ПОСЛЕДНИЙ СОЖЖЕННЫЙ В РОССИИ
(THE LAST BURNED IN RUSSIA)
Поскольку огню приписывалась сила, очищающая от грехов, сожжение чаще всего практиковалось для «вразумления» отступников от веры.
КАЗНИ НА КОСТРЕ
Рисунок Клавдия Лебедева. «Галицкие бояре тащат на костёр попадью-колдунью, любимицу Ярослава Осмомысла».
Казни на костре практиковались в мире с незапамятных времен. На Руси этим способом в основном умерщвляли богоотступников — за богохульство, за церковную татьбу, за волховство, за чернокнижество. Особенно популярным этот вид казни был в Новгороде. «За обольщение» народа и неприятие веры христианской по приказу князя Глеба новгородцы в 1071 году сожгли волхва, а в 1227 году они сожгли уже четырех волхвов, хотя бояре хотели помешать этому. В 1157 году в Киеве на костре окончил свои дни еретик Мартин. В 1503 году в Москве были сожжены сектанты: дьяк Волк Иван Курицын, Дмитрий Коноплев, Иван Максимов, Некрас Рукавов и Кассиан, архимандрит новгородского Юрьевского монастыря. В конце XVII века по велению московского патриарха взошли на костер немцы Кульман и Нордерман — за распространение ереси.
Прямая дорога на костер была раньше всем ведьмам и колдунам. Когда в 1411 году в Пскове началась эпидемия чумы, по обвинению в напущении болезни были сожжены 12 женщин. Вероятно, это была самая массовая казнь сожжением на Руси.
Казнь на костре порой применялась также и за такие преступления, как измена, поджигательство и ряд других. В 1230 году в Новгороде во время голода бояре присуждали к смерти людей, дошедших до людоедства. В летописях об этом сказано так: «Мох ядаху, кору ливову и лист ильм; иним резаху люди живыя и ядаху… То сведавше, бояре иных сжигаху, тако творящих».
Там же в Новгороде в 1442 году были присуждены к сожжению подозревавшиеся в поджогах. В 1493 году в Москве сожгли в железных клетках князя Лукомского и толмача Матиаса, подозревавшихся в намерении отравить Ивана III. А в 1687 году казаки Прилуцкого полка сожгли в печи своего полковника Лазаря Горленко.
А самым знатным человеком, преданным огню, стала боярыня Марья. В 1446 году князь Иван Можайский всенародно сжег жену боярина Андрея Дмитриева-Мамонова, Марью за волшебство. В 1764 году казни на костре хотели предать боярыню Феодосию Морозову за приверженность к «старой вере». Даже пыткой на дыбе ее не заставили отречься от своих взглядов. И тогда решили казнить, но этому воспротивилось старомосковское боярство, подавшее царю Алексею Михайловичу челобитную. Морозовы были одними из 16 высших аристократических родов московского государства, имевших право на наследственное боярство. Хотя для Морозовой уже был сложен костер, но в последний момент царь уступил настояниям своей сестры Ирины и распорядился казнь отменить. Правда, боярыню Морозову это не спасло. Феодосию уморили голодом в земляной тюрьме в Боровском городском остроге 12 ноября 1675 года. Перед смертью она попросила тюремщиков постирать в реке ее рубаху, чтобы умереть в чистом.
РЕНЕГАТ ЖУЛЯКОВ
В различных источниках говорится, что в Екатеринбурге в последний раз в России применялась казнь путем сожжения, когда 20 апреля 1738 года на костре был умерщвлен башкир Тойгильда Жуляков за переход в ислам.
Эта казнь тоже носила показательный характер. Дело в том, что в тот период башкирские бунты представляли серьезную угрозу. Башкиры не только грабили города, но и еще крушили заводы, возводившиеся с огромным трудом. Пойманным башкирским бунтовщикам обещали полное прощение в случае принятия им православия. Но предупреждали, что отречение от него и возврат к исламу будет рассматриваться как тягчайшее преступление.
Ренегата Тойгильду арестовали в Теченской слободе. Оттуда Жулякова и трех его старших сыновей под конвоем двух гренадеров повезли в Екатеринбург. 10 апреля 1738 года неподалеку от русского села Бобровского Жуляков сумел незаметно освободиться от колодок, в которые его заковали, выхватил из-за армяка сидевшего к нему спиной возницы топор и ударил им по ноге гренадера Трапезникова. Пользуясь замешательством конвоя, Тойгильда с сыновьями бросились в разные стороны. За отцом семейства устремился другой гренадер Казаков. Он мог пристрелить Жулякова при попытке к бегству, но не стал и предложил ему сдаться. В ответ башкир бросился с топором на гренадера и перерубил ему руку. Но тут подоспел Трапезников. Солдаты хотя и были ранены, но пленили Жулякова и доставили его в Екатеринбург. А сбежавших сыновей переловили русские поселенцы.
В указе по Главной Горной канцелярии за подписью Татищева вина Тойгильды Жулякова была сформулирована следующим образом: «ты, крестясь в веру греческого исповедания, принял паки махометанский закон, и тем не только в богомерзкое преступление впал, но яко пес на свои блевотины возвратился, и клятвенное свое обещание, данное при крещении, презрел». После этого Жуляков был отправлен на костер. Справедливости ради, необходимо отметить, что казнен он был по совокупности преступлений, не только за измену православию, но и за нападение на гренадеров. Других башкир за измену христианской вере не казнили.
Оказывается, источники ошибаются, называя Жулякова последним сожженным в России.
ПОКАЗАТЕЛЬНАЯ КАЗНЬ
Жуляков даже не был последним сожженным на Урале. Вероятно, последним человеком казненным таким образом на Урале стала башкирка Кисякбика, получившая при крещении имя Катерина. Она была своеобразной рецидивисткой – после крещения трижды бежала из Екатеринбурга и при этом обращалась в старую веру. По справке Екатеринбургской полиции, в первый раз Кисякбика (Катерина) бежала 18 сентября 1737 года с дворовой девкой вдовы питейного откупщика Петра Перевалова, во второй раз – 23 сентября того же года с дворовой женкой секретаря Канцелярии Главного правления заводов Ивана Зорина. В третий раз бежала в сентябре 1738 года. По поводу избрания ей меры наказания отправили представление в столицу тайному советнику генерал-майору Леонтью Соймонову. И получили от него конфирмацию: «Пойманную башкирку, которая была крещена и дано ей имя Катерина, за три в Башкирию побега и что она, оставя Закон Христианский, обасурманилась, за оное извольте приказать на страх другим казнить смертию – сжечь, дабы впредь, на то смотря, другие казнились». Указание из столицы было исполнено 30 апреля 1739 года, когда Кисякбика сгорела в огне.
Справедливости ради, надо отметить, что башкиры были одной из главных угроз Екатеринбургу. В 1735 году они взбунтовались из-за постройки Оренбурга, огнем и саблей дошли до Арамиля, но напасть на Екатеринбург не осмелились. Зато стремились захватить его, когда разрушительная волна пугачевщины накатилась на Урал. Для них заводы, возведенные на их исконных землях, стали неким воплощением Зла. Поэтому, влившись в отряды самозванного Петра III, они первым делом старались разрушить заводы. Врываясь на них, они жгли цеха и дома, выгоняли рабочих и их семьи, говоря: «Ступайте домой! Срок ваш кончился: отцы наши, которые отдали вам эту землю, умерли, а мы не хотим более уступать вам ее». 56 уральских заводов было сожжено и разорено пугачевцами.
ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ
Среди последних людей, казненных сожжением в России оказался посадский чиновник Яков Яров, занимавшийся знахарством. 18 марта 1738 года его предали смерти на костре в Симбирске за ересь и колдовство. Спустя 200 лет, после того, как его потомок, Владимир Ленин совершил Октябрьскую революцию, в России снова стали сжигать людей в период красного и белого террора.
Последней сожженной ведьмой в России называют колдунью-камчадалку, которую в 70-е годы XVIII века спалили в деревянном срубе на Камчатке. Руководил сей казнью капитан Тенгинской крепости Шмалев. Так, что в России изводить ведьм прекратили немного раньше, чем в Европе.
А последней сожженной ведьмой в Европе можно признать Барба́ру Здунк из Пруссии. В 1808 году у ратуши на площади города Рёссель полька Здунк стала громогласно кричать, что она один раз сожгла Рёссель, сожжет и второй. Ее немедленно арестовали. В августе 1811 года суд признал Барбару Здунк виновной в поджоге жилых домов, особо отметив, что преступница длительное время занималась магией и чародейством, чем нанесла существенный вред добропорядочным гражданам города Рёссель и его окрестностей. И хотя никаких доказательств поджога, кроме признаний, которые она выкрикивала в своих угрозах, не было, Здунк 21 августа 1811 года казнили. Правда, ее сначала повесили и только потом сожгли.
Последней массовой казнью ведьм сожжением, можно признать экзекуцию в католической Мексике, где в 1877 году сразу пять женщин, осужденных за колдовство, были сожжены на одном костре.
Увы, но казни сожжением практикуются и ныне, в частности запрещенной в России террористической организацией ИГИЛ. Так, 3 января 2015 году ею был сожжен в клетке иорданский военный летчик Муаз аль-Касасиба.
Олег Логинов
Статьи и фоторейтинги по теме:
Гравюры про казни персон сожжением