ПОД ВИДОМ НЕЧИСТОЙ СИЛЫ
(UNDER THE GUISE OF EVIL SPIRITS)
Так уж издавна повелось, что преступные элементы любят действовать под видом нечистой силы, чтобы нагнать страху на своих жертв, а потом их ограбить.
ВИКИНГИ И ПИРАТЫ
Известно, что отважные викинги не боялись ни бога, ни черта, а потому пускались в рискованные плавания по морям и малыми силами нападали на целые города. Воинской удаче викингов способствовало их умение запугать противника. Так, в начале VIII в. викинги под предводительством ярла Рулофа захватили часть французской провинции — Бретань. Для устрашения бретонцев Рулоф объявил себя сыном Божьим, сошедшим с небес для кары французов за их грехи.
Викинги устроили маскарад, переодевшись чертями, согнали пленных бретонцев на пустырь, где предоставили им возможность испытать ад на земле. Как известно викинги были язычниками и верили в Одина, покровителя воинов и Валгаллу, куда им предстояло отправиться после смерти. Поэтому насмешку над христианскими верованиями они не считали святотатством. «Черти» заставляли пленных лизать горячие сковородки, затем окунали их руки и ноги в кипяток, потом выпускали им внутренности и швыряли полумертвых людей в булькающую смолу. И такие представления шли ежедневно, пока население захваченных районов Бретани не было окончательно деморализовано.
Однако спустя пять лет бретонцы все же оправились от испуга. Они разбили викингов. А потом подвергли ярла Рулофа и его соратников пыткам и казням в придуманном ими аду.
Позже облик нечистой силы любили использовать пираты. «Дьяволом во плоти» называли корсара Эдварда Тича, который одним своим зловещим видом наводил страх на окружающих. Даниэль Дефо так описывал его внешность: «Борода была чёрного цвета, невероятной длины и поднималась до самых глаз; обычно он заплетал её в маленькие косички и обворачивал вокруг ушей. Во время боя он цеплял через плечо на манер бандальеры ружейный ремень, с коего свисали три пары пистолей в кобурах, и засовывал под края шляпы зажженные фитили, и, когда они с двух сторон освещали его лицо, глаза его казались воистину свирепыми и дикими, и все это, взятое вместе, придавало ему такой вид, что воображение людское не могло бы породить адской фурии, чей облик был бы более пугающим».
РАЗБОЙНИКИ
Не гнушались маскарадом под нечистую силу и сухопутные разбойники. По легенде, особенным любителем таких проделок благородный английский разбойник сэр Хамфри Кинастон, который во времена правления короля Генриха VII промышлял грабежом в графстве Шропшир. Кинастон был не простым разбойником, мало того, что он родился в знатной семье, так еще являлся правнуком видного государственного деятеля, представителя королевской династии, Хамфри Ланкастерского, герцога Глостера. Как известно, во времена Тюдоров Ланкастеры в значительной мере лишились своего влияния в Англии, в результате тезка уважаемого прадеда докатился до разбоя на большой дороге. Впрочем, простой люд его любил, так как он грабил только богатых и делился добычей с крестьянами. По преданию Хамфри Кинастон жил вместе с конем в пещере из красного песчаника и нападал на купцов в одиночку, хотя те обычно следовали в сопровождении охраны. Но сэр Хамфри легко подавлял их волю к сопротивлению, нагоняя ужас одним своим появлением. Говорят, он разрисовывал свое лицо так, что казался мертвецом, восставшим из могилы, а своего украшал какими-то зловещими предметами, отчего все в Ланкашире были наслышаны, будто бы под седлом у Кинастона сам дьявол, которого ни один шериф не может догнать.
В России разбойники тоже охотно прибегали к зловещему маскараду. Одну из таких историй описывал глава санкт-петербургской сыскной полиции Иван Путилин.
Случилось это в 1858 году. В то время сыскной полиции в России еще не существовало, и Путилин работал квартальным надзирателем Спасской части Петербурга. Летом криминальный элемент из столицы расползался подобно тараканам по окрестностям и Путилин выкраивал время, чтобы съездить к семье, отдыхавшей на даче в Парголове. Правда, по вечерам обычно возвращался в Петербург, чтобы подготовиться к утреннему докладу у обер-полицмейстера. Но 15 августа задержался на даче из-за дня рождения годовалой дочурки Евгении и выехал в город поздно – в два часа ночи. Езда в кабриолете теплой летней ночью убаюкала Ивана Дмитриевича. Проснулся он от резкой остановки лошади. Оказалось, что ее схватили под узцы мужики зловещего вида. Выглядели они как настоящие черти. Лица их были черны, а под глазами и вокруг рта полыхали яркие полосы в виде языков пламени. На головах красовались остроконечные колпаки с белыми кисточками.
Путилин был безоружен, а ночные черти не скрывали своих недружественных намерений, угрожая ночному путнику топором и узловатой дубинкой. Пришлось Путилину расстаться с кошельком и часами на цепочке. Отдав разбойникам все ценное, Иван Дмитриевич услышал, как они совещаются о его дальнейшей судьбе. Сначала хотели порешить, но потом не захотели брать грех на душу в праздник Успенья Пресвятой Богородицы.
Оставшийся в живых Путилин организовал операцию по поиску «парголовских чертей». Оказалось, что они регулярно грабили на этой дороге чухонцев, а те всерьез веря, что стали жертвой нападения нечистой силы, не заявляли в полицию.
Разбойников решили ловить «на живца». Взяли телегу, в которой спрятались Путилин и унтер-офицер Смирнов, а управлять ею посадили городового Курленко, славившегося силой. Только, переодели его бабой «чухонкой». И ночью отправились по дороге в Парголово.
Затея сработала, «парголовские черти» напали на телегу в сосновой роще. Какого же было их удивление, когда «чухонка» управлявшая телегой, не испугалась, а мощным ударом в ухо нокаутировала первого же напавшего на нее. Тут из телеги выскочили еще двое. На сей раз Путилин был вооружен пистолетом, но не стал стрелять, а набросил веревочную петлю на самого жестокого из разбойников, вооруженного топором. Вскоре все четверо «чертей» были схвачены и предстали перед судом. Оказалось, что они продолжительное время грабили на лесной дороге чухонцев, а те всерьез веря, что стали жертвой нападения нечистой силы, не заявляли в полицию.
ПОД ВИДОМ ВУРДАЛАКА
Впрочем, не всегда личину исчадий ада надевали для грабежей. Такая маскировка вполне годилась и для мести.
Если у впечатлительных людей мурашки пробегали по коже при прочтении на ночь гоголевского «Вия» или «Вурдалака» Алексея Константиновича Толстого, то трудно даже представить какой ужас испытывали летом 1725 года жители сербской деревушки Кизилов когда собственными глазами видели восставшего из мертвых вурдалака.
Тем более что народ в этой деревушке жил темный. Он буквально устроил травлю своему односельчанину Петеру Плогоевицу только лишь потому, что того угораздило родиться рыжим, да еще в Рождество. Почему-то его соседи решили, что это свидетельство того, что Плогоевиц является вурдалаком. Петер вконец извелся из-за этого и, не выдержав травли, повесился. Обрадованные односельчане посыпали его труп чесноком и похоронили с серпом у шеи.
Но через две недели всю деревню охватил ужас. Умерший Плогоевиц восстал из мертвых. Сначала он в сумерках навестил свой дом, до смерти перепугав жену Марию просьбой принести ему пару сапог, сказав, что стоптал возвращаясь из адского пекла. Мария упавшая на колени молила о прощении и обвиняла соседей, доведших его до самоубийства.
Вскоре девять соседей Петера дорого заплатили за его жизнь. Умерший являлся к ним по ночам, и пользуясь тем, что все впадали в ступор при его появлении, перерезал им горло после чего жадно пил их кровь.
Обезумевшие от страха жители Кизилова бросились в районный центр Градишев и своими рассказами про ожившего мертвеца добились отправки в деревню инспектора имперской полиции. Последний, не найдя там вурдалака, ограничился эксгумацией могилы Петера. Крестьяне тут же вырезали деревянный кол и пронзили им труп, который затем сожгли.
Вроде бы это помогло. Вурдалак перестал навещать деревню. А потом стало известно, что под видом восставшего из мертвых покойника по домам ходил его брат-близнец Стефан Плогоевиц. Он служил в армии, а когда приехал навестить брата, узнал о печальной кончине Петера. И жестоко отомстил соседям, загнавшим своими суевериями его брата в петлю.
НЕЧИСТЬ ХХ ВЕКА
В ХIХ веке Лондон долгое время терроризировало таинственное существо, которое англичане прозвали Джек-попрыгунчик. Мало того, что оно было страшным и передвигалось огромными скачками, так ему еще и пули не причиняли вреда. Когда англичане вздохнули спокойно, после того как монстр оставил их в покое, у Джека-попрыгуника появились последователи в России.
Грабители обряжались в привидений, приделывали к ступням пружины и буквально наскакивали на своих жертв, повергая их в ужас. Такой способ совершения преступлений практиковали до революции одесские налетчики. А после революции большую известность получила банда «попрыгунчиков», появившаяся в Петрограде в 1918 году. Ее главарем был уголовник с дореволюционным стажем Иван Бальгаузен. Члены его шайки, наскакивая на припозднившихся прохожих в саванах, как у мертвецов, при этом жутко свистели и совершали фантастические прыжки на своей обуви с пружинами. Обычно при виде их жертвы впадали в ступор от ужаса, а потом не могли опознать налетчиков. Эту банду упомянул Алексей Толстой в трилогии «Хождение по мукам» в эпизоде уличного нападения на одну из главных героинь романа:
«В сумерки на Марсовом поле на Дашу наскочили двое, выше человеческого роста, в развевающихся саванах. Должно быть, это были те самые «попрыгунчики», которые, привязав к ногам особые пружины, пугали в те фантастические времена весь Петроград. Они заскрежетали, засвистали на Дашу. Она упала. Они сорвали с нее пальто и запрыгали через Лебяжий мост. Некоторое время Даша лежала на земле. Хлестал дождь порывами, дико шумели голые липы в Летнем саду. За Фонтанкой протяжно кто-то кричал: «Спасите!» Ребенок ударял ножкой в животе Даши, просился в этот мир».
Благодаря «спецэффектам» банда Бегаузена оставалась неуловимой до весны 1920 года. Но потом сотрудники петроградского угро взяли ее, как Путилин, «на живца». Но очередной налет стал для Бальгаузена и его подельников последним. Ночью они напали на каких-то зажиточных мужичков, но те вместо того чтобы наложить в штаны от страха перед страшными ужимками, прижками и саванами разбойников, вдруг достали из этих самых штанов наганы и приказали привидениям поднимать руки «в гору». Ускакать от милиционеров у попрыгунчиков не было никаких шансов. Вскоре был проведен обыск на «малине» бандитов в доме номер 7 по Малоохтинскому проспекту, где было изъято 97 шуб и пальто, 127 костюмов и платьев, 37 золотых колец и много других ценностей.
По приговору суда Бальгаузен и его ближайший помощник Демидов были расстреляны.
Во второй половине ХХ века атеизм вытравил у советских граждан в значительной мере страх пред нечистой силой, и соответственно бандиты перестали под нее маскироваться. Зато в сверхестественное охотно продолжают верить в Африке. И тамошние грабители порой используют это обстоятельство. Четыре года в окрестностях цитадели «Великий Зимбабве» туристов грабил скелет… Считается, что это достопримечательность особенно красива в лунном свете. А потому туристов часто привозят к ней ночью. Стоило какому-нибудь путешественнику отойти от группы, как из темноты вдруг перед ним появлялся светящийся скелет, который загробным голосом требовал отдать ему деньги и ценности. Ни у кого не находилось мужества отказать ему.
Чего не смогла сделать зимбабвийская полиция, сделали местные колдуны. Они озаботились безопасностью туристов и сначала попытались отвадить от них грабителя заклинаниями. Не помогло. Тогда колдуны отказались от мистического подхода и просто организовали дежурства возле цитадели. Они-то и отловили корыстолюбивого скелета. Грабителем оказался 28-летний Мукивели Свиба. Перед тем как пойти на дело, он тело липким соком, посыпал пеплом и рисовал фосфоресцирующей краской скелет. В ходе следствия было установлено, что благодаря своему маскараду он буквально озолотился – его добыча составила 350 тысяч долларов, что для жителей Зимбабве – огромные деньги.
Олег Логинов
Статьи по теме: