ЭДВАРД ТИЧ
(EDWARD TEACH)
Эдвард Тич, пожалуй, самый известный ныне пират. Во всяком случае, он фигурирует в наибольшем числе фильмов. Но сдается, что главным образом его современная популярность зиждется на его неординарной внешности.
ЧЕРНАЯ БОРОДА
Эдвард Тич получил прозвище «Черная Борода». Его иссиня-черная борода закрывала грудь и лицо до самых глаз. А, идя на абордаж, он вплетал в свою бороду запальные фитили и в клубах дыма, как сатана из преисподней, врывался в ряды противника. Даниэль Дефо писал: «Во время боя он цеплял через плечо на манер бандальеры ружейный ремень, с коего свисали три пары пистолей в кобурах, и засовывал под края шляпы зажженные спички, и, когда они с двух сторон освещали его лицо, глаза его казались воистину свирепыми и дикими, и все это, взятое вместе, придавало ему такой вид, что воображение людское не могло бы породить адской фурии, чей облик был бы более пугающим».
Безусловно, в истории пиратства Тич оставил яркий след, но довольно короткий. Его карьера в качестве капитана корабля продолжалась менее двух лет. И ремесло «джентльмена удачи» не принесло ему особых богатств.
ПОД НАЧАЛОМ ХОРНИГОЛДА
В 1692 году Эдвард в возрасте 12 лет поступил на службу юнгой в королевский флот. Потом служил матросом во время так называемой Войны королевы Анны (1702-1713) между Англией и Францией. После заключения Утрехтского мира в 1713 году Тич оказался в команде капитана Бенджамина Хорниголда, грабившего испанские и французские суда. К тому времени Эдвард уже достиг возраста Христа и был опытным, просоленным морем и испытанным в боях моряком. Хорниголд в 1716 году отдал под командование Тича захваченный у французов шлюп. Спустя год Черная Борода уже командовал двумя шлюпами, оснащенных в общей сложности 20 пушками и имеющими на борту 150 человек. С этими силами Тич в 1717 году захватил свой самый большой приз – французский фрегат «Конкорд», который кроме невольников перевозил изрядное количество золотого песка и драгоценных камней. Рабов Эдвард высадил на острове, французам отдал один из своих шлюпов, а их корабль взял себе и переименовал его в «Месть королевы Анны».
Но едва Тичу показалось, что судьба благоволит к нему на поприще морского разбоя, как власти Великобритании объявили беспощадную войну пиратству, но при этом объявили амнистию всем «джентльменам удачи», которые добровольно откажутся от прежней жизни. Черная Борода не захотел добровольно расставаться с тем, к чему так долго стремился. К январю 1718 года у Тича под началом было два судка и 300 человек команды, а потому он решил, что ему сам черт не брат. Эдвард поднял на своих кораблях черные флаги и окончательно поставил себя вне закона.
РАЗБОЙНИК В ОВЕЧЬЕЙ ШКУРЕ
Некоторое время Черная Борода бороздил моря, захватывая без разбору, французские, английские и даже пиратские суда. Тич не был законченным садистом, как, например, другой пират Эдвард Лоу. Он придерживался определенных правил. На флаге Черной Бороды был изображен дьявол, готовящийся пронзить копьем человеческое сердце. Считалось, что это изображение говорит капитанам встречных судов об опасности сопротивления пиратам – сдавайтесь или умрете. И сопротивление ему мало кто оказывал. Так, в мае 1718 года Эдвард со своими кораблями устроил засаду у берегов Чарльз-Тауна в Южной Каролине. И за несколько дней захватил 9 кораблей. Получив огромный выкуп за состоятельных пассажиров, Тич направил свои паруса к Бермудским островам. Вблизи Бермуд он захватил французский корабль, трюмы которого были загружены сахаром и какао. Это судно Черная Борода отвел в Северную Каролину, где нанес визит губернатору Чарльзу Идену и сказал, что обнаружил в море корабль с грузом, на котором не было ни единого человека. Губернатор отлично понимая, что участвует в фарсе, сделал вид, что верит Тичу, и признал бесхозное судно его собственностью. После этого Чарльз получил свою долю в виде шестидесяти ящиков сахара, а пираты получили возможность легально продать захваченный груз. Казалось, что в Северной Каролине Эдвард остепенился: он купил себе дом, женился на шестнадцатилетней дочери плантатора и стал своим человеком в местном обществе. При этом «Месть королевы Анны» обосновалась у южной оконечности острова Окракок и оттуда продолжала совершать налеты на морские суда. Жители британских колоний роптали, но губернатор Иден не давал хода их жалобам на Тича. Тогда они обратились к губернатору Виржинии Александру Спортсвуду. Тот внял их чаяниям и объявил за поимку Черной Бороды живым или мертвым награду в 100 фунтов стерлингов. Для сравнения в той же прокламации за поимку любого другого пиратского капитана обещалось всего 40 фунтов. Но одной прокламацией Спортсвуд не ограничился и организовал экспедицию для охоты за Тичем под командованием лейтенанта военно-морского флота Роберта Мэйнарда.
НЕ ДЖЕНТЛЬМЕН
Почему-то пиратов называют «джентльменами удачи», хотя сама их профессия исключает джентльменское поведение. В том числе и по отношению к женщинам. У Эдварда Тича за его жизнь было 26 жен. Судьба большинства из них была незавидной. Удовлетворив ночью свою похоть, он мог наутро отдать свою новую жену ближайшим помощникам, которые пускали ее по кругу. Или мог заставить плясать ее раздетой на палубе корабля, стреляя из пистолетов ей под ноги, чтобы она лучше танцевала. Пленников Черная Борода развешивал на реях «подсохнуть», а затем, если не платили выкуп, выбрасывал за борт. Не был Тич отцом родным и для своей команды. Он предпочитал держать ее в узде страхом. А для этого мог, например, неожиданно открыть стрельбу по собутыльникам или партнерам по игре в карты. Как-то Черная Борода пьянствовал в компании капитана вспомогательного барка Израэля Хэндса и лоцмана. Под столом он вытащил два пистолета, потом потушил свечу и выстрелил из них. Хэндс, получивший пулю в колено, остался инвалидом, а лоцман отделался испугом. Свой поступок Тич объяснил так: «Если я не буду убивать время от времени кого-нибудь из своих людей, они забудут, кто я есть на самом деле».
Но команда все прощала Черной Бороде за отвагу в бою. Перед тем как повести ее на абордаж Тич высыпал в кружку рома пригоршню пороха, поджигал эту дьявольскую смесь и выпивал. А потом бесстрашно бросался в схватку.
Роберт Мэйнард блокировал корабли пиратов у острова Окракок вечером 21 ноября 1718 года и принял решение атаковать их с рассветом. В распоряжении Черной Бороды находилось около 60 человек, у Мэйнарда – втрое больше. То ли воодушевляя своих людей, то ли для самоуспокоения ночь перед боем Тич пропьянствовал с хозяином торгового шлюпа. Тот в шутку поинтересовался — если Эдвард погибнет, знает ли жена, где искать его сокровища. Черная Борода отрезал: «Только я и дьявол знаем это место и последний, кто останется в живых, заберет себе все!».
ПОСЛЕДНИЙ БОЙ
Сесил Даути. «Последний Бой Черной Бороды». (1972)
Утром обстрел пиратов начал линейный корабль королевского флота «Рейнджер». Под градом ядер корабль Тича «Месть королевы Анны» был выведен из строя. Но Черная Борода не дрогнул. Он с остатками команды перебрался на шлюп «Приключение», на котором решил прорываться в море. Из-за мелководья Мэйнард смог преследовать его только двумя шлюпами, на которых не было пушек. Когда они приблизились, Тич дал по ним орудийный залп картечью. На шлюпе, где находился Мэйнард, было убито и ранено 20 человек, на другом – 9. Но они не прекратили преследование, только лейтенант, чтобы уберечь своих людей приказал им спуститься в трюм, а сам с рулевым остался на палубе. Как только шлюпы Тича и Мэйнарда сошлись борт к борту, пираты начали швырять самодельные гранаты. Черная Борода, не видя никого на палубе корабля противника, крикнул: «Добьем врагов и сбросим их трупы в море!». После чего повел своих людей на абордаж.
Поединок Эдварда Тича с Робертом Мэйнардом. Гравюра Жана Леона Жерома
Но когда пираты оказались на чужой палубе, враг словно бы воскрес. Англичане выскочили из трюма и устремились в битву. А Мэйнард и Тич сошлись лицом к лицу. Их поединок получился эпическим. Сначала они обменялись пистолетными выстрелами, при этом Тич был ранен, но, казалось, не замечал этого. Противники отчаянно рубились на саблях. В разгар схватки в руках у Мэйнарда сломался клинок. Не сносить бы ему головы, если бы к нему на помощь не подоспел некий шотландец, пронзивший Тича саблей. Черная Борода медленно опустился на палубу. Не имея сил встать, он попытался взвести курок своего пистолета, чтобы застрелить Мэйнарда, но не смог. Жизнь покинула его. Увидев смерть своего главаря, пираты сдались.
После боя на теле Эдварда Тича обнаружили пять пулевых и двадцать пять сабельных ран. Мэйнард отрубил Тичу голову и приказал подвесить её на бушприте «Рейнджера». Тело Черной Бороды было сброшено за борт.
ЭПИЛОГ
Роджер Пейн «Сокровище Черной Бороды». (1976)
По одной из легенд, клад Тича покоится в земле на одном из Виргинских островов — Горда. А по другой — он зарыл свои сокровища на острове Оук в заливе Фанди. Их много лет ищут, но пока никто не нашел.
Олег Логинов