передовые отряды самозванного Петра III уже достигли Симбирской и других центральных губерний. С другой стороны – дворянство — опора монархии само настраивало народ против себя, проявляя самодурство и изуверство по отношению к крепостным. Екатерина II преподнесла наглядный урок дворянству в виде показательного процесса над мучительницей крестьян Салтычихой, которая была осуждена на пожизненное заключение. И показала народу, что может быть одновременно и строгой, и справедливой. Восстание Пугачева было решительно подавлено, его предводитель был осужден по всем правилам и лишь только после этого жестоко казнен. Но в то же время его жену и дочь не тронули и поселили в монастыре, а 9 участников бунта оправдали.

Проявила мудрость императрица и при формировании полицейских органов. В своем Наказе она декларировала, что очень важно государству «прилично содержать» своих стражей порядка, чтобы они «не имели недостатки ни в чем». И в то же время призывала полицейских чинов проявлять «доброходство к людям».

Известно, что Екатерина II умела ценить людей неоднозначных, талантливых. Одним из тех стражей порядка, которых она отличала, стал очень известный для своего времени сыщик – Николай Архаров. О его способностях раскрывать любые преступления ходили легенды, и не только в России. Руководитель французской полиции, любимец Людовика XV Сартин написал Николаю Петровичу письмо, в котором восторгался его методами работы. Получила широкую известность, например, такая история. Екатерина II направила из Петербурга Архарову срочную депешу с указанием отыскать серебряную утварь, похищенную в одном из петербургских соборов, которая предположительно была переправлена в Москву. Прочитав депешу, Архаров задумался, потом написал государыне ответ и приказал гонцу скакать обратно.

Ответ Николая Петровича казался дерзким. Он писал, что искать серебро в Москве не станет, поскольку оно спрятано в Петербурге в подвале дома обер-полицмейстера. Понятно, что императрица страшно разгневалась, прочитав его. Но, чуть успокоившись, приказала на всякий случай проверить в указанном месте. И там действительно обнаружили похищенную утварь.

После этого за Архаровым утвердилась слава ясновидца и чуть ли не колдуна. На воров он стал наводить поистине благоговейный ужас. А Николай Петрович еще не раз доказал свои удивительные способности. Так, как-то не выходя из кабинета он раскрыл кражу мешка с медными деньгами у мясника Федотова. Популярность Архарова стала настолько высока, что все полицейские сыщики получили нарицательное прозвище «архаровцы». И в те времена оно звучало уважительно и не имело того иронического оттенка, которое обрело сейчас. А пример Архарова наглядно свидетельствует, что уже во второй половине XVIII века полиция в России работала совсем неплохо.

Подробнее в статье «Николай Архаров».

Присутствие управы благочиния в городах опреде­лялось из 3-х чиновников: городничего, двух приставов (уголовных и гра­жданских дел) и двух избираемых горожанами на 3 года ратманов (совет­ников). Введение ратманов в состав управ благочиния должно было усилить общественный контроль за полицией в городах.

По Уставу благочиния все крупные города (свыше 400 дворов) в ад­министративно-полицейском отношении делились на части. Охраной правопорядка в них ведали частные приставы. Им помогали квартальные надзиратели и их помощники — квартальные поручики (но одному надзирателю и поручику на квартал).

Заседания в управе благочиния начинались по общему правилу в 8 часов утра с рассмотрения рапортов частных приставов о происшествиях, случившихся за истекшую ночь. Доставленных из частей правонарушите­лей после проведения расследования направляли в суд или подвергали на­казаниям. Если оштрафованный был не в состоянии заплатить штраф, он должен был отработать его. Частному приставу следовало проживать в пределах своей части, его дом должен был стоять открытым днем и ночью, давать защиту лицам, находящимся в опасности. Непосредственное обеспечение порядка и безопасности, исполнение законов и Устава благочиния возлагалось на квартальных надзирателя и поручика. Они должны были мирить ссорившихся, улаживать конфликты, а при совершении серьезных правонарушений — докладывать частному приставу.

Олег Логинов

Следующая часть

Оставьте отзыв