УБИЙСТВА ПОСЛОВ
(ASSASSINATIONS OF AMBASSADORS)
В ХХ веке мир словно бы потерял страх и совесть. Убийства послов и дипломатов стали практически обыденным делом. А между тем много лет до этого такие преступления были чем-то из ряда вон выходящими. Мало того, что убийство послов считалось варварством и подлостью, так еще вина за него смывалась только кровью.
В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Раньше убийство послов считалось попранием неписанных, но священных законов гостеприимства. И расплатой за него была не только месть убийцам, но и наказание в виде разорения их земель. В ХХ веке все стало с ног на голову. Именно послам стали мстить за несчастья своего народа. Настоящую охоту в ХХ веке развязали на турецких дипломатов армянские боевики партии «Дашнакцутюн» в отместку за геноцид своего народа в Османской империи. И некоторых из убийц иностранные суды даже оправдывали, что стало свидетельством изменения психологии людей и их нравственного отношения к такого рода преступлениям.
Своеобразным отражением измененной психологии стал фильм «300 спартанцев» 2007 года, в который попал эпизод одного из первых известных в истории убийств послов. Считается, что в 481 году до н. э. персидский царь Ксеркс отправил послов в эллинские полисы с требованием «земли и воды», то есть требованием покорности его власти. И якобы легендарный царь Спарты Леонид I сбросил персидских послов в колодец со словами «Здесь вы найдете вдоволь и земли и воды». В фильме царь Леонид отправляет перса пинком в яму со словами: «Это Спарта!» и этот кадр стал мемом в Интернете. Но самое главное, что этот поступок выставляется чуть ли не подвигом спартанского царя, хотя вряд ли есть что-то героическое в расправе над безоружным иноземцем.
Однако, справедливости ради, надо сказать, что легенды наговаривают на героя Фермопил, царя Леонида. Персидских послов он не убивал. В Афины и Спарту Ксеркс послов не посылал. Туда их отправлял другой персидский царь Дарий I десятилетием раньше. Афиняне бросили персидских послов в пропасть, а спартанцы — в колодезь, сказав, чтобы они поискали «земли и воды» там. Судя по всему, это было деянием другого спартанского царя Леотихида II. А тот, вообще, не был образцом чести. Он и к власти пришел обманом, подкупив жреца Кобона, чтобы Дельфийский оракул дал ответ в его пользу. И правление свое Леотихид II закончил с позором, будучи во время похода в Фессалию подкуплен врагом. После разоблачения он был вынужден бежать из Спарты.
Его грех с послами спартанцы попытались искупить. Другие спартанские цари обратились к народу: не желает ли кто из граждан пожертвовать жизнью для своей страны? Нашлось два добровольца, которых отправили в Персию на заклание. В то время Дария на троне уже сменил Ксеркс, который не стал казнить добровольцев. «Зачем мне снимать со спартанцев их вину перед богами?» — сказал он и отправил спартанцев на родину.
Так что убийства послов в Афинах и Спарте аукнулись Греции войной с Персией.
В ДРЕВНЕМ РИМЕ
Схватка римлян и этрусков
Во второй половине V века до н.э. бывшая римская колония Фидены восстала против Рима и поставила себя под защиту богатого этрусского города-государства Вейи. В 437 году до н.э. римский Сенат отправил четырех послов к правителям Фиден, чтобы те убедили их вернуться по «римское крыло». Те тут же отправил гонцов к этрусскому царю Ларсу Толумнию, чтобы тот сказал, как им поступить. По легенде, когда они прибыли, Толумний играл в кости и воскликнул: «Отлично!», что фиденаты интерпретировали, как приказ предать римлян смерти. Но скорее всего, царь действительно отдал такой приказ, чтобы убийством послов окончательно оторвать фиденцев от Рима. Те выполнили его приказ. Но наказание за убийство послов последовало незамедлительно. Возмущенный действиями Толумния, римский сенат объявил войну Вейям.
В последовавшей битве военный трибун Авл Корнелий Косс сбросил царя Толумния с коня и несколько раз ударил его копьем. После этого этрусская конница покинула поле боя, и исход сражения закончился в пользу римлян.
А память коварно убитых послов в Фиденах: Тулля Клелия, Гая Фульциния, Спурия Антия и Луция Росция римляне почтили, установив им статуи на рострах в форуме. Позднее Цицерон отметил, что они были удостоены такой чести не за то, что были убиты, а за то, что умерли за Республику.
В МОНГОЛЬСКОЙ ИМПЕРИИ
Убийство монгольских послов в Хорезме
Во времена Монгольской империи, основанной Чингисханом, одним из наиболее страшных злодеяний считалось убийство послов. Причины тому лежали в их традициях, в Степи за убийство гостя вся семья убийцы объявлялась «злой». И вырезалась под корень кровниками. В 1219 году «злым» для монголов стала не семья, а целое государство — Хорезм. А виной тому стало убийство монгольских послов. Государство Хорезмшахов было тогда крупнейшим в Азии, а его правитель падишах Мухаммед II чувствовал себя повелителем мира. В 1218 году в Отрар прибыл монгольский торговый караван численностью около 450 человек, в том числе посол Чингисхана. Губернатором Отрара был Иналчук, который приходился дядей Мухаммеду II. Он захватил монгольский караван под предлогом, что там находились шпионы. С согласия падишаха Мухаммеда Иналчук перебил монголов, а товары, которые доставил их караван, продал в Бухаре. То ли спасся, то ли был отпущен только один погонщик верблюдов, который поведал о бойне в Отраре Чингисхану.
Тот попытался решить вопрос миром. И отправил к Мухаммеду еще одно посольство во главе со знатным Ибном Кефраджем Богра. Отец Богра служил отцу Мухаммеда, тот мог помнить посла по детским играм. Когда посол предстал перед султаном, он передал ему требование Чингисхана выдать Иналчука, чтобы монголы наказали его за преступление. Но требование каких-то диких кочевников отдать им дядю падишаха на растерзание вызвало у хорезмийцев ярость.
Почтенного Богра зарезали. Его спутникам опалили бороды и голышом вышвырнули в степь с напутствием падишаха для Чингисхана: «Иду на тебя, хотя бы ты был на краю мира, дабы наказать тебя, и поступлю с тобой так же, как я поступил с твоими людьми».
Но все получилось иначе. Монгольские тумены в 1219 году с яростью ринулись сначала на Отрар. После пятимесячного сопротивления город был взят Чингисханом, а все его жители вырезаны. Не пощадили монголы даже подкомандующего по имени Карача с его людьми, которые впустили их в город. Иналчук с охраной укрепились в цитадели и сопротивлялись еще месяц. Но в конечном итоге Иналчук был пленен и казнен путем заливки расплавленного серебра ему в глаза и уши.
Потом настал черед других городов государства Хорезмшахов. Монголы их брали один за другим и подвергали жителей жестокой расправе. Падишах Мухаммед потерял не только спесь, но и власть. Он бежал из одного места в другое. А окончил свои дни покинутый даже верными слугами на одном из безымянных островков Каспийского моря среди больных проказой.
В ДРЕВНЕЙ РУСИ
Игорь Сакуров. «Русские князья и хан Котян»
Древние русичи, в целом, уважительно относились к послам. В этой связи неким феноменом выглядит их ненависть к монгольским послам. Все началось с того, что Чингисхан отправил своих полководцев Джэбэ и Субэдэя в Закавказье и причерноморские степи. В 1222 году монгольское войско вторглось с Северного Кавказа в половецкие степи. Половецкий хан Котян Сутоевич обратился к своему зятю, галицкому князю Мстиславу Мстиславичу Удатному и к другим русским князьям, прося у них помощи против нового грозного врага: «Нашу землю нынче отняли татары, а вашу — завтра возьмут, защитите нас».
Южнорусские князья собрались в Киев на совет. Подумали, посовещались и решили выступить в союзе с половцами против монголов. А сбор своей армии назначили на Зарубе, возле Варяжского острова. Туда прибыло монгольское посольство со словами: «Слыхали мы, что вы идете против нас, послушавши половцев, а мы вашей земли не трогали, ни городов ваших, ни сел ваших; не на вас пришли, но пришли по воле Божией на холопов и конюхов своих половцев. Вы возьмите с нами мир; коли побегут к вам, — гоните от себя и забирайте их имение; мы слышали, что и вам они наделали много зла; мы их и за это бьем».
Речи послов были вразумительны и отнюдь не оскорбительны. Однако русские князья зачем-то взяли и перебили их. Позже давалось множество версий логики жестокого поступка русичей. Но, скорее всего, причина произошедшего лежит не в области логики, а в области психологии. Возможно, князья отметили встречу медовухой, потом красуясь друг перед другом, возомнили, что им «море по колено» и спонтанно порубили послов.
Расплата за это была жестокой. 31 мая 1223 года объединенное русско-половецкое войско потерпело сокрушительное поражение от монголов на реке Калка. Согласно древним верованиям, монголы считали, что душа человека находится в его крови. А потому если кровь остается в теле человека, то она облегчает ему переход в мир иной. Поэтому знатных монголов и титулованных пленников в знак уважения они старались казнить без кровопролития. Наиболее распространенным видом таких казней, был перелом позвоночника.
Но для плененных русских князей и военачальников монголы придумали эксклюзивную казнь, не имевшую аналогов в мировой истории. Они сложили их на землю связанными в ряд, сверху настелили доски, на которых уселись пировать. Израненные в битве русские князья медленно и мучительно задыхались по тяжестью монгольских батыров. А те смеялись и пили свой кумыс под крики и стоны несчастных под ними. Жестокий пир победителей закончился только тогда, когда какие-либо звуки под досками затихли. Все, кто находились под ними, умерли.
В битве на Калке нашли свою погибель лучшие русские воины. Поэтому, когда монголы вторглись на Русь, то достойного отпора не получили. На 300 лет над Русью нависло монголо-татарское иго. Но, как ни странно, одними из главных событий освобождения от него тоже стали убийства послов.
В 1374 или 1375 году в Нижний Новгород прибыли послы от хана Мамая во главе с мурзой Сарайкой. По приказанию князя охрану перебили, а посол Сарайка и его личная охрана были заключены в крепости. Пробыв в заключении около года, мурза попытался бежать, но был убит вместе со слугами. Пролитая посольская кровь требовала отмщения. И Мамай с большой армией двинулся на Русь. Но был разбит 8 сентября 1380 года в Куликовской битве.
А окончательное избавления от ига произошло в правление великого князя Московского Иван III. В 1472 или в 1476 году Иван III прекратил уплату дани хану Большой Орды, однако до 1480 года хан Ахмат был занят борьбой с Крымским ханством, а потому ее сильно и не требовал. Но после 1564 года он все же направил посольство к великому князю Московскому за данью. Иван III, отказавшись выплачивать деньги хану, взял «басму лица его» и растоптал ее. После этого все ордынские послы, кроме одного, были казнены. Ахмат не мог оставить это деяние безнаказанным и летом 1480 года двинулся на Русь. Но русские отбили все попытки ордынцев переправиться через реку Угру. 11 ноября хан Ахмат отдал приказ отступить, а Русь де факто избавилась от монголо-татарского ига.
Олег Логинов