Сайт содержит материалы 18+
Share on vk
Share on facebook
Share on odnoklassniki
Share on twitter
Share on linkedin
Share on google
Share on telegram
Share on whatsapp
Share on email

220 ЛЕТ МВД РОССИИ ч. 7. «СОВЕТСКАЯ МИЛИЦИЯ» (SOVIET MILITIA)

Поделитесь записью
Share on vk
Share on facebook
Share on odnoklassniki
Share on twitter
Share on google
Share on linkedin
Share on whatsapp
Share on telegram
Share on email

220 ЛЕТ МВД РОССИИ

ЧАСТЬ 2

ИСТОРИЯ РОССИЙСКОЙ МИЛИЦИИ

ГЛАВА 2

СОВЕТСКАЯ МИЛИЦИЯ

(SOVIET MILITIA)

Владимир Сундуков. «В трудные военные годы». (2005)

Суровым испытанием для советской милиции, как и для всего наро­да, стала Великая Отечественная война. Лозунг «Все для фронта, всё для победы!» стал определяющим на весь период военных действий против немецко-фашистских захватчиков.

Военная обстановка поставила перед органами милиции ряд задач, связанных непосредственно с обороной нашей страны, содействием фрон­ту и укреплением тыла. Личный состав милиции всегда был готов к само­стоятельному или совместно с частями Красной Армии выполнению в зо­не боевых действий задач по ликвидации диверсионных групп, парашют­ных десантов и регулярных частей противника. В первые же дни войны сотрудники милиции пограничных районов приняли участие в боевых действиях. В западных районах страны из работников НКВД и милиции срочно были сформированы строевые подразделения для выполнения бое­вых заданий на фронте и в тылу врага.


Сотрудники милиции в массовом порядке записывались добровольцами в действующую армию. Только в июне-июле 1941 года в Красную Ар­мию ушло около 25% всего личного состава, а из московской милиции на фронт отправились 12 тыс. работников. Из работников НКВД Молдавии, Украины, Ростовской области и Краснодарского края РСФСР была сфор­мирована бригада, преобразованная в ноябре 1941 года в дивизию, которой командовал капитан милиции П.А.Орлов.


Работники милиции внесли достойный вклад в развертывание всенародной борьбы в тылу врага. Они вливались в ряды партизан, входили в состав истребительных батальонов, диверсионных групп. Так, начальник милиции г.Сухиничи Е.И.Осипенко вначале возглавил истребительный отряд, а затем штаб небольшого партизанского отряда. За доблесть, муже­ство и отвагу, проявленные в партизанской борьбе, он был награжден ме­далью «Партизану Отечественной войны» I степени за № 000001.

Управление НКВД Московской области в самые трудные дни обо­роны Москвы, с 9 ноября по 23 декабря 1941 года, направило в тыл противника 189 истребительно-диверсионных групп, которые уничтожили 1504 солдат и офицеров, 1 самолет, 16 танков и бронемашин, 108 грузовых ма­шин, 2 автозаправщика. Истребители пустили под откос 2 эшелона, зами­нировали 22 участка дорог и в 66 местах повредили связь.

Всего по неполным данным, бойцы истребительных батальонов и диверсионно-партизанских отрядов Подмосковья с июня 1941 по 21 янва­ря 1942 года уничтожили фашистов — 2014, танков и бронемашин — 30, дзо­тов — 3, машин и мотоциклов — 104, орудий — 14, кабеля телефонного — 53000 м. В это время в тылу врага действовали 5429 человек, из которых 88 человек были убиты, 187 ранены, 75 пропали без вести. За проявленные доблесть и мужество 103 человека награждены орденами и медалями Союза ССР.

Основной задачей милиции в годы воины оставалась охрана общественного порядка и борьба с преступностью, чем обеспечивался прочный тыл. Проблем в этой области было много, что объяснялось как ухудшени­ем качественного состава кадров (к 1943 г. в некоторых органах милиции личный состав обновился на 90-97%), так и осложнением криминогенной обстановки, ростом преступности. В 1942 году преступность в стране вырос­ла на 22% по сравнению с 1941 г., в 1943 г. — на 20,9% по сравнению с 1942 г., в 1944 г. соответственно — на 8,6%, и только в 1945 г. наметилось сни­жение уровня преступности: в первом полугодии число преступлений сни­зилось на 9,9%. Огромную тревогу вызывало то, что наибольший рост произошел за счет тяжких преступлений. В 1941 г. были зарегистрированы 3317 убийств, а в 1944 г. — 8369, разбоев и грабежей соответственно 7499 и 20 124, краж 252 588 и 444 906, скотокрадства 8714 и 36 285.

После объявления Москвы на осадном положении милицейским и военным патрулям было предоставлено право расстрела на месте преступ­ления бандитов и мародеров.

Особые организационные, тактические и оперативные меры принимались и органами милиции. Это, прежде всего, относилось к городам с наиболее неблагополучной криминогенной обстановкой. Так, в Ташкент была направлена бригада НКВД СССР, которая за 40 дней работы ликвидировала банду в составе 48 человек, совершившую более 100 тяжких пре­ступлений. К уголовной ответственности были привлечены несколько ты­сяч преступников (в том числе 79 убийц и 350 грабителей), военный три­бунал вынес 76 смертных приговоров. Аналогичные операции были про­ведены в 1943 г. в Новосибирске и в 1944 г. в Куйбышеве.

Наиболее тяжкие лишения и страдания в годы войны пережили дети. Для их спасения было сделано немало. Из всех районов страны, над кото­рыми нависла угроза оккупации, дети и детские учреждения эвакуирова­лись в глубь страны. Только за вторую половину 1941 года и первые месяцы 1942 года были вывезены 976 детских домов с 167223 воспитанниками.

Органы внутренних дел принимали самое активное участие в оказа­нии помощи детям. Сотрудники занимались выявлением безнадзорных и беспризорных детей и помещали их в детские дома, приемники-распределители. Расширялась сеть детских комнат при милиции. В 1943 г. в стране имелись 745 детских комнат, а к концу войны их насчитывалось более тысячи. В 1942-1943 гг. милицией с помощью общественности были задержаны около 300 тыс. беспризорных подростков, большинство из ко­торых были трудоустроены. Многих из них взяли на воспитание советские люди.

На крыше Кировского театра. Ленинград. 1941

Ленинградской милиции приходилось работать в наиболее сложных условиях. В докладной записке на имя председателя исполкома Ленинградского городского Совета начальник управления ми­лиции Е.С.Грушко сообщал в декабре 1941 года, что рядовой состав рабо­тает по 14-16 часов в сутки, а командно-оперативный — по 18 час. Еже­дневно в отряде регулирования уличного движения выбывали из строя по 60-65 человек, в отрядах речной милиции — по 20-25 человек, а в большин­стве отделений милиции по 8-10 человек. Причиной этому были голод и болезни. Многие из них умирали. В январе 1942 г. от голода умерли 166 сотрудников милиции, более 1600 были при смерти. В феврале 1942 года умерли 212 работников милиции.

После окончания Великой Отечественной войны милиция столкнулась с большими проблемами. За годы войны советская милиция потеряла многих своих лучших работников, и в первые послевоенные годы почти повсеместно был значи­тельный некомплект личного состава. В Псковской области, например, на 1 января 1947 г. он составлял 43%, в Приморском крае — 53%, в Саратов­ской области — 58%, в Калининградской области — 70%. Из-за большой нехватки людей наружные посты в подразделениях милиции обеспечива­лись личным составом только на 74%, что значительно ослабляло усилия по охране общественного порядка и борьбе с преступностью.

Для выхода из создавшегося положения были приняты меры к направлению на службу в милицию бывших партизан, красноармейцев, пе­редовых рабочих, колхозников. К 1948 году в рядах советской милиции слу­жили 24 Героя Советского Союза. В 1949 году начальником управления ми­лиции Ленинграда назначен бывший командир дивизии Герой Советского Союза И.В.Соловьев. Приход в милицию опытных офицеров и солдат Советской Армии оказал самое благоприятное воздействие на укрепление дисциплины, повышение оперативно-служебного мастерства личного со­става.

Постепенно устранялись диспропорции между ростом населения и увеличением штатной численности милиции. Численность личного соста­ва милиции последовательно возрастала: в МГБ СССР в октябре 1949 г. были переданы 205351 человек, в 1950 г. штаты достигли 232548 сотруд­ников, а на 1 июня 1953 года насчитывался 233791 человек в госбюджетной и 43926 человек в ведомственной милиции. Ухудшалось соотношение ок­ладов работников органов внутренних дел и средней ставки занятого насе­ления. Штатная численность местных органов определялась преимущест­венно «пробивной» способностью руководителей, а не особенностью ре­гионов и складывавшейся в них оперативной обстановкой. В результате «плотность» милиции в регионах со сложной оперативной обстановкой (Кемеровская, Молотовская, Свердловская и другие области) оказалась меньшей, нежели в республиках, краях и областях со стабильной обста­новкой.

Большая роль в подготовке кадров отводилась криминалистическим музеям, выполнявшим роль научно- и учебно-методических центров. До 1947 года их было только три: в Москве, Ленинграде и Свердловске. Для этих целей были выделены довольно значительные для того трудного времени средства, что позволи­ло уже в 1947 году открыть еще 12 криминалистических музеев.

Уже через несколько месяцев после окончания Великой Отечественной войны националистические банды, действовавшие в западных облас­тях Украины и Белоруссии, испытав на себе удары частей Советской Ар­мии, подразделений органов милиции и внутренних войск, вынуждены были изменить тактику, уйти в подполье. А через некоторое время они были полностью ликвидированы.

В Прибалтике ликвидация националистических банд проходила в более сложных условиях. Но и здесь правоохранительных органам удалось успешно ликвидировать бандитские формирования националистического толка, состоявшие преимущественно из бывших пособников фашистов

В октябре 1952 года решением Совета Министров СССР на милицию была возложена охрана объектов торговли, а также некоторых учреждений и предприятий промышленности. В составе управления милицейской службы был организован отдел вневедомственной наружной сторожевой охраны и соответствующие структурные подразделения на местах.

Сергей Олейников. «Задержание в 1950-х годах»

Особое внимание сотрудники милиции обращали на ликвидацию воровских и грабительских шаек. Лишь в первом квартале 1946 года ленин­градская милиция обезвредила десятки преступных групп, изъяв у них большое количество оружия и боеприпасов. Накануне выборов в Верхов­ный совет СССР в 1946 году белорусская милиция ликвидировала 40 воров­ских и грабительских групп, арестовала 2212 преступников. Хороших ре­зультатов добились аппараты уголовного розыска Краснодара, Ростова-на-Дону, Киева и ряда других городов.


В 1950-е годы принимались меры по расширению прав и повышению ответственности республиканских органов МВД. В апреле 1955 года на осно­вании постановления Совета Министров СССР было образовано Мини­стерство внутренних дел Российской Федерации. Несколько позже были разработаны и утверждены положения о министерствах внутренних дел союзных республик, определившие их права и обязанности.

Криминалист на выезд


После смерти Сталина началась работа по сокращению штатной численности органов внутренних дел, упрощению их структуры, укрепле­нию законности. Был значительно, обновлен центральный аппарат МВД СССР и его периферийные органы. Уже во втором полугодии 1954 года МВД СССР закончило перераспределение штатной численности милиции с уче­том количества населения, состояния и характера преступности в респуб­ликах, краях и областях. При этом за счет сокращения на 12% управленче­ского аппарата была увеличена численность участковых уполномоченных и рядовых милиционеров, особенно в областях освоения целинных и за­лежных земель, а также в городах со сложной оперативной обстановкой. В 1956 году численность центрального аппарата Главного управления милиции МВД СССР по сравнению с 1954 годом была сокращена на 48,8%.

Сергей Олейников. «Люди долга и отваги». (2016)

Одной из причин значительного сокращения штатной милиции стала идеологическая модель о приоритетной роли в охране общественного порядка добровольными народными дружинами. В ноябре 1958 года по инициативе ленинградских рабочих были организованы добровольные народные дру­жины (ДНД). Почин ленинградцев был подхвачен по всей стране. За короткое время только в РСФСР в ДНД вступило свыше миллио­на трудящихся. В 1962 г. в стране насчитывалось уже 130 тыс. дружин, объединивших в своих рядах более 4 млн. человек. Широкое распространение получили и другие формы участия обще­ственности в борьбе за законность и правопорядок: товарищеские суды; посты охраны социалистической собственности; оперативные комсомоль­ские отряды и др.


В конце 1957 года была введена новая форма одежды и улучшено ма­териальное снабжение милиции. В 1962 году было принято решение о введении в милиции торже­ственной Присяги и учреждении для республиканских, областных, крае­вых и крупных городских гарнизонов милиции Красных знамен.


Как и прежде острой оставалась проблема кадров. Для ее решения прибегали, как правило, к приемам, применявшимся ранее, эффективность которых была невысока. К их числу относились «мобилизации» коммуни­стов и комсомольцев в милицию. Так, например, в 1963 году на службу в ми­лицию РСФСР было направлено около 8000 человек. Однако в работе с кадрами оставалось еще много нерешенных во­просов. К 1966 г. только 9% начальствующего состава милиции имели высшее юридическое образование, а среднюю юридическую подготовку — 18,5%. Среди рядового состава было лишь 11,7% сотрудников со сред­ним образованием.

Выправлению этого положения придавал большое значение назначенный в 1966 министром охраны общественного порядка Николай Щелоков. При нем, в соответствии с решением Совета Министров СССР от 21 сентября 1973 г. была образована Академия МВД СССР, а также 17 высших учебных заведений МВД СССР по всей стране. Развивалась сеть научных учреждений системы МВД СССР. В 1969 г. была образована Центральная научно исследовательская криминалисти­ческая лаборатория (ЦНИКЛ), укреплен ВНИИ МВД СССР. Вскоре были созданы Всесоюзный научно-исследовательский институт безопасности движения, научный центр исследования проблем управления при Акаде­мии МВД СССР.

Вообще, Николай Анисимович не только является самым «долгожителем» на посту министра внутренних дел, который он занимал на протяжении 16 лет, дольше чем кто-либо за всю 200-летнюю историю МВД, но и считается самым прогрессивным министром. Он не обладал до назначения опытом работы в правоохранительных органах, но зато был отличным организатором. Щелоков умел находить и привлекать для работы на важнейших участках лучших специалистов. Так, в МВД им был приглашен для организации работы следственного аппарата, появившегося только в 1963 году, из военной прокуратуры Борис Викторов, для организации работы уголовного розыска – доктор юридических наук Игорь Карпец, для организации аналитической работы – Сергей Крылов из высшей школы КГБ. Может быть поэтому в тот период предложения МВД по тому или иному вопросу были нестандартными и перспективными. Например, в период очередной кампании по борьбе с пьянством МВД предлагалось увеличить количество рюмочных, продавать спиртное в любых продовольственных магазинах в мелкой расфасовке. Однако такие предложения не нашли понимания в ЦК КПСС, и в результате на свет появились совсем другие меры. Правительством было ограничено время продажи спиртных напитков, а патрульно-постовая служба некоторых областей в порядке эксперимента вооружалась резиновыми дубинками.

И все же Щелоков остался в истории одиозной личностью. С одной стороны он много сделал для своего ведомства – повысил его авторитет и добился существенного повышения зарплаты сотрудников, а с другой — стал первым после Берии руководителем МВД, подвергшимся уголовному преследованию.

Статья по теме «Реформы Щелокова».

Несмотря на многие позитивные начинания, направленные на укрепление милиции, общая тенденция ее развития, начиная с послевоен­ных лет, была неблагоприятной. Об этом можно судить по таким данным. С 1952 по 1972 год численность населения страны возросла с 184,8 млн. до 247,5 млн. человек, т. е. на 15%. В 1956 г. было зарегистрировано 713824 преступления, а в 1971 г. — 1057090, т. е. рост составил 48,1%. В то же время численность госбюджетной милиции с 1952 по 1972 гг. выросла с 256,8 тыс. до 286,7 тыс. человек (на 11,6%), а число участковых даже по­низилось (с 38,3 до 36,4 тыс.). Значительно сократилось число горрайорганов внутренних дел: в 1952 году их насчитывалось 6316, а в 1972 году — 4930.

Проверкой выучки и мастерства личного состава советской милиции, прежде всего патрульно-постовой службы, были XXII Олимпийские Игры, XII Всемирный фестиваль молодежи и студентов. По единодушно­му мнению участников и гостей Олимпиады, был обеспечен образцовый порядок Приведем свидетельство корреспондента «Вашингтон пост» К Денлинджера, который писал, что «система безопасности на Москов­ских Играх — самая продуманная и тщательно осуществляемая за всю ис­торию Олимпиад».

В конце 1982 года после смерти Брежнева Щелоков был смещен с поста министра внутренних дел, а его место занял Виталий Федорчук. С его приходом в милиция началась «большая чистка». В помощь новому министру в МВД по решению ЦК было направлено 150 сотрудников КГБ, в том числе и Василий Лежепеков, ставший заместителем министра по кадрам. Именно Федорчук и Лежепеков возглавили борьбу со «щелоковщиной» для наведения порядка в системе органов внутренних дел. Увы, результаты этой борьбы оказались печальными и отнюдь не пошли на пользу делу. За короткое время из милиции было уволено 90 тысяч сотрудников. Например, в Иркутской области из 28 начальников горрайорганов были сняты 27, 103 сотрудника уволены из органов или представлены к увольнению, 56 коммунистов были исключены из КПСС. Снижению уровня преступности такие меры отнюдь не способствовали.

Ильяс Арасланов. «Дежурная — на выезд!» (2006)

Резкое ухудшение криминогенной обстановки в стране с началом «перестройки» потребовало принятия адекватных мер. В 1980-е годы боль­шую остроту приобретает проблема усиливающейся в стране наркомании. Министерство внутренних дел СССР количественно и качественно укре­пило специализированные подразделения уголовного розыска по борьбе с наркоманией. В декабре 1991 года в МВД России была соз­дана самостоятельная служба по борьбе с незаконным оборотом наркоти­ков. В ноябре 1987 г. были образованы отряды милиции специального назначения (спецназ)». Согласно приказу МВД СССР от 3 октября 1988 года вместо спецназа были созданы отряды милиции особого назначения (ОМОН), основной задачей которых является поддержание порядка при проведении различных массовых мероприятий, стихийных бедствиях, ка­тастрофах и т.п.

В начале 1989 года в составе МВД СССР было создано 6-е Главное управление по борьбе с организованной преступностью.

18 апреля 1991 года Верховным Советом РСФСР принят закон «О милиции», в котором давалась комплексная регламентация правового статуса, организационной структуры, места и роли милиции в российском государ­стве.

Олег Логинов

Предыдущая частьСледующая часть

Оставьте отзыв