Сайт содержит материалы 18+
Share on vk
Share on facebook
Share on odnoklassniki
Share on twitter
Share on linkedin
Share on google
Share on telegram
Share on whatsapp
Share on email

ПОСОЛ ЛЮДОВИКА IX (GUILLAUME RUBRUK)

Поделитесь записью
Share on vk
Share on facebook
Share on odnoklassniki
Share on twitter
Share on google
Share on linkedin
Share on whatsapp
Share on telegram
Share on email

ПОСОЛ ЛЮДОВИКА IX

(GUILLAUME RUBRUK)

Фламандский монах Гильом Рубрук вошел в историю как великий путешественник. Его даже сравнивают с Марко Поло. Однако открытие новых земель не было для Рубрука целью. По поручению французского короля он с дипломатической миссией ездил в Монголию. При этом Гильом дипломатическую миссию, можно сказать, провалил. Первооткрывателем пути к монголам не был, а пользовался указаниями предшественников. Миссионерских талантов в пути не проявил. И получается, что «великим путешественником» его сделала наблюдательность и хорошо написанная книга «Путешествие в восточные страны».

МОНГОЛЬСКАЯ УГРОЗА

Западная Европа фактически проспала зарождение на Востоке величайшей угрозы для себя. И не придала особого значения разрастанию и усилению Монгольской империи. Пока правитель «Золотой орды» Чингисхан и его преемник Угедей завоевали Северный Китай, Туркестан, Иранское нагорье, Месопотамию и Закавказье Европа особенно не беспокоилась. Но настоящим шоком для нее стал западный поход монгольских орд под руководством Бату-хана, более известного в России, как хан Батый. В период 1236-1342 годов Батый предпринял масштабный поход на Запад, победив и покорив сначала Русь, а потом все восточноевропейские страны до Адриатики и Балтики. Когда монгольские орды достигла Центральной Европы, западные монархи не на шутку перепугались.

Хан Батый.

Император Священной римской империи Фридрих II, когда Батый потребовал покорности, ответил, что мог бы стать сокольничим хана. И на всякий случай стал готовить корабль для бегства в Палестину. Один король-крестоносец Людовик-Французский готов был сражаться не на жизнь а на смерть со степными варварами и принять мученический венец в случае поражения.

И хотя монголы по каким-то непонятным причинам в 1942 году ушли из Восточной Европы, угроза их нового нашествия сохранялась. Общую тревогу европейских монархов разделял и римский папа Иннокентий IV, который первым направил к монголам дипломатическую миссию в лице францисканских монахов Бенедикта Поляка и Джованни Плано Карпини с поручением выведать планы потенциального противника.

Поляк и Карпини совершили длительное и опасное путешествие, достигнув города Каракорум у северных границ Китая, который Чингисхан избрал столицей монгольской империи. Они встречались с Батыем и удостоились аудиенции у только что избранного великим ханом Гуюка. От него они получили письмо к папе Римскому совсем неутешительного содержания, которое заканчивалось словами: «Мы поклоняемся нашему Богу и с его помощью разрушим мир от Востока до Запада».

МОНАХ В КАЧЕСТВЕ ПОСЛА

После этого французский король Людовик IX решил выяснить планы монголов поподробнее и отправить к ним своего посла. Которым тоже стал монах-францисканец Гильом Рубрук. Людовик Французский доверял ему, поскольку тот сопровождал его в Крестовом походе. И в 1252 году поручил Рубруку отправиться в южные степи к хану Батыю.

При французском дворе Гильом встречался с Карпини и видимо обстоятельно расспросил его о пути к монголам. Во всяком случае, он во многом повторил его маршрут.

Рубрук выехал из Акры весной 1252 года и отправился морем в Константинополь, откуда прибыл в порт Судак, в Крыму. Там он купил запряженную четырьмя волами крытую повозку и дальнейший путь к низовьям реки Этилии ( Волги), где была ставка хана Сартака, сына Батыя, проделал по суше.

Сартак согласился принять чужестранцев. Облачившись в церковные одеяния, разложив на подушке Библию, псалтырь, требник, распятие и кадило, с пением молитв Гильом со спутниками вошел в юрту хана. Сартак с любопытством рассматривал монахов и их одеяние, но в переговоры с ними не вступил, предложив им отправиться к его отцу. Однако Батый не пожелал встречаться с францисканским монахом и перенаправил его в Карокарум к великому хану Мункэ, сменившему Гуюка. Пришлось Рубруку двигаться вглубь неведомых и опасных земель.

Немало испытаний выпало на долю французской делегации. Пройдя побережье азовского моря, группа путешественников повернула на восток, и почти два месяца преодолевала Куманские степи, которые русские называли «Половецкими степями», переправлялась через реки Урал и Сыр-Дарью. В течение семи дней Рубрук ехал горной дорогой по северо-западным отрогам хребта Киргизского Алатау. 15 дней огибал озеро Балхаш, которое до 1845 года значилось на атласах как Западное море. После этого он пересек Монголию и прибыл, наконец, в Каракорум.

Следует отдать должное Рубруку – он обладал замечательной наблюдательностью и позже именно его наблюдения стали основой для представлений европейцев о Монгольской империи. Впрочем, ее столица, обнесенная земляными стенами, на французского посла впечатления не произвела, но его поразил веротерпимость в ней. В Каракоруме мирно уживались языческие и буддийские храмы, две мечети и одна христианская (несторианская) церковь.

Однако великого хана Мункэ в столице не оказалось и Рубруку пришлось отправиться в его резиденцию, находившуюся по ту сторону гор, в северной части страны.

Сама аудиенция французской делегации получилась непростой, но познавательной. Следуя правилу францисканских монахов, Рубрук и его спутники шли к резиденции босые, при этом отморозили себе пальцы на ногах, так как стоял сильный мороз. Правитель Монгольской империи Мункэ оказался курносым человеком среднего роста, одетым в меховую одежду, блестящую, как шкура тюленя. Он встречал гостей, лежа на диване, в окружении соколов и других птиц, сидящих на шестах. Послам французского короля были предложены экзотические для них напитки: арак, кумыс и мед. Но они воздержались от питья. Сам же хан воздерживаться не стал и вскоре захмелел настолько, что аудиенцию пришлось прервать. При дворе великого хана Гильом встретил множество послов — балдахского калифа, индийского и турецкого султанов и других правителей. Хан Мункэ явно уже привык, что послы со всего света едут к нему на поклон и написал Людовику IX довольно высокомерное, но малопонятное послание. В котором заявил, что «над землею есть только единый владыка Чингисхан» и что франкский король должен подчиниться монголам. И пусть он не рассчитывает: «Земля наша далеко, горы наши крепки, море наше велико», а не то увидит, что монголы знают и могут.

ИЗ ДИПЛОМАТА В ПИСАТЕЛИ

В июне 1254 года Рубрук отправился из монгольской столицы в обратный путь. Он тоже выдался нелегким. Гильом рассказывал, что от Каракорума до Бату они практически без отдыха добирались более двух месяцев, не видя за это время ни разу города или следа какого-нибудь здания, кроме гробниц.

Достигнув Астрахани, Рубрук свернул к югу. Через Дербент, Нахичевань, Эрзерум и Малую Азию добрался до порта Акка на берегу Средиземного моря. И потом по морю вернулся во Францию.

Главным достижением Рубрука стало его описание путешествия, которое было издано в виде книги «Путешествие в восточные страны». Сочинение монаха-францисканца было высоко оценено современниками и потомками. Видный немецкий географ конца XIX века О. Пешель даже назвал его «величайшим географическим шедевром Средневековья». Действительно Рубрук описал для европейцев множество доселе почти неизвестных им земель и народов. Его наблюдения подтвердили, что Каспийское море, это не океанский залив, как полагали, а внутреннее озеро – мысль, высказанная еще древним Геродотом. Благодаря ему, был установлен факт наличия Центрально-азиатского нагорья, Гильом отметил, что все реки текут в западном направлении, отклоняясь южнее или севернее этой области. Рубрук детально описал народности Китая, Кавказа и других регионов. И может быть, самым первым поведал миру о киргизах (хакасах), урянхайцах (тувинцах) и других народах. Но в заключительных главах его книги сквозит разочарование от так и недостигнутой цели. Он написал: «Мне кажется бесполезным, чтобы какой-нибудь брат ездил впредь к татарам так, как ездил я».

ЭПИЛОГ

Успех книге Гильома Рубрука принесли не только его географические и этнографические заметки, а еще и умение писать легким языком и находить любопытные факты. Например, одна из глав посвящена роли прорицателей и колдунов у татаро-монголов и весьма увлекательна. Но при этом Рубрук избегал непроверенных слухов, которыми грешил его предшественник Кармин, рассказывавший о живущих в Монгольской империи кенофалах с собачьими головами и вампирах, имеющий такой малый рот, что они не могут есть и только пьют жидкость.

Олег Логинов

Оставьте отзыв