ЗАГАДКА СМЕРТИ ЮРИЯ ДОЛГОРУКОГО
(THE MYSTERY OF YURI DOLGORUKY’S DEATH)
Юрий Долгорукий в России в большей степени визуальный образ, нежели историческая персона. Когда говорят о нем, сразу вспоминается его памятник на Тверской площади – богатырь в кольчуге и шлеме, сидящий на коне и простирающий мощную длань над основанной им Москвой.
ВСЕ НЕ ТАК, КАК КАЖЕТСЯ
Гравюра Бориса Чорикова. «Великий князь Всеволод назначает наследником второго сына своего Георгия (Юрия Долгорукого). 1212 г.»
Сын великого князя Киевского Юрий, по прозвищу «Долгорукий» родился в 1090-е годы. Большую часть своей жизни он правил Ростово-Суздальским княжеством, но больше всего хотел, как отец, стать великим князем Киевским. В результате провел свою жизнь в смертельной борьбе с волынскими князьями за киевский престол и при этом пролил немало русской крови.
Дважды Долгорукий захватывал Киев после жестоких сражений с князем Изяславом Мстиславичем, и дважды изгонялся им из этого города. При этом любопытно, что чуть ли не главными союзниками Долгорукого были половцы. Даже свой самый известный поход против внешнего врага – волжских булгар в 1120 году Юрий предпринял, оказывая помощь половцам, которые хотели отомстить булгарам за отравление Аепы и других их ханов во время переговоров в 1117 году. А потом половцы помогали Юрию в родственных междоусобицах Рюриковичей и грабили с его подачи русские города. Впрочем, справедливости ради надо сказать, что решающую победу над Долгоруким Изяслав одержал с помощью войск венгерского князя, с которым был в родстве.
Гравюра Б. Чорикова. «Великий князь Георгий (Юрий Долгорукий) отступает от осажденного им Владимира. 1156 г.»
Вообще, историки отзывались о Юрии Долгоруком без особого пиетета. Так, В. Н. Татищев писал, что «сей великий князь был роста немалого, толстый, лицом белый, глаза не весьма великие, нос долгий и искривлённый, борода малая, великий любитель женщин, сладкой пищи и пития; более о веселиях, нежели об управлении и воинстве прилежал, но всё оное состояло во власти и смотрении вельмож его и любимцев…». А историк XVIII века Михаил Щербатов писал, что князя Юрия прозвали Долгоруким по аналогии с персидским царем Артаксерксом – за «алчность к приобретению».
По большому счету Долгорукий даже основателем Москвы не был, она стояла и до него, только называлась иначе — Кучков, в честь суздальских бояр Кучко, которые ею правили. Главным среди них был Степан Кучко, его хоромы находились в районе, где ныне стоит Сретенский монастырь. В 1147 году Юрия, заявившегося к нему с дружиной, Кучко встретил «гордо и недружелюбно». Владимиро-суздальский князь был поглавнее боярина, а потому Долгорукий разгневался и приказал казнить Степана. Что и было исполнено. Но детей Кучко князь пощадил, дочку выдал замуж за своего сына Андрея Боголюбского, а сыновей принял к себе на службу.
А. Васнецов. «Основание Москвы. Постройка первых стен Кремля Юрием Долгоруким в 1156 г.»
Долгорукий сменил название города, вместо Кучково назвал его Москвой, в честь реки, на которой тот стоял. Но благоустройством его на первых порах особо не занимался. Только спустя лет десять после его захвата он обнес его рвом и деревянными стенами.
Можно сказать, что основателем Москвы Юрия Долгорукого сделала церковь, создав ему соответствующий имидж. Дело в том, что Кучко были язычниками, а Юрий укоренил в Москве христианство. А окончательно положительный образ Юрия Долгорукого сложился в середине ХХ века, когда в 1947 году отмечали 800-летие Москвы. С тех пор закрепился его образ государственника, который обустраивал Северо-Восточную Русь. Строил там города и привлекал в них переселенцев с Юго-Западной Руси, которым выделял ссуды и предоставлял статус вольных земледельцев. А прозвище его объяснили уже не корыстолюбием, а тем, что он был «собирателем русских земель». В общем, был героем, впрямь как на памятнике на Тверской площади, кстати, появившемся в 1954 году.
ТАИНСТВЕННАЯ СМЕРТЬ
Князь Юрий Долгорукий у боярина Кучки
20 марта 1155 года Юрий Долгорукий стал в третий раз великим князем Киевским. Он опять заполучил великокняжеский престол силой оружия. На правах завоевателя Юрий не заключил с киевским вече так называемого «Ряда», определявшего и разграничивавшего их права, чем нанес местной знати страшную обиду. К тому же в ущерб киевлянам раздавал привилегии пришедшим с ним суздальцам, чем тоже вызывал недовольство местных жителей.
10 мая 1157 года Юрий Долгорукий на обед к осменику (сборщику торговой пошлины) Петриле, который закатил для князя настоящий пир. Юрий отведал того-другого, изрядно выпил по своему обыкновению. Но, вернувшись домой, сильно занемог. Через пять дней, в ночь на 15 мая он отдал богу душу. Едва в городе узнали об его кончине, как киевляне ринулись громить и грабить городскую и загородную усадьбы князя. При этом, пытавшись остановить их и поддержать порядок суздальцев нещадно убивали. Потом Долгорукого в спешке похоронили в монастыре за чертой города.
В общей сложности на великокняжеском киевском престоле Юрий восседал около трех лет, но даже за этот срок ополчил против себя простой люд, бояр и даже своих племянников. По версии историка Н.М. Карамзина, народ так жаловал князя Юрия, что даже не пожелал, чтобы он был погребен рядом со своим славным отцом. Долгорукого похоронили вне города – в Берестовской церкви Спаса. И это при том, что он мог считаться даже невинно убиенным мучеником, поскольку по распространенной версии умер не своей смертью, а в результате отравления его Петрилой в сговоре то ли с киевскими боярами, то ли с недружественными к Юрию князьями, а может быть с теми и другими вместе.
Проверить эту версию появилась возможность в конце 1980-х годов, когда на Украине, возле церкви Спаса на Берестове, было обнаружено захоронение знатного человека, покоившегося в саркофаге. Археологи пришли к выводу, что это захоронение Юрия Долгорукого. Его останки подвергли исследованию и дали заключение: «На исследование представлены костные останки мужчины низкого роста (около 157 см), хрупкого телосложения, со слабо развитой мускулатурой, умершего в пожилом (60–70 лет) возрасте». Что ж, по возрасту покойный совпадал с Юрием Долгоруким. Но дальнейшее описание резко контрастировало с воображаемым образом великого основателя Москвы, потомка воинственных Рюриков. До последних лет жизни Долгорукий участвовал в военных походах, а поэтому заявление, что он был низкорослым слабаком просто шокировало. Может быть, не того откопали?
Но главная загадка состояла в вопросе – отравили его или нет? И особый упор судебно-медицинское исследование костных останков сделало именно на выяснении этого. Конечно, через тысячу лет наличие в костях ядов растительного происхождения выявить было нереально. Но установить наличие ядов неорганического и минерального происхождения представлялось возможным. Однако эксперты написали в заключении: «При спектральном исследовании костей признаков отравления неорганическими ядами (соединениями мышьяка, свинца, цинка, серебра, меди и пр.) не выявлено».
НЕ ФАКТ
Смерть Юрия Долгорукого так и осталась загадкой. Даже если останки и принадлежали ему, то ученые вряд ли могли выявить яд, убивший князя. Среди отравленных князей примерно того периода считается внук Ярослава Мудрого, князь Ростислав Тмутараканский. Монахи-летописцы прямо указывали, что в 1066 году на одном из пиров приехавший из Византии чиновник-«котопан» предложил ему совместно сушить чашу вина в знак дружбы. Котопан первым отпил половину, а потом протянул чашу Ростиславу, держа палец на краю чаши. А под ногтем этого пальца он прятал яд, которым и отравил вино, после того, как сам отведал его.
Но настоящая напасть в виде отравлений на русских князей обрушилась во время их визитов на поклон в Золотую орду после татаро-монгольского нашествия. Монах-францисканец Джованни да Плано Карпини описывал, как отца Александра Невского, князя Ярослава III Всеволодовича в Орде опоила мать хана. Она дала ему что-то испить из собственных рук, после чего он сразу занедужил, через несколько дней умер, а тело его удивительно посинело. Таким образом, отравления не были редкостью.
В Средние века самыми популярными ядами были сулема (соли ртути) и «мышье зелье» (мышьяк). Мышьяк был хорошо известен китайцам с давних времен, поэтому монголы, завоевав Китай вполне могли завладеть его секретом. В Европе первооткрывателем мышьяка, считается немецкий алхимик Альберт Великий, живший в XIII веке. Так что было бы просто странным, если бы в костях Долгорукого, умершего в XII веке обнаружили мышьяк. Если он и был отравлен, то, скорее всего, ядом органического происхождения. Известно, что такие яды нашли широкое применение еще в Древнем Риме. Например, считается, что ядом голубого лютика – аконитом был отравлен император Клавдий. Логично было предположить, что о секрете приготовления того же аконита знали византийцы, которые имели возможность снабдить ядом недругов князя Юрия. Хотя не вполне ясно, зачем им это было нужно.
У кого был мотив, так это у русских язычников. У них явно были счеты к Долгорукому за уничтожение капищ в Москве. А поскольку древнеславянские волхвы, говорят, умели добывать отравляющие вещества из грибов, ягод и растений, то вполне возможно по их рецепту был создан яд, который на свою беду отведал Юрий Долгорукий.
Олег Логинов
Предыдущая часть — Следующая часть
Статьи и фоторейтинги по теме: