КАЗНЬ ДНЯ
По версии Олега Логинова.
19 августа
КАЗНЬ ГРАФА ДЕ ШАЛЕ
(EXECUTION OF THE COMTE DE CHALAIS)
Анри де Талейран-Перигор, граф де Шале — придворный Гастона, герцога Орлеанского, брата короля Людовика XIII, участник заговора против кардинала де Ришелье.
Граф де Шале был влюблен в Мари де Роган, герцогиню де Шеврез, которая решила сделать из Анри оружие для готовившегося заговора против кардинала Ришелье.
Гастон Орлеанский
Этот заговор возник отнюдь не ради высоких идеалов о благе Франции. Все началось с того, что король решил женить своего младшего брата на богатой наследнице, мадемуазель де Монпансье. Но Гастон, говорят, предпочитавший водить дружбу с мальчиками, жениться совсем не хотел. Его друзья решили помочь ему и возвыситься сами. Они задумали устранить Ришелье, который подсказал идею с женитьбой королю. В последующем они вообще хотели усадить Гастона на трон. И к счастью у них этого не получилось, поскольку Гастон не отличался высокими моральными принципами. Он несколько раз участвовал в заговорах против своего брата и каждый раз избегал за это ответственности, сдавая людей, поддержавших его. Собственно так произошло и на этот раз.
Мари де Шеврез
Одной из лидеров заговора была герцогиня де Шеврез. Она завлекла графа де Шале к себе в постель, чтобы привязать его к себе. И у нее это получилось. По свидетельству де Моттвиль, герцогиня делала все, чтобы вызвать ревность графа, рассказывая ему о том, что кардинал де Ришелье влюблен в нее и постоянно навязывает ей знаки своего внимания. Этим самым она готовила его на роль убийцы. По плану заговорщиков. Согласно плана заговорщиков, во время визита Гастона Орлеанского к Ришелье в его замок Флери-ан-Бьер, около Фонтенбло, свита брата короля должна устроить драку с гвардейцами кардинала. А де Шале должен был воспользоваться суматохой и под шумок прикончить Ришелье. Но тот, когда узнал о своей грядущей роли призадумался и засомневался.
Кардинал де Ришелье посетил Анри де Талейрана в тюрьме
По одной из версий, покушение было сорвано из-за самого де Шале: тот посвятил в заговор своего крестного, господина де Валансэ, который и донес обо всем кардиналу. Согласно другой версии, донос написал граф де Лувиньи, друг графа де Шале.
Казнь де Шале была назначена на 19 августа 1626 года на площади Буффе в Нанте.
Друзья графа попытались спасти де Шале, похитив городского палача. Они надеялись, что казнь отложат, и пауза даст им возможность испросить помилование для своего друга у Людовика XIII. Но суд Нанта не захотел откладывать казнь и бросил клич в городской тюрьме, что подарит жизнь смертнику, который заменит палача на эшафоте. Это вызвался сделать приговоренный к казни сапожник Шарль Дави. Так, желая помочь Анри, друзья только навлекли на него страшные мучения.
В назначенный день, 19 августа 1626 года граф де Шале все же взошел на эшафот. Там он снял свой дублет и опустил голову, чтобы палач мог подстричь его волосы. Потом он встал на колени, чтобы произнести последнюю молитву. Закончив ее он сам надел на глаза повязку, которую ему подал палач, и опустил голову на плаху. Сапожнику, выполнявшему обязанности палача, в качестве орудия казни вручили тяжелый швейцарский меч, да еще и плохо наточенный. Он вряд ли умел хорошо управляться с обычным мечом, а управиться с церемониальным ему и вовсе оказалось не под силу.
Ян Люйкен. «Обезглавливание Анри де Талейрана-Перигора неопытным палачом». (1698)
Шарль Дави, широко расставив ноги, поднял меч и резко опустил его пытаясь попасть по шее приговоренному. Но не попал. Голова у графа осталась на месте, а сам он упал на настил эшафота. Четыре раза сапожник рубанул скорчившегося на эшафоте Анри, но так и не смог отсечь у него голову.
Говорят, что до двадцатого удара граф мужественно поднимался с помоста и клал голову на плаху. При этом застывшие от ужаса зрители слышали, как он кричит: «Иисус Мария». Эшафот был весь, залит кровью. Но казнь не была исполнена. Некоторые зрители закрывали глаза, других рвало в толпе, третьи кричали, что надо казнить самого палача. Это заставляло Шарля Дави нервничать еще сильнее. Он, наконец, справился со своей работой, после того, как монах посоветовал ему отложить меч в сторону и завершить казнь бочарным топором. Последнюю треть казни Анри просто лежал, а неумелый добровольный палач рубил его шею. Сапожник отделил голову графа только с 29 удара.
Анри де Талейран-Перигор оказался единственным казненным участником заговора и стал своего рода козлом отпущения.
Статья по теме «Палачи-бракоделы».
*Использованы тексты из Википедии и других интернетресурсов.