ФОТОРЕЙТИНГ «РАЗНОСТОРОННИЕ ТАЛАНТЫ ГЮСТАВА ДОРЕ»
(THE TALENTS OF GUSTAVE DORE).
По версии Олега Логинова.
Гюстава Доре называют величайшим иллюстратором XIX века за непревзойдённую игру света и тени в его графических работах. Но, полагаю, что его также модно назвать лучшим книжным иллюстраторам всех времен за выписывание деталей. И это при том, что он никогда не обучался искусству живописи.
Луи Огюст Гюстав Доре (Louis Auguste Gustave Doré) родился в 1832 году в семье строителя мостов Пьера-Луи-Христофора Доре. Талант к рисованию у него проявился еще в детстве и говорят, что он с малых лет поражал окружающих мастерством рисунка. Но родителей стало беспокоить, что он слишком много времени сидит за альбомом с карандашом в руках. И отец, чтобы отвлечь его от этого занятия, купил мальчику скрипку. Пишут, что Гюстав и в музыке проявил необыкновенную одаренность: вскоре он с легкостью подбирал на слух мелодии, приводя в восторг знакомых. Но музыка все-таки не смогла отвлечь его от страсти к рисованию.
В одну из своих командировок по работе Пьер-Луи-Христофор Доре взял с собой в Париж всю семью. 15-летний Гюстав воспользовался моментом и заявился в редакцию «Журнал для смеха», чтобы показать свои наброски. Главный редактор Шарль Филипон сначала скептически отнесся к посетителю, но затем, рассмотрев принесенные рисунки, оценил несомненный талант их автора. Он принялся убеждать родителей Доре, что у мальчика большой талант и для его развития ему следует остаться в столице. Его слова нашли отклик.
В 1847 году Гюстав вместе с матерью переехал в Париж, где начал учиться в лицее Шарлемань. Затем молодой художник отправляется к главному редактору «Журналь пур рир» Филипону с серией рисунков подвигов Геракла и зачисляется сотрудником, получая при этом зарплату в 5000 франков. В конце этого же года был опубликован альбом литографий «Подвиги Геркулеса», изданный Обером, в котором указывалось, что автор этих литографий — пятнадцатилетний художник, выполнивший их без учителя и не имея классического образования.
И как говориться пошло-поехало. К 1860-и годам Гюста Доре стал ведущим парижским иллюстратором. Наверное, вершиной его творчества можно признать иллюстрации к Библии и «Божественной комедии» Данте. Эти иллюстрации приводятся в ряде других фоторейтингов. Но он иллюстрировал и много чего другого. Например, поэмы Байрона, сатирический роман Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», «Озорные рассказы» Бальзака. Делал гравюры «Потерянного рая» Мильтона, а также для сказок Шарля Перро и книг о приключениях Мюнхгаузена и Дон Кихота. Взглините:
Иллюстрация к «Дон Кихоту»
Иллюстрация к «Гаргантюа и Пантагрюэль»
Иллюстрация к «Потерянному раю» — «Падение мятежных ангелов»
Иллюстрация к сказкам «1000 и одной ночи» — «Синдбад среди змей». (ок. 1868)
Изысканность иллюстраций Доре к книгам сказок в свое время делала оформленные им книги хитом новогодних подарков.
Иллюстрация к сказке «Золушка» — «Фея-крестная вырезает тыкву»
Иллюстрация к сказке «Синяя Борода»
Работоспособность и плодовитость Гюстава Доре просто поражает. Художник Бурделен, приятель Доре, вспоминал, как тот, переходя от одного наброска к другому, за одно утро создал не менее 20 иллюстраций, при этом детально выписывая в каждой детали.
Известно, что Гюстава Доре делил свой рабочий день на три части: утро посвящалось графике, полдень — живописи, вечер — снова графике. Так что кроме иллюстраций он оставил в своем творческом наследстве еще и картины. И при этом очень интересные. Взгляните:
Гюстав Доре (Gustave Dore). «Андромеда». (1869)
Гюстав Доре (Gustave Dore). «Руджеро спасает Анжелику»
Гюстав Доре (Gustave Dore). «Христос покидает суд и начинает Крестный Путь»
Гюстав Доре (Gustave Dore). «Распятие Иисуса». (1871)
Гюстав Доре (Gustave Dore). «Долина слез». (1883)
Гюстав Доре (Gustave Dore). «Христианские мученики»
НЕОБЫЧНЫЕ ФАКТЫ О ГЮСТАВЕ ДОРЕ
В 1854 году, в связи с разразившейся Крымской войной, выходит его первая самостоятельная книга-альбом «История Святой Руси» (полное название «Живописная, драматическая и карикатурная история Святой Руси на основании текстов хроникеров и историков Нестора, Сильвестра, Карамзина, Сегюра и т. д. в 500 рисунках с комментариями» — антирусский военный памфлет. Эта работа Доре сегодня считается одним из первых французских комиксов.
Рисунок на тему крепостного права в России.
В 1861 году был опубликован «Ад» Данте, на страницах которого было представлено 76 гравюр. Книга стоила в то время в семь раз дороже самой дорогой книги, но продавалась как горячие пирожки, к удивлению всех, кроме самого Доре. С тех пор она выдержала более 200 изданий.
Гюстав Доре был не только художником, но и скульптором. Самая известная его работа — Д’Артаньян на памятнике Александру Дюма Старшему в Париже.
*Использованы тексты из Википедии и других интернетресурсов.
Фоторейтинги по теме:
Иллюстрации Гюстава Доре про ад
Иллюстрации Гюстава Доре про Чистилище