АЛМАЗНАЯ АФЕРА
(DIAMOND SCAM)
В сборнике рассказов «Благородный жулик» О.Генри выведены два замечательных главных героя — Джефф Питерс и Энди Таккер. Вот как характеризует их автор:
«Этот Энди был гениальный мастак на всякие военные хитрости…Нет такого жульничества, которое бы он не испробовал». «Джефф Питерс делал деньги самыми разнообразными способами. Этих способов было у него не меньше, чем рецептов приготовления рисовых блюд у жителей Чарстона, штат Южная Каролина».
Что ж, надо признать, О.Генри было с кого списывать своих «благородных жуликов». Их прообразов на Диком Западе было немало. Например, просто диву даешься как двое простых малообразованных старателя Филипп Арнольд и Джон Слек обвели вокруг пальца известных «финансовых акул» США. И при этом остались чистыми перед Законом. Один из героев О.Генри представлял свою жизненную философию так:
«Сам же я принципиально никогда не брал у своего ближнего ни одного доллара, не дав ему чего-нибудь взамен – будь то медальон из фальшивого золота, или семена садовых цветов, или мазь от прострела, или биржевые бумаги, или порошок от блох, или хотя бы затрещина. Наверное, какие-нибудь мои предки происходили их Новой Англии, и я унаследовал от них стойкий страх перед полицией».
И складывается впечатление, что того же принципа придерживались Арнольд и Слек. Они дали «акулам капитализма» наживку, а те оказались сами виноваты, что заглотили ее.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ
Филипп Арнольд и Джон Слек занимались добычей драгоценного металла во время «золотой лихорадки» в Калифорнии и намыли себе золотишка, чтобы обзавестись фермами и зажить спокойной жизнью. Но спокойствие претило этим парням, склонным к приключениям и авантюрам. Они сложили свои капиталы и на 35 тысяч долларов накупили драгоценных камней в Европе. А потом поставили эти камушки на кон, словно играли в рулетку.
В 1871 года Арнольд и Слек приехали в славный город Сан-Франциско. Они навестили своего бывшего работодателя Джона Робертса, на золотоносном участке которого некогда трудились. После обмена приветствиями Филипп и Джон попросили у Робертса разрешения оставить ему на хранение свою седельную сумку, пока они сходят промочить горло в какой-нибудь бар. По вестернам мы знаем, что любой ковбой или старатель, приезжая в новый город, сразу спешит в местный бар пропустить стаканчик виски, поэтому ничего удивительного в их поведении не было. Удивительным было содержимое их сумки. Она была наполнена драгоценными камнями. И когда они показали их Робертсу, его глаза вспыхнули от изумления, словно эти драгоценности на свету. Правда старатели взяли с Джона слово, что он сохранит их богатство в секрете. Но на самом деле Арнольд и Слек отлично знали «старину Джона» и были уверены, что он-то точно не станет держать язык за зубами. Так оно и вышло. Едва они ушли, как тот сразу ринулся к своему приятелю Биллу Ральстону, владельцу местного банка, чтобы поведать ему о сумке с кучей необработанных алмазов.
Когда Арнольд и Слек изрядно навеселе вернулись, Робертс насел на них с вопросом, откуда они взяли такую прорву алмазов. И те поведали заплетающимися языками, что нашли в Вайоминге алмазное месторождение, больше, чем Кимберли. Джон поставил им еще выпивки и предложил взять в долю по разработке этого месторождения его и банкира Ральстона. На следующий день они все вместе отправились для обсуждения деталей сотрудничества в банк.
БЛЕСК АЛМАЗОВ ТУМАНИТ РАЗУМ
Президент банка в Сан-Франциско Уильям Ралстон по натуре был авантюристом, благодаря чему и сколотил свое солидное состояние. Куча драгоценных камней у простых старателей изрядно его заинтриговала. А потому он назначил встречу Арнольду и Слеку в своем офисе. На переговорах Филипп и Джон явно тушевались в присутствии известного финансового воротилы, но при этом очень тонко вели свою партию. Сразу на предложение банкира стать их компаньоном они не согласились, чем еще более раззадорили его. В конце концов, стороны сошлись по ряду предварительных условий сотрудничества. Ралстон хотел убедиться, что месторождение действительно существует. Старатели согласились его показать двум представителям банкира, но при условии, что завершающую часть пути те проделают с повязками на глазах.
Через три недели представители вернулись с мешочком алмазов и развязанными глазами полными восторга. Они описывали, что место, куда их привезли, — настоящие россыпи драгоценностей. Камни, что они насобирали, лежали просто на поверхности в траве, а ежели копнуть поглубже, то наверняка можно страшно обогатиться. Ральстон обрадовался, что судьба преподнесла ему подарок, а потому, чтобы не упустить шанс разбогатеть, выдал старателям 50 тысяч долларов наличными и еще 350 тысяч положил на их имя в банк.
Известие об открытии алмазного месторождения в Вайоминге больше Кимберли быстро облетело не только Сан-Франциско, но всю Америку. Войти в долю по его разработке выразили желание знаменитый богач барон Ротшильд, герой гражданской войны Макклеллан, ювелир Тиффани, юрист с мировым именем Батлер, редактор «Нью-Йорк трибьюн» Грили и еще многие уважаемые люди. А имеющиеся у них сомнения развеял ювелир Тиффани, проводивший экспертизу привезенных представителями Ральстона алмазов. Он авторитетно заявил:
— Поздравляю вас, господа! Камни подлинные и очень дорогие.
ЗАГАДОЧНОЕ МЕСТОРОЖДЕНИЕ
Слеку и Арнольду пришлось еще раз свозить сомневающихся в Вайоминг. Когда инспекторам развязывали глаза, они просто слепли от блеска россыпей алмазов, лежащих вокруг них. Их рассказы настолько подействовали на Ральстона, что он просто обезумел от жадности. Желая стать «алмазным королем», он начал запугивать старателей, угрожая разорить их судебными тяжбами, если они не продадут ему месторождение. Те нехотя согласились уступить его за 700 тысяч долларов. Сторговались примерно за половину этой суммы. Но едва бедняга Билли вступил в собственность, как понял насколько был слеп, хотя никто и не завязывал ему глаз.
Месторождением заинтересовался известный геолог Кларенс Кинг, работавший на правительство США и считавший, что в вайомингской степи не может быть залегания кимберлитовых трубок. Он самостоятельно отправился в Вайоминг на его поиски. И нашел клочок земли, где в траве попадались необработанные алмазы. Но пробы горной породы под травой показали, что она пустая. Наличия в ней не то, что залежей драгоценных камней, а даже просто отдельных камушков не было обнаружено. Ральстон снарядил еще одну экспедицию, в которую вошли и Кинг, и другие уважаемые геологи. И окончательно было установлено, что никакого алмазного месторождения в Вайоминге нет.
СГУБИЛА ЖАДНОСТЬ
В сущности банкира Ральстона погубила собственная жадность. Он потерял на этой афере кучу денег. И не только выплаченных Слеку и Арнольду за их долю в этом бизнесе, но и потраченных на взятки конгрессменам, чтобы те «протащили» через конгресс билль, который позволил ему стать владельцем месторождения. Соответствующий билль Конгресс утвердил 18 мая 1872 года, а уже в ноябре этого года афера раскрылась, и выяснилось, что никакого месторождения не существует в природе. Ральстон потратил миллионы, а получил драгоценных камней на сумму около 35 тысяч долларов. Это были те самые камни, которые Филипп и Джон купили в Европе и разложили на кочках в Вайоминге перед инспекторами банка из Сан-Франциско. От такого серьезного удара Уильям Ральстон уже не смог оправиться. Серьезные бизнесмены отныне потеряли к нему всякое доверие. И в 1875 году он покончил жизнь самоубийством, утопившись в заливе Сан-Франциско. А после его смерти в банке была обнаружена недостача на сумму в 5 миллионов долларов.
Зато Филипп Арнольд и Джон Слек разбогатели. В результате своей аферы они получили около 600 тысяч долларов. А главное, им за это ничего не было. Доказать умысел в их действиях не смогли. Слек открыл собственное похоронное бюро и дожил до глубокой старости. А Арнольд стал банкиром в городке Элизабеттаун. Дела его банка шли совсем неплохо, пока в 1878 году в офис Филиппа не ворвался разорившийся заемщик и не разрядил в Арнольда свой кольт.
Олег Логинов
Статьи и фоторейтинги по теме: