ФОТОРЕЙТИНГ «ЛЮДОВИК XVI И МАРИЯ АНТУАНЕТТА В НЕВОЛЕ»
(LOUIS XVI AND MARIE ANTOINETTE IN PRISON).
По версии Олега Логинова.
Практически всех монархов и тиранов объединяет неистребимая жажда власти. И их мало волновало во все времена то, насколько плохо они правят и как живется народу под их властью. Практически единственное, что их различало, это сколько крови своих подданых они готовы пролить ради сохранения этой самой власти.
Людовик Людовика VI и его жена Мария Антуанетта были неплохими людьми, но плохими правителями. Для пояснения можно привести две цитаты Стефана Цвейга из его книги Мария Антуанетта»:
«Что-то роковое в натуре Людовика XVI все же есть: кажется, будто не горячая кровь течет в его жилах, а тяжелый свинец медленно движется в них, с трудом превозмогая упрямое противодействие природы. Этот человек, искренне старающийся быть во всем добросовестным, вечно должен преодолевать в себе сопротивление материи, какую-то сонливость, чтобы сделать что-либо, подумать о чем-нибудь, хотя бы только почувствовать что-то».
«Мария Антуанетта даже не подозревает о том, что вокруг Парижского оперного театра простирается гигантский город, погрязший в нищете и пораженный недовольством, о том, что за прудами Трианона с китайскими утками, с прекрасно откормленными лебедями и павлинами, за чистотой и нарядностью построенной по эскизам придворных архитекторов, парадной деревни, hameau, стоят настоящие крестьянские домики, заваливающиеся от ветхости, с пустыми амбарами и хлевами, о том, что за золоченой оградой королевского парка многомиллионный народ трудится, голодает и надеется. Вероятно, именно это незнание и нежелание знать о всей трагичности и безотрадности мира могло придать рококо характерную для него чарующую грациозность, легкую, безмятежную прелесть».
Нападение жирондистов на Тюильри. Мария-Антуанетта защищает своих детей.
Спокойствие Людовика XVI не поколебало даже взятие революционными массами Бастилии. Но 5 октября 1789 года его жизнь перевернулась. Агрессивно настроенная толпа, состоявшая главным образом из женщин, ворвалась в Версаль требовать хлеба. На обратном пути она забрала с собой королевскую семью, которую фактически под арестом перевезли в парижский дворец Тюильри.
Эдвард Мэтью Уорд. «Королевская семья в Тампле»
Во время штурма дворца Тюильри 10 августа 1792 года королевская семья укрылась на заседании Законодательного собрания, а вечером того же дня разместилась в монастыре ордена фельянов. Через три дня, в соответствии с решением Законодательного собрания, членов королевской семьи под охраной доставили в Тампль и разместили на трёх этажах в покоях архивариуса. Режим пребывания позволял им свободно общаться между собой, играть, а королеве — заниматься воспитанием и образованием детей.
Вместе с Людовиком XVI в замке содержались его супруга, королева Мария-Антуанетта, и принцесса Елизавета Французская, сестра Людовика XVI, обе они впоследствии были гильотинированы республикой. Кроме них в замке содержались дети короля: принцесса Мария Терезия и наследный принц Луи-Шарль.
Жан Франсуа Гарнере. «Людовик XVI в тюрьме в Тампле»
Помещение французского короля в Тампль имело некий символизм. Этот замок был построен Орденом тамплиеров, а в 1312 году отобран у них французским королём Филиппом Красивым, и там содержался Жак де Моле, последний магистр Ордена тамплиеров, затем казнённый. В начале 1793 года начался процесс над Людовиком XVI, который тоже был приговорен к казни.
Анри-Пьер Данлу. «Людовик XVI в тюремном заключении».
Последние свои дни французский король Людовик XVI провел в Тампле. Заключенный в тюремных апартаментах, он считался теперь королем лишь для собственной семьи. До него доносилось эхо парижских событий, но теперь он выступал в роли пассивного зрителя, дожидаясь сначала суда, а потом – казни.
Людовик XVI читает свою последнюю волю и завещание Гийому де Ламуаньон де Малешерб в Тампле, 25 декабря 1793»
Шарль Беназе. «Прощание Людовика XVI с семьей в тюрьме в январе 1793 года».
Режим содержания узников в Тампле постепенно ужесточался. Но приговоренному к казни Людовику разрешили попрощаться с семьей.
Жан-Жак Хауэр. «Прощание Людовика XVI с семьей, 20 января 1793 года»
Очевидцы оставили душераздирающие описания прощания королевской семьи с Людовиком. Так, камердинер короля Клери вспоминал: «В половине девятого отворилась дверь в переднюю, первой показалась королева, ведя за руку сына, потом madame Royale и сестра короля Елизавета; все они бросились в объятья короля. Несколько минут царило молчание, нарушаемое только рыданиями».
Людовик XVI (1754–1793) прощается с семьей, 20 января 1793 г.
«Королева пошевельнулась, чтобы отвести Его Величество во внутреннюю комнату, где ожидал Эджворт, о чем они не знали. «Нет,- сказал король,- пойдемте в столовую, мне можно вас видеть только там». Они вошли туда, и я притворил дверь, которая была стеклянная».
«Король сел; королева села по левую руку его, принцесса Елизавета — по правую, madame Royale — почти насупротив, а маленький принц стоял между коленями отца. Все они наклонялись к королю и часто обнимали его.
«Эта горестная сцена продолжалась час и три четверти, во время которых мы ничего не могли слышать; мы могли только видеть, что всякий раз, когда король говорил, рыдания принцесс усиливались и продолжались несколько минут; потом король опять начинал говорить».
Дени Огюст-Мари Раффе. Людовик 16 и его семья
Наконец слезы прекратились, ибо для них не осталось больше сил… Прощаясь, королева попросила:
— Обещай, что ты еще увидишься с нами завтра.
— О, да, да, еще раз; а теперь идите, милые, любимые; молите Бога за себя и за меня!
Расставание Людовика XVI и Марии Антуанетты, 1792
Священник Эджворт, стоявший во время прощания Лювика с семьей за дверрью, потом рассказывал: «В течение четверти часа не было произнесено ни одной фразы. Они даже не плакали или рыдали- они вопили от горя, и их вопли нельзя было не слышать за стенами башни… Наконец, плач прекратился, видимо, потому, что их оставили силы». Чуть более 30 минут провел Людовик со своей семьей. Утешая семью, король сказал: «Успокойтесь. Будем лучше благодарить Провидение, приведшее меня к концу страданий».
Сначала французские революционеры решили повершить начатое и извести царскую семью под корень, чтобы никто из живых не напоминал о «проклятой монархии». Первой в этом списке оказалась королева Франции Мария Антуанетта, которая славилась красотой и приверженностью к родному австрийскому двору.
Мария-Антуанетта прощается со своим сыном дофином Луи-Шарлем де Бурбоном вТампле, 3 июля 1793 года
3 июля 1793 года дофина разлучили с матерью. И жизнь его начала превращаться в Ад.
Альфред В. Элмор. «Мария Антуанетта в Тампле». (1861)
Через пять месяцев после казни Людовика XVI революционный Комитет общественного спасения принял решение перевести Марию Антуанетту из донжона замка Тампль в камеры башни Консьержери на парижском острове Сите. Принимая это решение, Революционный трибунал рассчитывал на то, что австрийское правительство срочно приступит к переговорам. Однако ни Австрия, ни другие европейские державы никак не отреагировали на это. Зато некоторые ярые роялисты стали разрабатывать план вызволения королевы из тюрьмы.
Эдвард Мэтью Уорд. «Мария Антуанетта и ее дети»
Мария-Антуанетта была доставлена в Консьержери 2 августа 1793 года и заключена в камеру, выходящую окнами на так называемый Женский двор. Камера была обставлена мебелью весьма скупо: кровать с ложем из ремней, раковина, небольшой столик с ящиком, табурет и два стула.
Мария-Антуанетта в тюрьме
На королеве было траурное платье, и она имела с собой немного белья — белую ночную рубашку, пару батистовых блузок, платки, шёлковые чулки, несколько ночных чепчиков и ленты. На шее у неё висел портрет сына и его локон, спрятанный в детскую перчатку.
Теофиль Жид. «Мария Антуанетта»
Ни пера, ни бумаги у королевы не было, и последние дни она проводила за чтением и молитвами. Два раза в день ей приносили еду: в девять утра — завтрак (кофе или шоколад с булочкой), а в полдень — обед (суп, овощное блюдо, дичь или телятину и десерт). Ужинала Мария-Антуанетта остатками от обеда. Обычная ширма отделяла королеву от двух приставленных к ней жандармов.
Эдвард Уорд (Edward Ward). «Мария Антуанетта слушает обвинительное заключение за день до суда». (1859)
Революционерам стало известно о планах маркиза Ружевильского вызволить Марию-Антуанетту из камеры в башне Консьержи, где она содержалась под охраной.
После этого ускорили проведение судебного процесса над ней. Королеву обвинили в том, что она поддерживала связи с заграницей и предала интересы Франции. Судьям зачем-то понадобилось окончательно втоптать её имя в грязь — женщину обвинили в интимной связи с её малолетним сыном. Мария-Антуанета с гневом отвергла весь этот абсурд.
Луи Баадер. «Последнее утро Марии-Антуанетты»
На следующее утро, 16 октября 1793 года в 4 часа утра ей зачитали смертный приговор был оглашён смертный приговор.
Мария-Антуанетта отправляется на казнь
После этого палач Анри Самсон постриг наголо голову королевы и надел ей оковы на отведенные за спину руки. Мария-Антуанетта в белой пикейной рубашке, с черной лентой на запястьях, с платком из белого муслина, наброшенным на плечи, и с чепчиком на голове отправилась на казнь
Рисунок Жак-Луи Давида. «Королева по дороге на казнь».
Бывшую королеву посадили в телегу, которая проследовала на площадь Революции к стоявшей там гильотине.
Мария-Антуанетта на пути к гильотине
В 12 часов 15 минут пополудни королева была обезглавлена на нынешней площади Согласия.
Онфре де Бревиль Джоб (Onfray de Breville Job). «Дофин в тюрьме Тампля»
Маленький принц Луи Шарль был трудолюбив, сам ухаживал за розами в саду Версаля, к пяти годам, освоил азбуку и перешел к изучению иностранных языков.
Уолтер Миллс. Дофин Луи Шарль и его тюремщик Антуан Симон в тюрьме Темпл
После разлучения с матерью присмотр за ним поручили бездетному 57-летнему сапожнику Антуану Симону и его жене, убежденным республиканцам. Революционная чета поселилась в Тампле в одной комнате с маленьким королем. Воспитывали они его по быдлячьи. В воспоминаниях стражников Тампля и Марии-Терезы рассказывается, что Симон много пил, а по пьяному делу заставлял Людовика XVII петь «Карманьолу», кричать «Смерть королям!», курить трубку и пить вино. Когда мальчик отказывался, сапожник жестоко бил его. Луи-Шарлю постоянно угрожали гильотиной, доводя ребёнка до обмороков.
Людовик XVII в Тампле
16 октября 1793 года казнили Марию-Антуанетту, а 10 мая 1794-го на эшафот поднялась мадам Элизабет. В Тампле остались двое осиротевших узников — 16-летняя Мария-Тереза и 9-летний Луи-Шарль. Держали их раздельно, причем условия заключения становились всё более строгими.
Полгода за ребенком никто не присматривал, стража только выдавала ему скудную еду. Сидевшая в той же тюрьме сестра видела младшего брата раз в несколько месяцев. Позже она рассказывала: «Это было неслыханным варварством — оставить бедного восьмилетнего ребенка в полном одиночестве, под замком, в комнате с решетками на окнах… Он лежал в постели, в которой белье не менялось в течение полугода… вши покрыли его всего… Нечистоты оставались в комнате… окно было забито наглухо и в комнате было невозможно оставаться из-за отвратительного запаха… Часто ему не давали света; бедняжка буквально умирал от страха в темноте, но никогда ни о чем не просил…».
Смерть Людовика XVII во Франции, 8 июня 1795
После Термидорианского переворота 27 июля 1794 года условия содержания чуть улучшились, но истощенный ребенок уже безнадежно деградировал. В начале 1795 года осматривавший его хирург Дезо докладывал конвенту: «Я нашел ребенка идиотом, умирающего, жертвой самой низкой бедности, полностью заброшенное существо, опустившееся от самого жестокого обращения».
8 июня 1795 года Луи-Шарль Капет скончался. Охранники рассказывали, что перед смертью он воскликнул: «Вы слышите музыку? Слышите? Как красиво… Среди всех прекрасных голосов я слышу, как поёт мама».
Было объявлено, что, Луи-Шарль как и его старший брат умер от чахотки. Его сестра Мария Тереза после трёх лет и четырёх месяцев тюремных страданий была выкуплена австрийцами.
*Использованы тексты из Википедии и других интернетресурсов.
Статьи по теме: