Сайт содержит материалы 18+
Share on vk
Share on facebook
Share on odnoklassniki
Share on twitter
Share on linkedin
Share on google
Share on telegram
Share on whatsapp
Share on email

ОХОТА НА СТИЛЯГ (HUNTING FOR DUDES)

Поделитесь записью
Share on vk
Share on facebook
Share on odnoklassniki
Share on twitter
Share on google
Share on linkedin
Share on whatsapp
Share on telegram
Share on email

ОХОТА НА СТИЛЯГ

(HUNTING FOR DUDES)

Одна из романтичных, но при этом и драматичных страниц советской истории – это появление в СССР субкультуры стиляг и гонения, которым она подверглась.

В ЧУЖОМ СТИЛЕ

Чтобы получить представление о таком явлении, как «стиляги», ставшим вызовом советской системе, лучше всего посмотреть фильм Валерия Тодоровкого «Стиляги» 2008 года. Даже через полвека советские стиляги вызывают двойственное отношение и споры о них не утихают. Вероятно, истина лежит где-то посередине.

На загнивающем Западе эта субкультура была отнюдь не выдающимся явлением. От нее было весело и все, кому не лень, делали на ней бизнес. Она появилась в 1940-х годах. А термин «стиляги», говорят, пришёл из языка джазистов. По-английски «стилять» (steal — воровать; либо  style — стиль) — у исполнителей джаза означало играть в чужом стиле. Первые стиляги тяготели именно к джазовой музыке. Потом с возникновением  рок-н-ролла, переключились на него. Собственно для танцев под эту музыку они и изобрели свой гардероб. Под джаз: широкие штаны, мешковатый пиджак,   галстук «пожар в джунглях», яркие носки. Позднее под рок-н-ролл появился другой прикид: брюки-дудочки, пиджак с широкими плечами, узкий галстук «селёдка», ботинки на белой подошве («манной каше») и взбитый «кок» на голове.

Советская субкультура стиляг была откровенным подражательством Западу, а потому считалась в СССР идеологически вредной и даже опасной.

ГОНЕНИЯ НА СТИЛЯГ

Стиляги в СССР появились еще в 1940-х, причем, с подачи солдат фронтовиков, увидевших в освобожденных странах Европы иной мир. Мир с красивыми вещами, модной одеждой, джазом и необычными танцами. Например, считается, что танец линди хоп был впервые увиден советскими военными во время встречи на Эльбе с американскими солдатами. Но главным толчком для появления советских стиляг, конечно, стали американские фильмы: «Серенада Солнечной долины», «Джордж из Динки-джаза», «Девушка моей мечты», и другие, которые показывали другой яркий и завораживающий мир. Именно для того, что оградить людей от этого мира, по большому счету и была советскими вождями воздвигнута Берлинская стена и железный занавес.

Модная одежда и джаз в СССР приобрели статус крамолы. И не секрет, что первые советские стиляги, надевая яркие шмотки и танцуя линди хоп, хотели не просто выделиться из серой массы, Это одновременно была и форма протеста против советской действительности. Весьма интересно сказал известный музыкант Алексей Козлов: «У стиляг было такое отработанное бессмысленное выражение глаз. Не потому что мы придурки. Просто если бы мы обнажили свой взгляд, если бы смотрели, как мы чувствуем, — все бы увидели, как мы их ненавидим. За этот взгляд можно было поплатиться».

Власти в СССР, в принципе, боролись с любым инакомыслием, идущим вразрез с линией партии, но на стиляг первое время смотрели сквозь пальцы, считая их типа блаженных придурков. И это позволило субкультуре стиляг пустить ростки. Гонения на них начались уже ближе к концу эпохи Сталина, когда их объявили американскими идеологическими диверсантами и космополитами. Сначала по ним начала лупить пресса, высмеивая одежду и поведение стиляг в фельетонах. Это как-то не очень помогало. И тогда на борьбу с ними бросили сознательных граждан. Противостояние носило классовый характер. Быть стилягой – удовольствие дорогое. Модные шмотки стоили бешеных денег, а соответствующий образ жизни еще дороже. В Москве основным местом сбора стиляг был «Коктейль-холл» на улице Горького, облюбованный в годы войны союзниками. Это было единственное во всем Советском Союзе заведение, которое работало до пяти утра и было похоже на зарубежный бар. Так, что прожигать в нем жизнь могли позволить себе в основном дети очень состоятельных родителей. Они-то в основном и были стилягами.

В конце 1953 года, после смерти Сталина, на них начали устраивать облавы. Особо усердствовали в охоте на стиляг комсомольские патрули, укомплектованные выходцами из рабочей и крестьянской среды. Бывший первый секретарь Свердловского райкома комсомола Егор Яковлев рассказывал, как они увлеченно устраивали облавы: «Машины, грузовые машины подъезжали к Свердловскому райкому партии на улице Чехова 18, выходили патрули с повязками, потому что все должны видеть, что они есть, они ехали на улицу Горького, публично выходили и начинали просто-напросто публично задерживать стиляг и приводить в 50 отделение, которое называлось «полтинником».

Но сдать в милицию – это еще куда ни шло. Гораздо хуже, что комсомольские патрули творили самосуд. Движимые пролетарским гневом к сверстникам из числа «золотой молодежи» они резали им ножницами пижонские галстуки и брюки, состригали «фирменный» кок на голове. В провинциальных городах издевались еще изощреннее, задержанных стиляг комсомольские активисты стригли под полубокс, а их узкие штаны распарывали и вшивали красные сатиновые клинья. Это было унизительно, но гораздо страшнее, что за принадлежность к стилягам в два счета могли вытурить из комсомола и из института.

РАССАДНИК КРИМИНАЛА

Своими гонениями на стиляг, власть, того не сознавая, создала мощный рассадник криминала. «Золотая молодежь» быстро сориентировалась. Не желая портить себе биографию и будущую карьеру, она перестала тусоваться на улицах, переключившись на элитные квартирники. Но протестные настроения уже ушли в народ. Дети инженеров и учителей превращали в «Бродвей» улицы в самых разных городах. У них не было денег на фирменные шмотки. Поэтому они одевались в изготовленные подпольно подделки, которые старые стиляги презрительно называли «совпаршив». Субкультура стиляг дала толчок к развитию в СССР фарцовки, подпольных цеховиков и валютчиков.

Подпольно зарабатывали сапожники, приклеивая к «скороходовским» советским ботинкам платмассу, а потом окрашивая ее в белый цвет. Так кустарно делалась фирменная подошва «манная каша». Другие умельцы тоже подпольно на ренгеновские снимки с помощью звукозаписывающей аппаратуры наносили песни первых рок-н-рольщиков Билла Хейли, Элвиса Пресли, Чака Бери и других. Такие самодельные пластинки называли «рок на костях».

А борьба с модными веяниями в одежде во многом подкосила легкую промышленность. Великая страна в конечном итоге докатилась до того, что не могла научиться шить джинсы. Но самое страшное, что власть, поощряя облавы общественников на стиляг, невольно способствовала не только грабежу и избиению подростков, но и более серьезным преступлениям.

ОХОТНИК НА СТИЛЯГ

Евгений Жуков вырос в бедной семье и с детства ненавидел сверстников, которые росли в достатке и сытости. Евгений отслужил в воздушно-десантных войсках, а на гражданке стал кандидатом в мастера спорта по боксу и мастером производственного обучения одного из ПТУ в Москве. Но ненависть к богатеям не прошла. И тогда он создал банду, грабившую стиляг под видом комсомольско-оперативного отряда. Оказывавших сопротивление, Жуков жестоко избивал. Причем хотя был боксером, но стиляг бил кастетом. И нескольких забил до смерти.

19 июля 1960 года в Москве на улице Эйзенштейна он убил 17-летнего стилягу Алексея Воробьева.

Кто знает, может быть, преступления Жукова так бы и остались «висяками», поскольку жертвами становились моральные отщепенцы, низкопоклонники Запада. Но Воробьев оказался сыном высокопоставленного партийного работника с Украины, работавшего в Киеве с Хрущевым. Милиция рьяно взялась за дело и огромными трудами разыскала девушку погибшего мальчишки по имени Марина. Она рассказала, что в кафе к ним подсел крепкий парень со шрамом через всю щеку, рассказал, что он – тренер по боксу и уговорил их пойти посмотреть его спортзал. В пути Марина заподозрила неладное. Она подошла к телефону-автомату на улице и попыталась сделать вид, что звонит родителям. Но боксер грубо вырвал у нее трубку. На защиту девушки бросился Алексей. Боксер его вырубил кастетом и погнался за Мариной. Она забежала в трамвайное депо имени Баумана и спряталась в углу цеха. Она слышала приближающиеся шаги преследователя и даже его дыхание. Но в самый напряженный момент боксера вспугнула трель свистка сторожа, увидевшего постороннего на объекте. Марина спаслась, но в милицию сообщать не стала. С ее слов, она так напугалась, что ей казалось, что боксер следит за ней. Конечно, с ее стороны скрытность выглядела некрасиво. Все же Алексей фактически спас ее ценой своей жизни, если не от смерти, то от изнасилования. А она не предпринимала никаких действий, чтобы кара настигла его убийцу. Правда, в конечном итоге именно ее показания поспособствовали тому, что Евгений Жуков был признан виновным в убийствах и приговорен к расстрелу.

Вскоре субкультура стиляг ушла в прошлое. Но с тех пор ни в СССР, ни в России не возникло ни одной другой, столь же романтичной

Олег Логинов

Статьи по теме:

Олимпийские скандалы 

Паспортная система в СССР 

Побег из ада 

Мифический переворот 1917 

Похороны Сталина 

Оставьте отзыв