Сайт содержит материалы 18+
Share on vk
Share on facebook
Share on odnoklassniki
Share on twitter
Share on linkedin
Share on google
Share on telegram
Share on whatsapp
Share on email

СОЖЖЕНИЕ В СРУБЕ (BURNING IN A LOG CABIN)

Поделитесь записью
Share on vk
Share on facebook
Share on odnoklassniki
Share on twitter
Share on google
Share on linkedin
Share on whatsapp
Share on telegram
Share on email

СОЖЖЕНИЕ В СРУБЕ

(BURNING IN A LOG CABIN)

Сожжение в срубе. Картинка из летописи.

Складывается впечатление, что в России никогда рачительно не относились к своим богатым природным ресурсам. Не случайно именно здесь изобрели, возможно, самую дорогую казнь в мире. В то время как в других странах практиковали фактически беззатратное побитие камнями или использовали многоразовые орудия казни, типа топора, гароты или гильотины, в России сжигали в срубах. В общем, леса и труда на экзекуции не жалели.

РОССИЙСКАЯ ЭКЗОТИКА

 Казнь сожжением на Руси применялась прежде всего для колдунов и еретиков. Также как и на Западе отправляли на костер и ведьм, только в меньших масштабах. Порой применялся этот вид казни за такие преступления, как измена, поджигательство и ряд других. Казнь сожжением осуществлялась разными способами. Например жгли в деревянных и железных клетках. Немецкий дворянин Альберт Шлихтинг, который провел в Москве 7 лет в период правления Иона Грозного писал, что в деревянной клетке сожгли еретика Башкина «за лютеранство». Жгли в железных клетках. Осуществляли казни по европейскому образцу: складывали Косте возле столба, к которому цепями привязывали приговоренного, а потом поджигали. Но, вероятно, эксклюзимным российским способом казни можно признать сожжение в срубе.

Английский посланник Флетчер, живший в Москве в период 1588-1589 гг. с удивлением описывал диковинную казнь, очевидцем которой стал: «…муж и жена… были сожжены в Москве, в маленьком доме, который нарочно для того подожгли».

Сруб делался из бревен, нередко он представлял собой настоящую избушку с дверьми и крышей. Впрочем, на этих атрибутах часто экономили, просто опускали сверху приговоренного в бревенчатую загородку, наполненную паклей и смолой, а потом поджигали. Иногда связанного смертника бросали внутрь уже горящего сруба.

Сожжение в срубе как вид казни появился в Московской Руси в XVI веке, но широко стал применяться только в следующем столетии. В XVII веке казнь путем сожжения была предусмотрена «за богохульство, за волховство, за чернокнижничество». Поэтому и жгли в срубах преимущественно ведьм, колдунов и инакомыслящих по отношению к официальной религии.

Так, в 1647 году по указу царя Алексея Михайловича шацкий воевода Григорий Хитрово казнил супругов Терешку и Агафьицу в срубе, обложенном соломою. Они обвинялись в том, что помощью заклинаний и «нити мертвого человека с приговором» уморили до смерти нескольких крестьян. В Тотьме в 1674 году сожжена была в срубе и при многочисленных свидетелях женщина Феодосья по оговору в порче. В 1671 году князь Долгорукий сжег в срубе старуху, обвиненную в колдовстве.

Казней сожжением проводилось довольно много отчасти и потому, что наказывали еретиков, как светские, так и религиозные власти. По сообщению немецкого историка, пасху 1685 года благочестивый патриарх Московский Иоаким отпраздновал сожжением в срубах около девяноста раскольников.

Хотя такая казнь требовала затрат на возведение сруба, но зато она имела некий нравственный аспект. Сожжение в срубе не способствовало публичной демонстрации жестокости, как, например, аутодафе в Испании, а берегло чувства присутствующих, поскольку процесс пожирания огнем человеческой плоти был скрыт от их взоров. Можно назвать ее и гуманной. Из-за задымления в срубе человек терял сознание после нескольких вдохов и умирал уже не чувствуя боли.

РЕЛИГИОЗНЫЕ КАЗНИ

Самыми известными сожжениями в срубах стали казни старообрядцев.

Есть у людей истово верующих такая черта, как нетерпимость к любой другой вере. Аввакум Петров был ревнителем древнего благочестия. Патриарх Никон – сторонником новшеств. Принципиальный спор между ними развернулся относительно того сколькими перстами креститься. Крылатой стала фраза Аввакума: «Лучше бо человеку не родиться, нежели тремя персты знаменатися».

Патриарх Никон долго пытался перевоспитать Аввакума. Сначала Петрова расстригли и предали анафеме – не помогло. Тогда сослали его на Север. Опять мера не возымело эффекта. В земляной келье Пустозерского острога Аввакум провел 15 лет, в течение которых написал свои главные сочинения. И, прежде всего известное «Житие», в котором он говорил: «…огнем да кнутом, да виселицею хотят веру утвердить! Которые‑то апостолы научили так? – не знаю. Мой Христос не приказал нашим апостолам так учить».

Постепенно Пустозерский острог стал центром пропаганды старообрядчества и непокорства не только иерархам церкви, но и власти государя.

Опасаясь, что речи раскольника приведут к бунту, царь Федор Алексеевич приказал отправить Аввакума на костер.

14 апреля 1682 года в Пустозерске «за великие на царский дом хулы» сожжен в земляном срубе главный идеолог старообрядства протопоп Аввакум Петров. Вместе с ним приняли мученическую смерть его ближайшие сподвижники старообрядцы Епифаний, Лазарь и Федор. Причем им «в нагрузку» к сожжению еще и отрезали языки.

В России ревностно относились не только к своей религии, но и к официальным заморским верованиям. А потому сожгли немецкого писателя и поэта Квирина Кульмана. Как-то у Кульмана после тяжелой болезни начались видения. Ему стало казаться, что за его спиной постоянно витают два ангела, которые нашептали ему, что Бог хочет объединить иудаизм, ислам и христианство в одну религию, а Квирин должен сообщить об этом всему миру. Вот и отправился Кульман проповедовать новое учение по всему свету. Скитался по Англии, Франции, Нидерландам, Швейцарии и даже пытался в Константинополе обратить в свою веру самого турецкого султана. Из всех стран вернулся живым, пока не заехал в Московию. Там на него накропал донос главный пастор московской немецкой общины Мейнеке, что еретик Кульман не уважает царскую власть. Царевна Софья неуважения не потерпела и распорядилась сжечь беднягу Квирина в срубе. Что и было исполнено 4 октября 1689 года.

КАЗНЬ ВОССТАВШЕЙ МОНАХИНИ

А

Картина А.Горбылева. «Казнь Алены на Базарной площади».

Но жгли в срубах не только колдунов и вероотступников. Такой казни, например, удостоилась соратница Степана Разина, Алена Арзамасская. Эта простая крестьянка была не чета персидской княжне. Ее Стенька Разин вряд ли посмел бросить в Волгу. Складывается впечатление, что Алена сама могла бросить в Волгу любого мужика. По свидетельству летописцев она отличалась недюжей силой и непревзойденной меткостью при стрельбе из лука. Причем ее лук был настолько тугой, что никто из пленивших ее солдат не смог натянуть его.

Став вдовой в молодые годы, Алена постриглась в монахини в женском Николаевском монастыре под Арзамасом. Но когда началось восстание Разина, сбросила монашеские одежды, собрала отряд в несколько сот человек и овладела с ним городом Темников, которым управляла более двух месяцев.

Однако 4 декабря 1670 года Темников был взят царскими войсками под командованием воеводы Ю.А.Долгорукова. Алена укрылась в церкви и отстреливалась из лука до последней стрелы, при этом убив еще семь или восемь солдат. Когда стрелы закончились, она отшвырнула лук и саблю и припала к церковному алтарю. Только после этого ее пленили ворвавшиеся в церковь солдаты.

В неволе Алену подвергли страшным пыткам, а потом казнили путем сожжения в срубе. Немец Иоганн Фриш так описывал ее казнь:

«Через несколько дней после (казни Разина) была сожжена монахиня, которая, находясь с ним (заодно), подобно амазонке, превосходила мужчин своей необычной отвагой… Ее мужество проявилось также во время казни, когда она спокойно взошла на край хижины, сооруженной по московскому обычаю из дерева, соломы и других горючих вещей, и, перекрестившись и свершив другие обряды, смело прыгнула в нее, захлопнула за собой крышку и, когда всё было охвачено пламенем, не издала ни звука».

Существует легенда, что царица, дабы навеки вычеркнуть из памяти народной имя Алены Арзамасской запретила под страхом смерти употреблять имя Алена. После этого возникло заблуждение, что имя Алена – производное от Елены. На самом деле это никакое не производное, а нормальное старорусское имя.

ПОСЛЕДНИЙ ПРИГОВОР И ПОСЛЕДНЯЯ КАЗНЬ

Последний в России приговор к смертной казни через сожжение в срубе был вынесен в декабре 1762 года в Яренске осужденному за колдовство 52-летнему зажиточному крестьянину Андрею Козицыну. Его по доносу главы крестьянской общины обвинили в наведении порчи на 5 женщин. Козицын признался на допросе, что в 1752 году на Пасху вступил в союз с нечистой силой, после чего получил в подчинение нескольких бесов, старшего у которых звали Ерохтой. Этих бесов Андрей якобы напускал на односельчан с порчами. Причем это признание Козицын сделал без применения пыток. А уже после признания его подвергли трехкратным пыткам, в ходе которых нанесли 71 удар кнутом, и он упорно стоял на своем по части связей с нечистой силой. В то время считалось, что трехкратная пытка снимает все сомнения в правдивости показаний. Но Андрея подвергли еще и четвертой. Он провисел два часа на дыбе и получил еще 25 ударов плетью, но показаний не изменил. Но его спасло, то, что за два года до этого в России был введен мораторий на смертную казнь. Архангельская губернская канцелярия не утвердила приговор Козицыну и заменила ему казнь публичной поркой и последующей каторгой. Наказание он отбывал в Нерчинске на серебряных рудниках, которые считались самой страшной российской каторгой.

Впрочем, уже после приговора Козицину в 1770-е годы на Камчатке сожгли в срубе колдунью-камчадалку, но не по решению суда, а по приказу капитана Тенгинской крепости Шмалева.

Олег Логинов

Статьи и фоторейтинги по теме:

10 казней сожжением 

Виды казней сожжением 

Казни сожжением в странах

Казни сожжением массовые 

Гравюры про казни сожжением 

Гравюры про казни персон сожжением 

Рисунки про казни сожжением 

 

Оставьте отзыв