Сайт содержит материалы 18+
Share on vk
Share on facebook
Share on odnoklassniki
Share on twitter
Share on linkedin
Share on google
Share on telegram
Share on whatsapp
Share on email

КАЗНЬ ДНЯ По версии Олега Логинова. 29 ноября. КАЗНЬ ГРИГОРИЯ КОТОШИХИНА (EXECUTION OF GRIGORY KOTOSHIKHIN)

Поделитесь записью
Share on vk
Share on facebook
Share on odnoklassniki
Share on twitter
Share on google
Share on linkedin
Share on whatsapp
Share on telegram
Share on email

КАЗНЬ ДНЯ

По версии Олега Логинова.

29 ноября

КАЗНЬ ГРИГОРИЯ КОТОШИХИНА

(EXECUTION OF GRIGORY KOTOSHIKHIN)

29 ноября (16 ноября по ст. стилю) 1667 года в Стокгольме казнен Григорий Котошихин, известный русский дипломат, писатель и шпион.

Григорий Котошихин был сыном казначея одного из московских монастырей, сам он служил подьячим Посольского приказа в Москве. В 1661 году его завербовал, шведский дипломат Адольф Эберс, и он начал за деньги сливать шведам информацию о «тайных намерениях и деяниях» русского двора. Когда три года спустя измену Котошихина раскрыли, он сбежал в Литву, где подал прошение польскому королю Яну Казимиру и был принят на польскую службу при канцлере Великого княжества Литовского с годовым о Григорий Котошихин кладом в 100 рублей. Однако изменнику хотелось чего-то большего и интересного. А потому из Литвы он тоже сбежал. Сначала в Силезию, затем в Пруссию и наконец оказался голодный, оборванный, с обмороженными ногами в шведском городе Нарве.

Котошихин-1

Тут припомнили его шпионскую деятельность в интересах Швеции, выдали Котошихину 200 ригсдалеров и перевезли в Стокгольм. В конце 1666 года Григорий поселился в южном предместье Стокгольма у служившего в государственном архиве русского толмача Даниила Анастасиуса и прожил там более 8 месяцев. Делать Котошихину особо было нечего, и он написал обстоятельный труд о России, ее государственном и социальном укладе — «О России в царствование Алексея Михайловича». Эта книга стала для Запада настоящей энциклопедией русской жизни.

Несмотря на требования Москвы, Стокгольм никогда бы не выдал Котошихина. Он погубил себя сам. Когда в Стокгольм приехали русские купцы, Анастасиус подрабатывал у них переводчиком. И невольно втянулся в их беспробудное пьянство. Жена устраивала Даниилу головомойку всякий раз когда он возвращался домой и при этом лыка не вязал. И возможно, на почве пьянок мужа действительно изменила ему с квартирантом Котошихиным. Дело кончилось тем, что Анастасиус по-пьяни приревновал Котошихина к своей супруге и начал гнать его из дома. Григорий тоже находился в подпитии, а потому не на шутку вспылил. В разгар скандала, Котшихин схватил нож и несколько раз ударил им Даниила. А потом еще пырнул ножом грудь свояченицу Анастасиуса, прибежавшую на крики. Девушка выжила, а вот толмачу не повезло – он скончался.

Вдова Анастасиуса не стало покрывать Григория и подала на него в суд. Котошихин полностью признал на суде свою вину. Находясь в заключении, он дважды пытался покончить с собой. Но его спасли, однако 26 сентября 1667 года все равно приговорили к смертной казни.

Правда казнь была несколько отсрочена, чтобы Котошихин принял лютеранство, как он того пожелал. 29 ноября 1667 года политическому и религиозному изменнику принародно отрубили голову за убийство. Сразу после казни его тело перевезли в Упсалу, где было анатомировано профессором медицины Оловом Рудбеком. Кости Котошихина, нанизанные на проволоку, долгое время хранились в Упсальском университете.

ЭПИЛОГ

В заключение можно привести одно наблюдение о российской действительности того времени, которую процитировал историк Василий Ключевской в своей книге «Исторические портреты»:

«Вот характерная нравоописательная картинка из записок известного московского подьячего времен царя Алексея Михайловича. «В домах своих живут они, смотря по чину и общественному весу каждого, вообще же без особенных удобств. Малочиновному приказному человеку нельзя построить хорошего дома. Оболгут перед царем, что-де взяточник, мздоимец, казнокрад, и много хлопот наделают тому человеку, пошлют на службу, которой исполнить нельзя, инструкцию такую напишут, что ничего не поймешь, и непременно упекут под суд, а там – батоги и казенное взыскание, продажа движимого и недвижимого с публичного торга. А ежели торговый человек или крестьянин необычно хорошо обстроится, ему податей навалят. И потому, – заключает Котошихин, – люди Московского государства домами живут негораздо устроенными и города и слободы у них неблагоустроенные же».

*Использованы тексты из Википедии и других интернетресурсов.

Оставьте отзыв