БОРЬБА СВЕТА И ТЬМЫ
(THE STRUGGLE OF LIGHT AND DARKNESS)
Если верить религиям и представлять, что в мире происходит непрекращающаяся борьба Добра и Зла, света и тьмы, то некие события из мировой истории кажутся перевернутыми с ног на голову.
ТЕМНОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
В Средние века борьба в ведьмовством в Европе казалась именно противостоянием Добра и Зла. Силы света в лице священнослужителей вели бескомпромиссную борьбу с приспешниками тьмы – ведьмами и колдунами. Но с высоты нынешнего времени все смотрится иначе, и те события выглядят каким-то коллективным помешательством. И возникает крамольная мысль. Если Дъявол, как про него говорят, действительно так хитер и коварен, то не он ли подбивал детей давать показания на своих родственников и соседей. И не он ли затуманивал головы судьям, которые отправляли на костер женщин на основании детских показаний. И, наконец, не под действием ли чар Князя Тьмы сами подсудимые оговаривали себя, признаваясь в каких-то фантастических пригрешениях.
Например, в 1527 году в Испании по оговору двух девочек девяти и одиннадцати лет было осуждено огромное количество ведьм, которые были изобличены в колдовстве благодаря усмотренному инквизиторами в их левом глазу особому знаку.
Картина Николая Бессонова «Две узницы».
Охота на ведьм в Европе продолжалась несколько сот лет. С одиночных казней перешли на массовые, но ситуация только ухудшалась, людям казалось, что ведьм становится все больше и больше. И только, когда женщин перестали казнить за ведьмовство, вдруг оказалось, что силы Тьмы иссякли. Так, во Франции первое известное сожжение состоялось в Тулузе в 1285 году, когда одну женщину обвинили в сожительстве с дьяволом, отчего она якобы родила помесь волка, змеи и человека. Прошло 300 лет. В 1594 году, в правление Генриха IV один из иезуитов написал:
«Наши тюрьмы переполнены ведьмами и колдунами. Не проходит дня, чтобы наши судьи не запачкали своих рук в их крови и чтобы мы, возвращаясь домой, не содрогались от печальных мыслей об ужасных, отвратительных вещах, в которых эти ведьмы признаются. Но дьявол так искусен, что мы не успеваем достаточно большое количество ведьм отправить на костер, как из их пепла возникают новые ведьмы».
А наглядным примером того, как борьбе с колдовством приводит к негативному результату, стала история в Лудене.
Молодой священник Грандье, прибыл из Бордо в провинциальный Луден, чтобы обучать там в монастыре урсулинок из благородных семейств. Складывается впечатление, что красавец и острослов Грандье переспал с половиной женского населения Лудена. А вот урсулинок обошел своим вниманием. Они и развязали против него в 1631 году целую кампанию.
Настоятельница и монахини начали биться в конвульсиях и бормотать на дьявольском наречии. Они ложились на пол, ползали на животе, высовывали язык, который делался совсем черным, испускали крики, мяукали, лаяли и бредили. А причиной столь необычного своего поведения объявили демонов, которых наслал на них Грандье. Эту комедию они ломали почти полгода, и, наконец, устали так, что признались в церкви, что была только игра в дьявола и что Грандье невинен. Однако было уже поздно. 18 августа 1634 года по приговору суда священника сожгли на костре.
Оговор невиновного имел драматичные последствия не только для бедняги Грандье, но и для самих урсулинок. Одержимость словно заразная болезнь охватила весь их монастырь. Даже после казни Грандье урсулинки ни с того, ни с сего начинали биться в конвульсиях и бесноваться. Вскоре эпидемия одержимости перекинулась на весь Луден. Припадки то ли сумасшествия, то ли демонизма стали преследовать самых добропорядочных дам и девиц. И ни один экзорцист не смог с ними сладить.
ДЕТИ – РАЗОБЛАЧИТЕЛИ
В Англии самый крупный судебный процесс над ведьмами состоялся в 1612 году в графстве Ланкашире, где в местечке Пендл-Хилл обнаружили настоящее скопище ведьм. Все началось с ареста двух старух – слепой 80-летней Элизабет Суазерн по прозвищу «Старая Чертовка» и 70-летней Анны Уитл, известной как «Старая Болтунья». На допросе «Старая Чертовка» поведала, что лет 20 лет тому назад, возвращаясь домой, в Пэндл-Форест, она встретила демона в облике мальчика, одетого в странное пальто. Он сказал, что его зовут Тибб и пообещал выполнить любое ее желание, если она продаст ему свою душу. Элизабет согласилась, только желаний для Тибба у нее не находилось в течение шести лет. Только по истечении этого срока она пожаловалась ему на мельника Ричарда Болдуина, который отказался возвращать ей долг. На следующий день у Болдуина тяжело заболела одна из дочерей.
«Старая Болтунья» тоже не стала запираться и рассказала, что 14 лет назад, она продала душу демону в образе благообразного мужчины и в знак заключения сделки позволила ему высосать у нее немного крови из-под ребер.
Но когда власти вслед за Чертовкой и Болтуньей арестовали их взрослых родственников, старухи отказались от своих признательных показаний. Для изобличения ведьм понадобился осведомленный об их деятельности свидетель. И таким свидетелем оказалась 9-летняя внучка Элизабет Суазерн – Дженнет. Она вложила не только бабушку, но и вообще всю родню, которая по ее словам с помощью демона в облике коричневой собаки по имени Болл околдовывала людей до смерти.
Благодаря показаниям девочки Дженнет Дивайс в сговоре с дьяволом были обвинены 20 человек. В результате судебного процесса, который называют «Первым ланкаширским», 10 человек в были повешены, 2 — приговорены к тюремному заточению сроком 1 год, а 8 — оправданы. Среди казненных оказались все домочадцы Дженнет: мать Элизабет, 20-летний брат Джеймс Дивайс и 11-летняя сестра Элисон. Их «свидетельница» знала лучше всех и «разоблачила» наиболее убедительно. Ее бабка Элизабет до суда не дожила – скончалась в темнице, а то бы внучка отправила на виселицу и ее.
Прошло 22 года. И вдруг там же в Пэндл-Форест объявился новый разоблачитель, 10-летний сын фермера Эдмунд Робинсон, рассказавший властям довольно странную историю. Как-то он увидел на опушке леса двух борзых собак, которые вдруг превратились в людей. Одна — в маленького мальчика, другая — в женщину. Дамочка предложила Эдмунду продать душу дьяволу, но мальчик мужественно отказался. Тогда женщина вытащила из кармана уздечку и надела ее на своего спутника, который превратился в лошадь. Потом схватила в охапку Эдмунда, вскочила вместе с ним на коня и привезла его в большую конюшню, где происходил шабаш ведьм. Юный Робинсон рассказывал, что ведьмы привязали к стропилам крыши веревки, по которым спускали вниз всякие вкусности: мясо, масло, хлеб и горячие пудинги. Пока ведьмы объедались, Эдмунд сумел удрать. Добравшись до дома, он рассказал все отцу, который и привел его для дачи официальных показаний. Судя по всему, у мальчугана была неумная фантазия, а его папаша решил разбогатеть подлым образом. Епископ пообещал ему плату за каждую ведьму, которую опознает его сынок. И Эдмунд опознал их 30 штук. Так начался «Второй ланкаширский процесс». Из 30 арестованных женщин 17 были признаны ведьмами и приговорены к смертной казни. Но вероятно петли заслуживала только одна из них – 31-летняя Дженет Дивайс, которая 22 года назад своими россказнями отправила на виселицу мать, сестру и брата.
К счастью, к процессу проявил внимание сам король Карл I, который лично допросил и осмотрел всех ведьм и заявил, что никаких «печатей Дьявола» на них нет. После этого всех женщин и Дивайс, в том числе, оправдали.
ЮНЫЕ АМЕРИКАНСКИЕ РАЗОБЛАЧИТЕЛИ
Борьба с ведьмовством успешно экспортировалась из Европы и на другие континенты. 8 февраля 1692 года в США, в Массачусетсе прошел суд над Салемскими Ведьмами. Все началось с того, что две юные девочки в городе Салем принялись биться в конвульсиях, а когда кто-то хотел им помочь, они забивались в углы, царапались и кусались. У местного священника не возникло сомнений, что ими овладел Сатана. Изгнать его из них он оказался не в силах, а между тем и у других подростков стали проявляться подобные симптомы.
Есть версия, что причиной странного поведения детей стало увлечение магией Вуду, которую исповедовали няни девочек – рабыни, привезенные с острова Барбадос. Однако протестантские пасторы посчитали, что детей околдовывают ведьмы. Подростков вызвали в суд и потребовали назвать имена колдуний. Те назвали столько, что за год в тюрьмах оказался 141 человек, обвиненный в колдовстве, а 19 женщин были повешены.
ЭПИЛОГ
Роза Сальватор. «Шабаш ведьм». (ок.1646)
Порой от дикости ведьмовских процессов спасали экономические факторы.
В 1590 году в немецком городе Фрайзинг была арестована женщина по доносу, что она колдовством вызвала ливень с градом. Под пыткой она признала себя виновной и оговорила еще 11 женщин. Те в свою очередь рассказали еще о тридцати известных им ведьмах. В течение года под подозрением оказалась половина женщин Фрайзинга. Тюрьма оказалась переполненной, а в городской казне иссякли деньги на содержание арестанток и закупку дров для сожжений, уже осужденных ведьм. Поэтому всех женщин распустили по домам, а обвинения с них сняли.
Олег Логинов
Статьи по теме: