КАЗНИ В ДРЕВНЕЙ РУСИ
(EXECUTIONS IN ANCIENT RUSSIA)
Киевская Русь на заре своего развития использовала законы скандинавов и германцев, согласно которым жизнь людей, и даже убийц, оберегалась. Родственникам убитого давали право лишить жизни убийцу или взять с него деньги, в виде пени или виры. Деньги тогда были редкостью, и считалось, что денежная пеня может отвращать человека от злодеяния.
Однако все соображения о выгоде отступали на второй план, когда дело касалось княжеской мести.
29 июня 1174 года во Владимире был зверски убит князь Андрей Боголюбский, основатель Владимиро‑Суздальского княжества. По легенде, некоторых из убийц расстреляли из луков, а жену князя Улиту, принимавшую участие в преступлении, и ее братьев засмолили в берестяных бочках и пустили по Поганому озеру.
ЖЕРТВЕННЫЕ КАЗНИ
Картина Генриха Семирадского. «Тризна русских дружинников после битвы под Доростолом в 971 году».
Что касается способов совершения казни на Руси, то они были довольно разнообразны. Из скандинавских стран вместе с варягами пришли их обычаи расправы с пленниками. Например, князь Олег в ходе похода на Византию, как настоящий викинг, использовал тактику устрашения. Чтобы нагнать жути на противника он практиковал массовые казни пленников. Им рубили головы мечами и топорами, а также топили их. Летописец Нестор утверждал, что воины Олеговы плавали в крови несчастных, терзали пленников, бросали живых и мертвых в море. Но тактика оправдала себя. Византийцы убоялись русичей и согласились заплатить по 12 гривен каждому их дружиннику, только бы те поскорей убрались обратно в свой дикий край.
Картина Генриха Семирадского. «Похороны знатного руса в Булгаре». (1883).
От язычников-славян при князьях еще были в обиходе ритуальные казни. Ибн Фадлан описал как проходили погребения древних руссов.
В Древней Руси после смерти правителя было принято спрашивать его близких и девушек, окружавших его при жизни, кто из них собирается уйти в мир иной вместе с ним. Если девушка дала согласие на уход из жизни вслед за господином, заботу о ее благополучии поручали другим женщинам, которые следили за тем, чтоб она не передумала, и заботились о том, чтоб она пила и радовалась. Девушке соответственно полагается веселиться и радоваться будущей смерти.
В день погребения девушку заводили в палатку, где шесть мужчин должны были совокупиться с ней. Потом ее клали на бок рядом с мертвым господином и убивали: «Потом положили ее на бок рядом с ее господином и двое схватили обе ее ноги, двое обе ее руки, и наложила старуха, называемая ангелом смерти, ей вокруг шеи веревку, расходящуюся в противоположные стороны, и дала ее двум мужам, чтобы они оба тянули ее, и она подошла, держа кинжал с широким лезвием, и вот, начала втыкать его между ее ребрами и вынимать его, в то время как оба мужа душили ее веревкой, пока она не умерла».
После этого правителя укладывали в ладью с его мертвой рабыней и спускали на воду. Затем ладью поджигали горящими стрелами.
Ибн Фадлан описал как проходили погребения древних руссов.
В Древней Руси после смерти правителя было принято спрашивать его близких и девушек, окружавших его при жизни, кто из них собирается уйти в мир иной вместе с ним. Если девушка дала согласие на уход из жизни вслед за господином, заботу о ее благополучии поручали другим женщинам, которые следили за тем, чтоб она не передумала, и заботились о том, чтоб она пила и радовалась. Девушке соответственно полагается веселиться и радоваться будущей смерти.
В день погребения девушку заводили в палатку, где шесть мужчин должны были совокупиться с ней. Потом ее клали на бок рядом с мертвым господином и убивали: «Потом положили ее на бок рядом с ее господином и двое схватили обе ее ноги, двое обе ее руки, и наложила старуха, называемая ангелом смерти, ей вокруг шеи веревку, расходящуюся в противоположные стороны, и дала ее двум мужам, чтобы они оба тянули ее, и она подошла, держа кинжал с широким лезвием, и вот, начала втыкать его между ее ребрами и вынимать его, в то время как оба мужа душили ее веревкой, пока она не умерла».
После этого правителя укладывали в ладью с его мертвой рабыней и спускали на воду. Затем ладью поджигали горящими стрелами.
Картина Павла Сорокина. «Первые христианские мученики при князе Владимире».
Человеческие жертвоприношения приписывают даже «крестителю Руси» князю Владимиру.
Легенда гласит, что, увенчанный победою и славою, он решил принести благодарность языческому идолу. И велел бросить жребий, кому из отроков и девиц Киевских надлежало погибнуть на алтаре. Жребий пал на юного варяга Иоанна, прекрасного лицом и душою, отец которого Феодор был христианином. Отец отказался выдать сына на заклание и начал обвинять язычников в безумии кланяться тленному дереву вместо живого Бога. Киевляне терпели христианство, хуление их веры возмутило их.
Картина Василия Сурикова. «Убиение язычниками первых христиан на Руси».
Предположительно 12 июля 978 года, народ вооружился, разметал двор варяжского христианина и потребовал жертвы. Отец, держа сына за руку, с твердостью сказал: «Ежели идолы ваши действительно боги, то пусть они сами извлекут его из моих объятий». Народ, в исступлении ярости, умертвил отца и сына, которые были таким образом первыми и последними мучениками христианства в языческом Киеве. Церковь назвала их Святыми мучениками Феодором и Иоанном.
КАЗНЬ КНЯЗЯ ИГОРЯ
Одна из древнейших и экзотических казней на Руси – разрывание человека меж деревьями. По преданию древляне подвергли такой экзекуции легендарного князя Игоря. Привязали его меж двух берез, а когда склоненная крона одной из них выпрямилась, князь погиб. Правда потом, его жена Ольга не менее жестоко отомстила древлянам за Игоря.
При князе Владимире на Руси стали практиковать повешенье преступников. А первым официальным повешенным стал казненный в Киеве Федор Бык, обвиненный в убийстве своего отца. Правда, приживался этот вид казни на Руси непросто. Путешественник Коллинс писал: «Русские долгое время затруднялись принять повешение как способ казни, думая, что душа человека повешенного, будучи принуждена выходить из тела через нижний проход, тем оскверняется».
Князь Глеб Святославович убивает волхва на Новгородском вече.
С древних времен в качестве наказания применялось сожжение. Этим способом в основном умерщвляли богоотступников — за богохульство, за церковную татьбу, за волховство, за чернокнижество. Особенно популярным этот вид казни был в Новгороде. «За обольщение» народа и неприятие веры христианской по приказу князя Глеба новгородцы в 1071 году сожгли волхва, а в 1227 году они сожгли уже четырех волхвов, хотя бояре хотели помешать этому. В 1157 году в Киеве на костре окончил свои дни еретик Мартин. В 1503 году в Москве были сожжены сектанты: дьяк Волк Иван Курицын, Дмитрий Коноплев, Иван Максимов, Некрас Рукавов и Кассиан, архимандрит новгородского Юрьевского монастыря. В конце XVII в. по велению московского патриарха взошли на костер немцы Кульман и Нордерман — за распространение ереси.
Прямая дорога на костер была раньше всем ведьмам и колдунам.
Когда в 1411 году в Пскове началась эпидемия чумы, по обвинению в напущении болезни были сожжены 12 женщин.
В 1446 г. князь Иван Можайский всенародно сжег вместе с женой боярина Андрея Дмитриевича — за волшебство.
ЖЕСТОКОЕ РАЗНООБРАЗИЕ
Рисунок Клавдия Лебедева. «Галицкие бояре тащат на костёр попадью-колдунью, любимицу Ярослава Осмомысла».
Иконы подчас ценились выше человеческой жизни. А потому любое покушение на них было чревато серьезной расплатой.
Берхгольц в своем «Дневнике» описывает казнь человека, ударившего палкой по иконе: «К правой руке была привязана палка и вместе с рукой обвита насмоленным холстом. Сперва зажгли эту правую руку и дали ей одной гореть до тех пор, пока огонь не стал захватывать далее и князь-кесарь, вместе с прочими вельможами, присутствовавшими при казни, не приказали поджечь костра. Рука его горела одна минут семь или восемь».
Казнь на костре порой применялась также и за такие преступления, как измена, поджигательство и ряд других. В начале XI в. галицкие бояре сожгли Анастасию, любовницу князя Ярослава. В 1230 году в Новгороде во время голода бояре присуждали к смерти людей, дошедших до людоедства. В летописях об этом сказано так: «Мох ядаху, кору ливову и лист ильм; иним резаху люди живыя и ядаху… То сведавше, бояре иных сжигаху, тако творящих».
Посажение на кол по свидетельству византийских историков применялось восточными славянами. Так, что на Руси эта казнь была известна, но широко распространения не получила.
Четвертование практиковалось в России еще в XV веке. В 1497 г. великий князь Василий осудил сторонников своего сына, «казниша их на Москве реке… Руки, да ноги и голову отсекли».
Первой известной казнью путем колесования считается наказание изменнику Якушке, перебежавшему к туркам во время осады Азова. За это в 1696 году его колесовали. По свидетельству историков эта казнь производилась так:
«Осужденный растягивался по земле; руки и ноги врозь; лицом кверху; голова, руки и ноги прикреплялись к кольям, врытым в землю. Под те места, где нужно было раздробить кости, подкладывались деревяшки с проделанными в них желобками. Раздробление осуществлялось деревянным тяжелым колесом, на одном краю которого была железная полоса. Палач, подняв колесо, ударял ею по месту, где находилась подставка с желобком. Тупое железо не резало мяса, а только дробило кости».
Олег Логинов
Статьи и фоторейтинги про казни в России: