Сайт содержит материалы 18+
Share on vk
Share on facebook
Share on odnoklassniki
Share on twitter
Share on linkedin
Share on google
Share on telegram
Share on whatsapp
Share on email

КИМ ФИЛБИ (KIM PHILBY)

Поделитесь записью
Share on vk
Share on facebook
Share on odnoklassniki
Share on twitter
Share on google
Share on linkedin
Share on whatsapp
Share on telegram
Share on email

КИМ ФИЛБИ

(KIM PHILBY)

Ким Филби стал единственным в мире обладателем высоких наград двух стран за службу в их разведках — ордена Британской империи в Великобритании и ордена Ленина в СССР.

СЫН НЕОРДИНАРНОГО ОТЦА

Гарольд Адриан Рассел Филби родился в 1912 году в Индии, в семье известного британского арабиста и советника короля Саудовской Аравии. Но известность он получил не под именем Гарольд, а под прозвищем «Ким», которым наградили его родители в честь мальчика из одноименного романа Редьярда Киплинга, который был разведчиком-пандитом и участвовал в так называемой «Большой Игре», которую вели между собой британское и русское правительства за обладание Внутренней Азией. Кима отправили с миссией в Гималаи, где он должен был одурачить русских агентов и заполучить их секретные документы.

Отец Кима Филби был выходцем из старинного британского рода, но при этом принял мусульманство и завел вторую жену. Явно, что цепкий ум, тягу к приключениям и способность идти против устоев, Ким перенял от отца.

Он с отличием окончил Вестминстерскую школу, поступил Тринити-колледж Кембриджского университета, где учились дети британской элиты. Но при этом Кембридж в начале 1930-х годов был пронизан социалистическими идеями. Особенную популярность они приобрели в 1933 году на фоне того, что творилось в мире: в Германии к власти пришел Гитлер, в Италии была диктатура Муссолини, в Америке — «Великая депрессия». В этой связи взоры невольно обращались в сторону молодой Страны Советов, где строили общество на идеалах равенства и справедливости.

КЕМБРИДЖСКАЯ ПЯТЕРКА

Считается, что именно в недрах Кембриджа появилась пятерка молодых, амбициозных людей, которые по велению совести решили помочь Стране Советов строить светлое и справедливое будущее. Они не из-за денег, а ради своих высоких принципов согласились помогать СССР. А потом все пятеро волею судеб и благодаря своим личным качествам заняли высокие посты в Великобритании, при этом, не прекращая сотрудничество с советской разведкой. «Мозгом» Кембриджской пятерки называют Кима Филби, который в последующем занимал высокие посты в  британской разведке — в SIS  и МI5. Его партнерами стали четыре человека, тоже обучавшиеся в Кембридже. Персоны трех из них не вызывают сомнений: Дональд Маклин, работавший в министерстве иностранных дел, Энтони Блант, советник короля Георга VI, имевший отношение к контрразведке, и Гай Берджес, также работавший в министерстве иностранных дел и тоже имевший отношение к контрразведке. Версии о пятом члене команды рознятся, но наиболее вероятным «кандидатом» называют еще одного сотрудника министерства иностранных дел Джона Кернкросса, имевшего отношение к военной разведке. Впрочем, может быть пятого члена в этой группе и вовсе не существовало. «Пятеркой» ее окрестили из-за теории, что она образовалась в рамках Коминтерна, где ячейки обычно состояли из пяти членов. А может быть, не существовало и «четверки». Во всяком случае, Ким Филби в интервью журналисту Найтли рассказывал:

— Кембриджской группы не существовало. Это чепуха, выдуманная журналистами и авторами книг о шпионах. Я начал работать с русскими не в Кембридже. То же самое следует сказать о Берджессе и Бланте… Я не знал Маклина до войны, но сомневаюсь, чтобы он начал работать в Кембридже. Так что идея существования кембриджской группы не выдерживает критики, но она породила массу нелепостей. Люди годами искали вербовщика.

И действительно, из-за теории о «Кембриджской пятерке» спецслужбы Великобритании и США 30 лет безуспешно искали пятого ее члена. Но так и не нашли. И тем не менее эта группа вошла в историю как «пятерка». А бывший директор ЦРУ Ален Даллес называл «Кембриджскую пятёрку» «самой сильной разведывательной группой времён Второй мировой войны.

РАЗВЕДЧИК ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВА НА СЛУЖБЕ КОММУНИСТОВ

После окончания Университета Ким Филби оказался в Австрии, где познакомился с активисткой тамошней компартии Литци Фридман. Они вместе уехали в Британию и там поженились. Весной 1934 года на Филби вышел советский нелегал Арнольд Дейч и предложил ему сотрудничество с разведкой СССР. Ким принял предложение, не колеблясь. Побывав в Австрии, он уже отчетливо понимал, какую угрозу человечеству несет фашистская «коричневая чума», распространяющаяся по Европе, и осознавал, что противостоять ей сможет только СССР. Потом он в качестве журналиста «Таймс» отправился в Испанию, где шла Гражданская война. А поскольку он работал спецкором при франкистской армии, то его сведения были очень ценными для советской разведки, поддерживавшей республиканцев.

После возвращения из Испании на Филби обратили внимание в Secret Intelligence Service (SIS) — внешней разведке Великобритании и предложили ему поступить на службу Ее Величества. Ким быстро пришелся ко двору в SIS, и уже в 1941 году стал заместителем начальника контрразведки. В Москве не могли нарадоваться. Теперь СССР был в курсе не только действий своего союзника – Великобритании, но и в его замыслах. Когда Филби спрашивали, чем он помог СССР в войне с Германией, он отвечал одним словом: «Прохоровка». Что это была за информация, которая помогла Красной Армии победить в одном из решающих сражений Великой Отечественной войны – на Курской дуге, сказать трудно. Но вероятно, это было нечто действительно важное. Карьера Кима в разведках сразу двух стран одновременно шла в гору. Особенно в британской, где его в 1944 году назначили руководителем 9-го отдела SIS, занимавшегося советской и коммунистической деятельностью в Великобритании. Особенно важной его работа в этом направлении стала после войны, когда в 1946 году Уинстон Черчилль произнес свою знаменитую речь в Фултоне, которая считается сигналом для начала «холодной войны». Ситуация была в мире была напряженной, драматичной, но где-то и анекдотичной. Шутка ли сказать, борьбу с коммунистической угрозой в Великобритании возглавлял шпион этих самых коммунистов.

В 1949 году Ким Филби получил назначение в Вашингтон, где ему поручили координировать деятельность британских и американских спецслужб в борьбе с пресловутой коммунистической угрозой. Когда позднее сотрудник ЦРУ Майлз Коуплэнд узнал об истинной роли Филби в их совместной работе, он произнес: «Было бы лучше, если бы мы вообще ничего не делали».

ПОБЕГ В СССР

Ким Филби на пресс-конференции в 1955 году

Складывается впечатление, что «холодная война» стала личной драмой для членов Кембриджской пятерки. Они так верили и надеялись, что после Второй мировой войны благодаря их усилиям мир станет добрее и лучше. Но не вышло. Особенно сильно душевный надлом проявился у Берджеса, он начал сильно пить. Потом приехал в Вашингон излить душу другу Киму, а тот поселил его в своей квартире, чтобы держать под контролем, и это было грубейшим нарушением инструкций. Потом проблемы начались в Англии у Маклейна. Филби отправил Берджеса помочь ему. Советская разведка не бросила своих ценных сотрудников в беде, она тайно вывезла Майклейна и Берджеса в СССР. Но теперь проблемы начались у их друга – Филби. Он попал под подозрение и был уволен из SIS. К счастью нашлись друзья, которые помогли ему снова пристроиться в разведку, только в другой отдел — МI5.

Под видом корреспондента его отправили в Бейрут в качестве руководителя местной британской резидентуры. Работа на трех хозяев – две разведки и газету – надломила Кима. Всех их интересовала информация. Он добывал ее, просиживая в баре, где собирались британские дипломаты. А пока сидел, то пил и выпивка затягивала его все сильнее. В 1962 году британская коммунистка Флора Соломон «заложила» Филби, сказав, что в 1937 году он пытался завербовать ее в пользу советской разведки. Чтобы спасти его от неизбежного ареста экстренно пришлось тайно вывозить Филби в СССР.

ЭПИЛОГ

Рассказы советской жены Филби, Руфины Пуховой о житье-бытье Кима в СССР вызывают грусть. И дело даже не в том, что его в Москве фактически спровадили на пенсию после бегства из Бейрута. Он рассказывал, что когда учился в Кембридже то осознал, что бедным в Англии живется чертовски плохо, и из-за этого проникся коммунистическими идеями. Но когда оказался в коммунистическом СССР, увидел, что там бедным живется еще хуже. И чуть ли не со слезами на глазах говорил Руфине: «Это они выиграли войну. Почему они такие бедные?». А чтобы заглушить разочарование пил.

Олег Логинов

Оставьте отзыв