КРИМИНАЛЬНЫЙ РЕКОРД ДНЯ
По версии Олега Логинова
4 февраля
«ДЕЛО 193-х»
(THE CASE OF 193 PEOPLE)

Выступление Ипполита Мышкина на суде.
4 февраля 1878 года завершился самый массовый политический процесс в России, вошедший в историю как «Дело 193-х», или «Дело о пропаганде в Империи». Это был суд над 193 участниками «хождения в народ» — массового движение молодежи в деревню для пропаганды социалистических идей и организация крестьянских восстаний. Власть судила фактически само историческое явление «хождения в народ», которое имело место в 1874 году. Тогда более 10 тысяч людей, душой болеющих за Россию отправились по деревням просвещать и пропагандировать политически аморфное крестьянство. Увы, ничего путнего из этой затеи не получилось. Крестьяне в массе своей с недоверием отнеслись к городским умникам и порой сами сдавали их жандармам. И тем не менее этот невероятный «крестовый поход социализма» не имел аналогов в мире.
Процесс ста девяноста трёх» (официальное название — «Дело о пропаганде в Империи») — судебное дело революционеров-народников, разбиравшееся в Петербурге в Особом присутствии Правительствующего сената с 18 (30) октября 1877 по 23 января (4 февраля) 1878 года. Председателем суда выступал умудренный карательным опытом сенатор К. К. Петерс, а прокурором был назначен карьерист В. А. Желеховский, которого даже собственные коллеги за глаза именовали «воплощенной желчью».
Картина Г.Ивановского. «Выступление Петра Алексеева на суде». (1949-1950)
К суду были привлечены участники «хождения в народ», которые были арестованы за революционную пропаганду с 1873 по 1877 год.
Хотя подсудимые состояли в большом количестве различных организаций, большинство из них привлекалось как организаторы единого тайного революционного сообщества. Главными обвиняемыми стали С. Ковалик, П. Войнаральский, Д. Рогачёв и И. Мышкин, который обвинялся также в попытке организации побега Н. Г. Чернышевского из Вилюйска, где тот находился в ссылке.
Общее число арестованных по делу достигало четырёх тысяч человек, однако многие ещё до суда были сосланы в административном порядке, часть была отпущена за отсутствием улик, 97 человек умерли или сошли с ума.
Сенат постановил провести процесс при закрытых дверях. Кроме того, подсудимые были разделены на 17 групп. Это вызвало протесты со стороны защиты и обвиняемых, около 120 человек пытались бойкотировать суд.
Наиболее интересным моментом суда явилась речь Мышкина, в которой он подробно рассказал о причинах и задачах революционного движения, а также обвинил суд в необъективности и некомпетентности, назвав его «домом терпимости». Эта речь была нелегально издана и распространена.
Процесс получился скандальным. Например, корреспондент «Таймс» демонстративно уехал после второго дня суда, заявив: «Я присутствую здесь вот уже два дня и слышу пока только, что один прочитал Лассаля, другой вёз с собой в вагоне «Капитал» Маркса, третий просто передал какую-то книгу своему товарищу».
В итоге суд приговорил 28 человек к каторге от 3 до 10 лет, 36 — к ссылке, более 30 человек — к менее тяжёлым формам наказания. Самый большой каторжный срок получили пятеро подсудимых: Мышкин, Войноральский, Ковалик, Рогачев и Муравский. Чтобы сгладить общее негативное впечатление от процесса, Особое присутствие приняло решение смягчить приговор и даже рискнуло оправдать 90 человек обвиняемых, которые к тому моменту они уже успели отбыть по три-четыре года предварительного тюремного заключения. Но Александр II с этим постановлением не согласился, отправив 80 из 90 оправданных в административную ссылку.
Ни один осуждённый не подал прошения о помиловании.
*Использованы тексты из Википедии и других интернетресурсов.