ИСТОРИЯ ДНЯ
По версии Олега Логинова
13 января
БУНТ «НИКА» В ВИЗАНТИИ
(THE «NICKA» RIOT)
13 января 532 года на Императорском ипподроме Константинополя во время проведения гонки колесниц начался крупнейший в истории Византии бунт, получивший название «Ника» (букв. — «Побеждай!» — лозунг восставших).
Возницы украшали свои колесницы цветами партии, которая их поддерживала
Главным развлечением в Византии были гонки на колесницах. Болельщики делились на несколько группировок по цветам: белые, зелёные, красные, синие (соответствовали стихиям: воздуху, земле, огню и воде.
На протяжении нескольких веков самыми крупными и влиятельными были две основные партии — «голубые» (венеты) и «зелёные» (прасины), причём в правление Юстиниана I руководство партии венетов состояло из крупных землевладельцев и сенаторской аристократии, а руководство партии прасинов — из богатых купцов и промышленников. Эти партии были разделены и по вероисповедованию вопросу: венеты являлись христианами, поддерживавшими решения Халкидонского собора, прасины были монофизитами – сторонниками христологической доктрины в христианстве.
Юстиниан I
Юстиниан и его жена императрица Феодора благоволили венетам.
11 января прасины, обращаясь к императору Юстиниану, находившемуся в своей ложе на ипподроме, выдвинули обвинения против спафария Калоподия в злоупотреблении им служебными полномочиями. После этого началась перепалка. Вечером зачинщики возмущения были арестованы. Трое арестованных были приговорены к смертной казни. Во время повешения один умер сразу, а двое дважды срывались с виселицы, причем один из них был прасин, а другой — венет. Толпа народа увидев, что осужденные живы, стала кричать, чтобы по древнему обычаю им предоставили убежище в храме и затем помиловали. После этого монахи монастыря святого Конона забрали сорвавшихся с виселицы и укрыли в церкви Святого Лаврентия, обладавшей правом церковного убежища.
13 января на ипподроме вновь проводились конные ристалища. Во время ристаний обе партии обратились к императору с просьбой о помиловании осужденных, но ответа не получили. Тогда прасины и венеты открыто декларировали свой союз и начался бунт. Лозунгом восстания был избран клич «Ника!», то есть «Побеждай!». Именно этот клич скандировали болельщики на ипподроме во время скачек.
Несколько человек смогли проникнуть в ложу к императору и выразили ему свое недовольство по поводу его реформ, и потребовали от него отречения от престола. Этих людей казнили, но восставшие возвели их в мучеников. Вскоре император покинул ипподром, который уже полностью контролировали бунтующие. Начались погромы в городе, люди захватывали арсеналы с оружием. Восставшие сжигали налоговые списки, захватили тюрьму и освободили заключенных,
С ипподрома беспорядки перекинулись на городские улицы. В Константинополе начались погромы и уличные бои. Восставшие сжигали налоговые списки, захватили тюрьму и выпустили на свободу заключённых. Они начали грабить ростовщиков и сжигать их конторы. Стражников, поддерживающих императора, вешали.
В пожарах погибли многие дворцы и храмы. В результате город был в значительной степени разрушен; преторий, здание Сената, термы Зевксиппа, собор Святой Софии, церковь Святой Ирины и другие постройки были сожжены.
Сам император заперся в Большом дворце вместе с приближенными и охраной. В тот же день дворец был осажден. Тех сенаторов, которые не хотели присоединиться к восстанию, казнили, а их виллы сжигали. Многие сенаторы, боясь за свою жизнь и состояние, переходили на сторону бунтующих. Мятежники решили короновать нового императора — Гипатия, племянника бывшего императора Византии Анастасия, который, правда, этого не очень-то хотел. Целую неделю город был в руках восставших.
ПОДАВЛЕНИЕ БУНТА
Императрица Феодора
Во дворце началась паника. Окружение императора Юстиниана советовало ему уплыть из столицы. Он уже рассматривал план побега, но его жена императрица Феодора мужественно заявила:
«Если бы бегство и действительно было единственным средством спасения, я отвергла б его. Смерть участь всех родившихся; но те, кому принадлежал престол, не должны переживать потерю сана и власти. Я не могу ходить без порфиры и диадемы, не хочу дожить до дня, когда меня перестанут называть императрицей. Если ты, государь, остаешься при намерении бежать, то можешь делать это. Сокровищ у тебя много; море близко, корабли готовы. Но подумай, не отправляешься ли ты по любви к жизни в жалкое изгнание или на постыдную смерть. А я остаюсь при правиле древних: «самая славная гробница царский престол».
Своей речью она вдохнула в мужчин мужество. Они решили остаться в Константинополе. Значительный вклад в подавление бунта внёс армянский полководец Нарсес: именно он сумел подкупить и завербовать на сторону императора большинство сенаторов и лидеров мятежников. Таким образом, восстание лишилось большинства своих предводителей.
Иллюстрация Роджера Пейна (Rodger Peynе). «Велизарий расправляется с мятежниками на Ипподроме»
Юстиниан сделал ещё одну попытку успокоить восставших: 18-го января, в воскресенье, он созвал народ в Ипподром, сознался в своих ошибках, поклялся на Евангелии простить и забыть все, если народ прекратит восстание. Но люди ему не верили. «Ты лжёшь, осёл!» – кричали ему со всех сторон, осыпая его ругательствами. Смущенный император поспешил ретироваться. Но зато вскоре на Ипподром вошли его войска, возглавляемые полководцами Велизарием и Мундом. Которые внезапно напали на собравшихся на ипподроме для коронации Гипатия бунтовщиков и учинили резню, во время которой на ипподроме и в его окрестностях погибло около 35 тысяч человек.
Пытавшихся бежать с ипподрома уничтожили отряды, возглавляемые Нарсесом.
Юстиниан взирает на устланные телами мятежников улицы
Восстание Ника было подавлен, и начались казни. Гипатий был схвачен людьми Юстиниана. Император Юстиниан хотел пощадить Гипатия, который приходился ему родственником, но Феодора переубедила его, и невольный узурпатор был казнён 20 января 532 года, а его тело брошено в Босфор. Многие сенаторы и другие знатные люди также были казнены, а их имущество конфисковано. Беспощадные приговоры трибуналов, непрерывно обрекавших все новые и новые жертвы на изгнание и казнь, наполняли население Византии ужасом. Столица, наполовину превращённая в пепелище, была похожа на немое кладбище и ужасала своим видом. Даже Ипподром несколько лет оставался пустым и словно бы мертвым.
*Использованы тексты из Википедии и других интернетресурсов.