КАЗНЬ ДНЯ
По версии Олега Логинова.
22 февраля
КАЗНЬ КАТРИН МОНВУАЗЕН
(THE EXECUTION OF CATHERINE MONVOISIN)
Катрин Монвуазен (Ла Вуазен) родилась примерно в 1640 году. Некоторое время она была замужем за парижским ювелиром, а после смерти мужа стала зарабатывать деньги, гадая по ладоням и предсказывая судьбу. Кроме того, она была акушеркой и проводила домашние нелегальные аборты.
В 1677 году полицейский комиссар Парижа Никола де ла Рейни раскрыл хорошо организованную международную сеть отравителей с ответвлениями в Португалии, Италии и Англии. А спустя некоторое время ему донесли, что прорицательница Мари Босс в узком кругу разоткровенничалась: «Как прекрасно мое ремесло! Какие превосходные клиенты! Одни маркизы, принцы и высшая знать. Еще три отравления и я ухожу в отставку, мое будущее обеспечено!»
4 января 1679 года, Мари Босс была арестована у себя дома в то время как делила ложе со своими двумя сыновьями. Два месяца спустя была арестована ее сообщница — жена Антуана Мовуазена, известная как Катрин Ла Вуазен, которая торговала ядами, а также похищала детей, использовавшихся для «черных месс». Для этих таинств Катрин и ее помощники — любовник Лесаж, химик Гибур и сводня, мадам Филатр покупали живых младенцев, которых им поставляли несколько сотен женщин, занимавшихся похищением новорожденных. Впрочем, подчас нежеланных грудничков отдавали Монвуазен и матери младенцев, совсем бесплатно.
В основном клиенты Ла Вуазен приходили к ней за приворотным зельем, веществами, использовавшимися при абортах и порошками на основе мышьяка. Вскоре ее компаньонами в этом торговом деле стали падшие и извращенные священники — считалось, что действие ядов, пронесённых «под потиром» усиливалось при помощи сатанинских заклинаний. Отсюда родился этот странный союз ведьмы, ищущей для своих обрядов детей проституток или детей украденных на улицах, и бедствующих служителей культа, для которых ритуальные преступления являлись средством прокормиться или даже обогатиться. Так Ла Вуазен стали окружать такие люди, как аббаты Мариетт и Лемэньян, обвиненные затем в святотатстве и расчленении плоти, аббат Турне, казненный за изнасилование пятнадцатилетней девочки во время сатанинского обряда, аббат Даво, просивший у палача человеческого жира для изготовления свечей. Самым знаменитым из её окружения стал аббат Гибур, изготовлявший для обрядов заклинания специальные блюда на основе теста, крови и нечистот. Эта милая компания убийц похитила и убила большое количество детей.
Когда в ходе расследования были проведены обыски в саду Ла Вуазен, то полиция обнаружила больше тысячи крошечных трупиков, закопанных в землю. Это были останки принесенных в жертву сатане детей.
Людовик XIV решил доверить расследование «дела отравителей» восьми государственным советникам и шести докладчикам в Государственном совете, которые заседали в так называемой Огненной палате. В ходе расследования выявлялась масса фактов, доказывавших, что использование ядов уже прочно вошло в жизнь многих парижанок. Например, мадам де Пуляйон, когда ее муж — инспектор вод и лесов в Шампани — лишил её содержания, решила отравить его. Мари Босс посоветовала ей надеть на мужа рубашку, пропитанную мышьяком. Мадам де Дре, безумно влюбленная в кардинала Ришелье, пыталась при помощи яда избавиться от соперницы и собственного мужа. А мадам Леферон отравила своего родственника ядом, полученным у Ла Вуазен.
Гравюра XVII века Майкла Герра с изображение тайного мира колдовства
Чем дальше копало следствие, тем все более шокирующие факты раскапывало. Оказалось, что пользовались ядами и участвовали в сатанинских мессах многие знатные мужчины и женщины. Людовик XIV был поражен, когда узнал, что его любовница Франсуаза де Монтеспан приворожила его с помощью порошка из крота, летучей мыши и шпанской мушки. А чтобы сохранить верность короля де Монтеспан заказала три черные мессы, в которых использовалась кровь младенца.
6 мая 1678 года Мари Босс была приговорена к сожжению заживо, а ее сын – к повешению. А Катрин Монвуазен по совокупности обвинений была признана ведьмой и приговорена к сожжению на костре в центре Парижа.
22 февраля 1680 года, когда ее привезли к месту казни, она с презрением оттолкнула от себя священника, отказалась даже поцеловать святое распятие. Скованную по рукам и ногам ее водрузили на поленницу с дровами.
Мадам де Севинье так описала ее смерть: «В соборе Парижской Богоматери она отказалась произносить публичное покаяние, а на Гревской площади она так отчаянно защищалась, что ей удалось вырваться из рук палача; её приковали к позорному столбу в центре костра и обложили соломой. Выкрикивая проклятия, она пять или шесть раз разбрасывала солому, но, наконец, огонь набрал силу и она исчезла в дыму. Прах её до сих пор витает над нами».
Всего по «делу отравителей» за годы расследования было арестовано 319 человек, из них 104 вынесен приговор. 36 человек приговорены к смерти, 4 – к галерам, 34 – к изгнанию и 30 оправдано.
Статья по теме «Убийственная французская мода».
*Использованы тексты из Википедии и других интернетресурсов.