ИСТОРИЯ ДНЯ
По версии Олега Логинова
21 января
УБИЙСТВО ЛУИ ЛЕПЕЛЕТЬЕ
(THE MURDER OF LOUIS LEPELETIER)
Луи Мишель Лепелетье, маркиз де Сен-Фаржо (Louis-Michel Lepeletier, marquis de Saint-Fargeau) родился в богатой аристократической семье. Его прадед заседал в Парижском парламенте, а отец занимал в этом самом парламенте пост генерального прокурора. По отцовским стопам пошел и Луи. В возрасте всего 24 лет он стал прокурором Парижского парламента. Складывается впечатление, что маркиз де Сен-Фаржо был довольно экзальтированной особой. Маркиз Николя-Франсуа Беллар писал, что «более заносчивых людей, чем Лепелетье, мир не видывал».
Замок Сен-Фаржо в Бургундии
Первоначально Лепелетье разделял консервативные взгляды большинства своего класса, но со временем проникся революционными взглядами. После начала Великой Французской революции он был избран депутатом Национального конвента и быстро выделился среди других депутатов своим активным законотворчеством. В первые же месяцы революции Луи выступил против пыток и смертной казни, а также потребовал исключить из числа преступлений богохульство и гомосексуализм. В июне 1790 года маркиз поддержал полную отмену дворянских титулов. В области образования Лепелетье предложил введение стипендий для перспективных, но малоимущих студентов. Однако, наряду со вполне здравыми предложениями он ратовал и за откровенно шокирующие, явно все больше впадая в радикализм. Например, бывший маркиз и прокурор настаивал на необходимости изымать у родителей детей в возрасте с 5 до 12 лет и передавать их на воспитание в государственные школы, чтобы «изначально нивелировать разницу между детьми из богатых и бедных семейств». Постепенно он отказался и от своих либеральных взглядов по поводу отмены смертной казни. И даже выступил за замену гильотинирования повешением, что принесло ему широкую популярность. 21 июня 1790 года стал президентом Учредительного собрания. Он занимал эту должность в течение двух недель, согласно установленному регламенту.
Ле Пелетье в Национальном собрании
Но прославился Луи Мишель Лепелетье не своими законопроектами, а тем, что его голос решил судьбу низверженного короля. В январе 1793 года депутаты Конвента по очереди вызывались на трибуну и где они должны были публично выразить свою позицию по поводу казни бывшего монарха. Ситуация в Конвенте сложилась напряженная. 360 депутатов высказались за казнь Людовика XVI и ровно столько же – против. При счете 360:360 на трибуну поднялся Лепелетье и подал решающий голос за смертный приговор королю.
Казнь Людовика XVI была назначена на 21 января 1793 года. Накануне вечером некоторые депутаты Конвента решили пропустить по стаканчику в ресторане у Пале-Рояль.
Там к сидевшему за столом Лепелетье подошел член Гвардейского корпуса Франции Филлип Николя Мари де Пари (Philippe Nicolas Marie de Pâris) и спросил не тот ли самый мерзавец перед ним, который подал решающий голос за смерть короля.
Их диалог описывают так:
Бывший маркиз попытался отшить незнакомца, заявив: «Вообще-то, я выполнил свой долг и голосовал по совести, так что тебе, гражданин, до этого никакого дела нет!».
Но тот возразил: «Нет дела? Еще как есть, ведь я принес тебе награду!»
Картина Луиса Бриона де ла Тур. «Убийство Лепелтье де Сен-Фаржо 21 января 1793 года».
С этими словами де Пари выхватил из-под полы плаща клинок и всадил его в бок депутата.
Раненого Лепелетье перенесли в дом его брата и позвали врачей, но это не помогло. Утром, за несколько часов до казни Людовика XVI, депутат Конвента, решивший его судьбу, скончался.
Филлипу де Пари удалось скрыться после нападения на Лепелетье.
Самоубийство Филиппа Николя Мари де Пари, убийцы де Лепелетье де Сен-Фаржо
Несколько дней он прятался в Пале-Рояль со своей любовницей. 26 января он должен был уехать из Парижа и бежать в Англию. Но его подвел язык. На него донес Торговец кроличьими шкурами Агутт, услышавший, как он ругает Революцию. Чтобы избежать ареста, 29 января 1793 года Филлип де Пари выстрелил себе в голову, оставив записку, заканчивающуюся такими словами: «Только смертью можно избежать позора, что что кровь нашего короля отпечаталась на наших лбах. Подписано Парисом-старшим, гвардейцем короля, убитого французами».
Торговец кроличьими шкурами Агутт получил от Конвента премию в размере 1200 фунтов в качестве награды за свой донос.
Революционная пропаганда во главе с Маратом попыталась слепить из Лепелетье образ героя-мученика. Бывшего маркиза теперь называли не иначе как «Первый Мученик Революции», а его тело сразу после грандиозной церемонии на Вандомской площади было захоронено в Пантеоне. Он стал первым революционером, похороненным в Пантеоне.
В Париже именем павшего за дело революции маркиза назвали улицу, в провинции несколько деревень. 11-летняя дочь мученика Сюзанн была торжественно «усыновлена нацией», а потом еще и переименована в Либерте, то есть Свободу.
Жак-Луи Давид. «Последние мгновения Мишеля Лепелетье».
Летом 1793 года, почти сразу после убийства Марата, художник Жак-Луи Давид предложил установить в здании Конвента «революционный диптих». Слева должно было красоваться его изображение смерти Марата, а справа другое полотно – «Смерть Лепелетье».
Но даже дочь Лепелетье не разделяла мнения, что ее отец был героем. Фактически он лишил ее титула и богатства. Первым делом она вернула себе родовое имя, а потом Сюзанн вышла замуж за богатого роялиста Леона де Мортефонтена и принялась уничтожать всякую память об отце, скупая репродукции и копии картины Давида «Смерть Лепелетье». По видимому, она покупала их для уничтожения.
Фоторейтинг по теме «Жертвы»
*Использованы тексты из Википедии и других интернетресурсов.