СУД ТОВАРИЩЕЙ
(FRIENDLY COURT)
В СССР каких только судов не было. Были печально прославившиеся беззаконием и жестокостью «Тройки», штамповавшие «расстрельные» приговоры. Были весьма любопытные туземные суды, которые судили по местным обычаям, типа «закона гор» или «закона тундры». Но самую веселую память о себе благодаря кино оставили товарищеские суды.
ОБЪЕКТ ДЛЯ ШУТОК
Товарищеский суд в фильме «Зигзаг удачи»
Для нынешнего поколения главными источниками информации о товарищеских судах стали советские кинокомедии «Афоня» и «Зигзаг удачи», где они выставлены в смешном виде. Но еще более острая сатира на эти суды была представлена в юмореске Аркадия Райкина под названием «Товарищеский суд». В ней председатель суда объявляет:
— Товарищи, в очередной раз на повестке нашего дня безобразное поведение товарища Ошлепкина. … Товарищ Ошлепкин вместо того, чтобы культурно отдыхать в кругу семьи напивается как свинья, устраивает скандалы, дебоши и избивает жену. Не пора ли положить этому конец?!
Все начинают осуждать пьяницу и дебошира и вдруг возникает голос в его защиту:
— Тяжело, очень тяжело за товарища Ошлепкина. Но еще очень стыдно за нас всех. Посадить человека легко, а что вы сделали, чтобы помочь товарищу Ошлепкину? Не Ошлепкина мы должны судить, товарищи, а, прежде всего, самих себя!
И начинается судилище над судьями. А воспрянувший духом, маргинальный алкаш и дебошир Ошлепкин на глазах распрямляется и превращается в главного обвинителя. Совсем «раздухарившись», он объявляет суду:
— Я – жертва. Жертва вашего равнодушия!…Вы еще за мной побегаете. Попрыгаете за мной на одной ноге. Что доигрались?! Проморгали живого человека!
И народ заливался от хохота от этой юморески Райкина. Правда, сейчас это уже не кажется смешным.
ИСТОРИЯ ВОПРОСА
Наверное, в советское время шутили над товарищескими судами потому, что разного рода судилища были неотъемлемой частью этого общества. После Октябрьской революции люди рьяно принялись судить друг друга. И в этом их поддерживало государство. Декретом СНК от 14 ноября 1919 года узаконивалось формирование рабочих дисциплинарных товарищеских судов из представителей органов управления, профсоюзов. Суды наделялись правом применять к нарушителям самые суровые наказания вплоть до отправления на тяжелые общественно необходимые работы. Потом в период НЭПа в 1923 году их ликвидировали. Но уже в 1931 году вновь создали на фабриках и заводах, государственных, общественных учреждениях. В начале 1933 года в СССР действовало 20 648 производственно-товарищеских судов. В основном они занимались нарушениями трудовой дисциплины. И оказались весьма эффективными в этом плане. Жесткий подход государства и меры общественного воздействия позволили только на Урале сократить прогулы на предприятиях черной металлургии в 12, а машиностроения – в 18 раз.
Идея общественных судов очень нравилась прокурорским работникам и министрам юстиции, которые ее пропагандировали и продвигали. По инициативе наркома юстиции РСФСР Крыленко в начале 30-х годов XX в. создавались многочисленные сельские суды, производственно-товарищеские суды, колхозные суды, аульные, туземные и жилищные суды. Так, уже в начале 1933 года в СССР действовало 20 648 производственно-товарищеских судов. Причем на одном предприятии их могло быть несколько. Если в цехе трудилось более 25 человек, то он имел право завести свой, цеховой суд.
Товарищеский суд в ремесленном училище. 1963
Позже появились жилищно-товарищеские суды, товарищеские суды в ремесленных и железнодорожных училищах, школах ФЗО. А 17 января 1939 года СНК утвердил Положение о красноармейских товарищеских судах в Красной армии, ставших прообразами появившихся после войны офицерских судов чести. Но в более или менее совершенный вид товарищеские суды обрели только в 1977 году, когда был принят Указ Президиума Верховного Совета РСФСР «Об утверждении Положения о товарищеских судах и Положения об общественных советах по работе товарищеских судов». На предприятиях, в учреждениях и организациях страны действовало около 330 тыс. этих общественных органов, которые ежегодно привлекали к ответственности около 40 тыс. человек, из них не менее 45% – за нарушение трудовой дисциплины. Товарищеские суды избирались сроком на 2 года на общих собраниях работников в организациях, насчитывающих не менее 50 работников.
ВРЕД ИЛИ ПОЛЬЗА?
Картина Николая Шнейдера. «Суд над прогульщиком». (1931)
Безусловно, для своего времени товарищеские суды были благом и принесли немало пользы. Хотя бы потому, что спасли от тюрьмы огромное количество людей. Кроме дел о нарушениях трудовой дисциплины и правил охраны труда они занимались рассмотрением и уголовных преступлений: мелкого хулиганства, нанесении легких телесных повреждений, хищении государственного или общественного имущества на сумму до 50 рублей, мелкой спекуляции, краже малоценных предметов. Главной задачей товарищеских судов было пристыдить и убедить нарушителя, что хулиганить и воровать нехорошо. И часто это получалось.
Каких-либо действительно строгих санкций в арсенале товарищеских судов не было. Они даже не могли ходатайствовать об увольнении работника-нарушителя, если он не выполнял воспитательные функции или не был связан с обслуживанием денежных или товарных ценностей. По сути дела из-за этой «слабости» товарищеских судов их заседания подчас превращались в фарс, что и высмеивали сатирики.
Товарищеский суд в фильме «Афоня»
Наглядная иллюстрация тому — сцена товарищеского суда из кинокомедии Данелии «Афоня», запомнившаяся фразой: «А слабо вам, Вольдемар, в фонтан нырнуть?» Народ над этой сценой «угорал», но по большому счету она совсем не смешная. Советская власть так и не нашла рецепта сделать всех граждан идейными строителями коммунизма. Товарищеский суд разбирает дело сантехника Афонии о мелком хулиганстве. И сделать-то с нерадивым сантехником по большому счету ничего не может. Оштрафовать? Так тот мигом «отобьет» этот штраф поборами с жильцов. Выговор?
Афоне он как с гуся вода. Понизить в должности? Так некуда. И уволить нельзя. Ничего-то с Афоней суд сделать не может. Оттого и смешно. Но давайте посмотрим на эту ситуацию с высоты нынешнего времени. Современная коммерческая управляющая компания Афоню перевоспитывать бы не стала, а выперла на улицу в два счета. И осталось бы для него два пути: или на нары или в бомжи. Так что, как несовершенна была система товарищеских судов, но она позволяла удерживать пьяниц и прогульщиков в социуме.
А еще она позволяла правоохранительным органам избавлять людей от уголовного наказания. В частности у милиции было два инструмента для того, чтобы пожалеть человека, например, за его прежние заслуги и не отправлять в суд
Статья 10 УПК РСФСР позволяла передать материалы о совершенном им преступлении в товарищеский суд без возбуждения уголовного дела. А статья 7 УПК РСФСР позволяла прекратить уголовное дело с передачей материалов в товарищеский суд. Понятно, что это решение принималось не единолично, а постановление утверждалось прокурором.
СЕМЕЙНЫЕ ДРАМЫ
Чем товарищеские суды себя действительно скомпрометировали, так это «копанием» в «грязном семейном белье». Но и то не по своей воле. Им предписывалось рассматривать материалы о невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями обязанностей по воспитанию детей, о недостойном поведении в семье, о недостойном отношении к женщине и еще много чего.
Этим порой и пользовались обиженные женщины, «строча телеги» на своих благоверных. Иногда инициатива исходила и от соседей. Например, одна из газет советского времени писала: «Общественность не могла спокойно смотреть, как разрушает устои семьи гражданка Спиричева. Будучи замужней женщиной, она, в отсутствие законного супруга, ежедневно и в открытую водила к себе домой в коммунальную квартиру других мужчин… И все это на глазах у соседей и подрастающего поколения». Далее рассказывалось, как неравнодушные соседи написали письмо в товарищеский суд по месту работы Спиричевой, который детально разобрал ее блудные похождения и вынес ей общественное порицание.
СУДЫ ЧЕСТИ
Еще одной из разновидностей товарищеских судов были суды чести. Они возникли давным-давно, например, считается, что Высокий рыцарский суд был вариантом суда чести. В Х1Х веке суды чести прочно укоренились в армиях разных стран. И в 1863 году под именем «суды общества офицеров» появились в русской армии. После Октябрьской революции Красная армия отказалась от них, как от пережитка ненавистного царизма. Правда, ненадолго. В 1939 году они возродились в СССР под названием «товарищеские суды чести командного политического и начальствующего состава РККА».
После Великой Отечественной войны в СССР развернулась кампания по борьбе с «пресмыкательством перед Западом». В начале 1947 года Иосиф Сталин дал указание секретарю ЦК ВКП(б) Жданову «привести в чувство» госслужащих, которые, по его словам, оторвались от родной почвы и пресмыкаются перед заграницей. Уголовной статьи за «пресмыкательство» не было, но зато заподозренным в симпатиях в Западу можно было устроить «общественную порку» в коллективе для их вразумления. И Жданов не придумал ничего лучше, как перенести армейские порядки на гражданскую почву. Так появилось на свет Постановление Совмина СССР и ЦК ВКП (б) «О Судах чести в министерствах СССР и центральных ведомствах» от 28.03.1947 года. И начались общественные суды на «космополитами» и просто вольнодумцами в гражданских организациях. К счастью, в гражданских министерствах и ведомствах эти карательные выборные органы спустя некоторое время приказали долго жить, но в силовых структурах суды чести просуществовали до развала СССР.
Занимались они, как и товарищеские суды, в основном пьяницами и «залетчиками». И также оставили о себе память в различных байках и веселых историях. Возможно, они так запомнились, поскольку в целом были «нестрашными», и представляли собой не столько карательный, сколько воспитательный орган. Офицерские суды чести не располагали полномочиями для строгих наказаний, они могли лишь ходатайствовать перед руководством о понижении виновного в звании или должности, а также об его увольнении. В связи с этим вспоминается такая байка.
Председатель суда чести среднего и старшего начсостава в одном из подразделений МВД предложил своему сослуживцу, который чем-то провинился, самому избрать себе наказание из списка. Тот пробежался по списку глазами и махнул рукой:
— А пиши, лишить нагрудного знака «Отличник милиции». У меня все равно его нет.
В соответствии с пожеланиями провинившегося председатель так и записал в решении суда. Бюрократическая машина запустила этот документ в работу. И вскоре провинившийся на бумаге лишился знака, которого у него и не было.
Но самое интересное началось месяц спустя. В том же самом подразделении МВД произошло еще одно ЧП. И опять «накосячил» тот же самый офицер. Тут-то он сильно пожалел, что в прошлый раз к выбору наказания для себя подошел столь легкомысленно. Дело в том, что вторая санкция должна была быть строже предыдущей. А после лишения нагрудного знака следовало только увольнение из органов!
ЭПИЛОГ
В СССР некоторое время существовали товарищеские суды даже в местах заключения. Любопытно, что «Положение о товарищеских судах» не предусматривало ни защитников, ни обвинителей. Однако зеки пошли своим путем, им разрешили участие обвинителей и защитников из числа лишенных свободы в заседаниях товарищеского суда.
Любопытно, что строже всего «зоновские суды» подходили к камерным старостам, как к должным лицам, и интеллигентам, для которых оправдание в виде неразумности от недостатка образования «не канало».
Олег Логинов
Статьи по теме:
Жизнь и смерть Александра Фадеева