ФОТОРЕЙТИНГ «ЧИСТИЛИЩЕ ДАНТЕ В ИЛЛЮСТРАЦИЯХ ГЮСТАВА ДОРЕ»
(DANTE’S PURGATORY IN ILLUSTRATIONS BY GUSTAVE DORE).
По версии Олега Логинова.
«Чистилище» — вторая часть «Божественной комедии» Данте Алигьери, повествующая о той части загробного мира, куда попадают души, успевшие рано или поздно покаяться в совершенных грехах. Такие души получают возможность достигнуть Рая после того, как «отбудут срок» в Чистилище. Данте попадает сюда, пройдя все девять кругов Ада. Достигнув центра земли, он оказывается на другом полушарии, где и располагается гора Чистилище.
Данте на коленях перед Катоном
Страж Чистилища — Катон Младший Утический, государственный деятель последних времен Римской республики, известный отстаиванием своих принципов.
У подножья — умершие под церковным отлучением, но раскаявшиеся в своих грехах. «Они ждут доступа в Чистилище в течение срока, в тридцать раз» превышающего то время, которое они пробыли в «распре с церковью». И новоприбы́вшие души — ангел привозит их в челне с устья Тибра, куда они собираются после смерти и дожидаются пока их не заберут на остров. Среди них Данте встречает своего друга — певца Казеллу, сицилийского короля Манфреда.
Его обитатели — нерадивые, до смертного часа медлившие с покаянием. В первом уступе грешники остаются столько времени сколько прожили
2-й уступ Предчистилища.
Его обитатели — нерадивые, умершие насильственной смертью, но успевшие покаяться.
Долина земных властителей
Ее обитатели — правители, поглощенные мирскими делами.
Врата Чистилища. Пока Данте спал, его перенесла сюда Св. Лючия. У врат (алмазный порог) — ангел с мечом и двумя ключами — серебряным и золотым.
1-й круг
Чистилище было также поделено на части – круги. В первом круге находились «христиане, гордые сердцами» и наказанные за свою гордыню. Они медленно ползут, согнувшись до земли под тяжестью камня, привязанного к шее. Хотя они держались из последних сил, сгибаясь под большой тяжестью, но пели хвалу Господу и просили наставить людей на путь истинный.
2-й круг
Второй круг Чистилища предназначался для завистников. Одетые во власяницу (длинная грубая рубашка из волос или козьей шерсти), с зашитыми веками железной проволокой, они сидят, прижавшись спиной к скале, плечами — друг к другу.
3-й круг
В нем томятся души людей в наказание за гнев. Они мучаются в дыму, от которого ничего не видно. Этот дым был предназначен для очищения душ, отравленных гневом. «Темный и подобный ночи» дым ослеплял их, заставляя думать о кротости и смирении. Однако это средство не очень-то помогало.
«Потом я видел яростных людей,
Которые, столпившись, побивали
Камнями юношу, крича: «Бей! Бей!»»
4-й круг
В нем томятся души людей в наказание за праздность (Недостаточная любовь к истинному благу). Они несутся «в вечном непокое».
Скупцы и расточители, образуя два хора, в постоянном своем движении наталкиваются друг на друга, укоряют одни других в скупости и расточительности, и затем расстаются, чтобы снова сойтись. От одной из душ Данте узнал, что «любви к добру, неполной и унылой, здесь придается мощность».
5-й круг
«Так здесь возмездье, хоть и по-иному,
Стопы и руки связывает нам,
И мы простерты будем без движенья,
Пока угодно правым небесам».
В пятом круге томятся души людей в наказание за корысть (Чрезмерная любовь к ложным благам). Они рыдают, лежа лицом к земле и не смея двинуться.
6-й круг
В нем томятся души людей в наказание чревоугодие. Они оголодали настолько, что исхудали до костей, и выглядят как «дважды мертвые». Им суждено было испытывать страшные муки голода до тех пор, пока души искренне не раскаются и не искупят свои грехи.
7-й круг
Перед Стеной пламени, которое сжигает похотливых.
Седьмой круг Чистилища предназначался сластолюбцам, что «забыли о людском законе, спеша насытить страсть, как скот спешит».
Свои души они очищали тем, что горели в огне и пели оды целомудренной жизни.
После путешествия через Чистилище Вергилий, Данте и Стаций проходят через очищающий огонь перед восхождением к Земному раю, который находится на вершине Чистилища.
*Использованы тексты из Википедии и других интернетресурсов.
Фоторейтинги по теме:
Иллюстрации Гюстава Доре про ад