КРИМИНАЛЬНО-БАТАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ В ИЛЛЮСТРАЦИЯХ. Часть 2.
По версии Олега Логинова.
ПРИЗВАНИЕ РЮРИКОВ
(THE CALLING OF THE RURIK)
Для начала следует пояснить, что про призвание Рюриков на Русь и кем они были мало, что известно, а потому любой рассказ о них – не более, чем теория. Так, что и нижеприведенная история тоже лишь теория.
Борис Чориков. «Рюрик, Синеус и Трувор. Приглашение варягов, 862»
По большому счету призвание Рюриков на Русь стало событием, предопределившим развитие Государства Российского до наших дней.
И самое любопытное, что это событие возможно, произошло по причине банального сна.
В дорюриковскую эпоху условно Русь представляли три государства: Куяба (Киев), Арсания (земли северян) и Славия (земли, на которых расположился позднее построенный Новгород). Старейшиной или князем ильменских словен в Славии был Гостомысл. Согласно Иоакимовской летописи, «когда Гостомысл принял власть, тотчас варягов что были каких избили, каких изгнали, и дань варягам отказался платить, и, пойдя на них, победили, и град во имя старшего сына своего Выбора при море построил, заключил с варягами мир, и стала тишина по всей земле».
Гостомысл
Три дочери Гостомысла были замужем за соседними князьями. Так двух своих дочерей Гостомысл выдал замуж за сыновей бодрицкого князя Вышеслава с южного побережья Варяжского (Балтийского) моря: старшую Прекрасу за старшего Дражка и среднюю Умилу за среднего Годислава. Увы, четыре сына Гостомысла умерли еще при его жизни. Скорбя о неимении мужского потомства, Гостомысл однажды увидел во сне, что из чрева средней его дочери, Умилы, произросло огромное дерево, покрывшее своими ветвями огромный город. Вещуны растолковали, что один из сыновей Умилы будет его наследником. Перед смертью в 860 году Гостомысл, собрав «старейшин земли от славян, руси, чуди, веси, меров, кривичей и дряговичей», рассказал им о сне, и послали они к варягам просить в князья сына Умилы.
Славянские посланники перед Рюриком, IX век
Тот жил среди варягов, называвшихся русью. Любопытно, что приехавшие к руси чудь, словене, кривичи в своей речи упирали не на сон Гостомысла, а на вполне практичную причину.
Федор Бруни. «Призвание варягов»
Они сказали: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами».
Виктор Васнецов. «Рюрик и его братья прибывают в Ладогу» (В середине стоит Рюрик, справа от него – средний брат Синеус. С другой стороны от Рюрика – младший брат Трувор. Их встречают ильменские словене).
Однако ситуация не была уникальной. Со слов посольства возникает впечатление, что не сильно умные и погрязшие в дрязгах чудь, словене, кривичи призывали править и «владеть собой» более умных иноземцев. Но это не так. Они соблюдали некую законность передавая Рюрикам власть согласно матрилатеральной традиции (наследование по материнской линии). Так на их зов явились, после смерти Гостомысла, его внук Рюрик с двумя братьями — Синеусом и Трувором.
Алексей Кившенко. «Варяги Рюрик и его братья Трувор и Синео прибывают в Киев»
Рюрик после смерти братьев в 864 году остался единоличным правителем и расставил своих людей на княжение в города-центры племенных объединений: Полоцк (кривичи), Ростов (меря), Муром (мурома) и Белоозерск (весь).
В 858 году Рюрик отпустил двух воинов из своей дружины Аскольда и Дира в поход на Константинополь. Они выступили на юг с небольшим отрядом воинов и по дороге вдоль берегов Днепра увидели поселение на горе, называемое Киев. Они спросили, кому оно принадлежит. Им рассказали, что его построили три брата по имени Кий, Щек и Хорив, которые были предками жителей, плативших затем дань хазарам.
Аскольд и Дир без особых проблем захватили власть в Киеве, сместив тамошнего князька и обосновались в этом городе. Они стали править полянами, которые жили в Киеве и его окрестностях, а также над жителями лесов древлянами. Тем не менее, они пригласили туда еще переселенцев из Новгорода, надо полагать, для упрочения своей власти.
Виталий Дударенко. «Рюрик и его братья в Киеве».
Приход викингов, находящихся на более высокой ступени развития, безусловно, на тот момент стал благом для славян. Рюрик заложил основы централизованного государства и поднял на иной уровень условно говоря армию своей новой страны. Но он был плоть от плоти викингом, отважным и воинственным, но ограниченном в знаниях и мировоззрении. И это наложило свой отпечаток на Русь.
Илья Глазунов. «Рюрик и его братья Синуэс и Трубор»
Варяги, возглавив славянские племена, сделали их на свой лад воинственными и достаточно сильными, чтобы обкладывать данью соседей и грозить оружием Царьграду. Но они же принесли славянам свою психологию. Славиться будет не строитель, а воин. И для победы все средства хороши. Скандинавы складывали саги про Гастинга, который притворившись мертвым, проник в итальянский город Луна, а там восстал из гроба и убил людей, собравшихся почтить его память, чтобы ограбить их дома.
Игорь Ожиганов. «Рюрик»
Рюрик и варяги научили славян строить корабли. Но в силу своего менталитета славяне так и не научились их совершенствовать. Взгляните на две картины между событиями, изображенными на них лет 600, а корабли все те же.
Николай Рерих. «Заморские гости». (1901)
Василий Суриков. «Степан Разин»
Большую пищу для размышлений дает сериал «Викинги». Однозначно, что викинги и были отважны и воинственны, они спали и видели, как отправляются в какой-нибудь грабительский поход. А потом возвращались из Англии и Франции в свою вымышленную в сериале столицу Каттегат на драккарах, набитых золотом и серебром. И что? И ничего. В Каттегате, как не было каменных крепостных стен, так их никто и не строил. Викинги как пировали в медовом зале большого дома конунга, так и продолжали в нем же пировать спустя годы. Построить вместо этого дома каменный, как в Европе, у конунга даже мысли не возникало. Как говорят, первые подобия городов у них начали появляться только в XII веке.
Каттегат в сериале «Викинги»
Рюрики каменные города строить не умели, а славяне в силу своего менталитета – не хотели. Когда через 300 лет после Рюриков на Русь пришли татаро-монгольские орды, то противостояли им деревянные города, которые нельзя назвать неприступными. В лучшем случае из камня в них были только церкви и центральные ворота. А все остальное хорошо горело.
Так что на долгие годы вперед с приходом Рюриков у Руси выработалась модель поведения, которую можно назвать, как подражание викингам. А главными целями русских князей стали взимание дани и грабительские набеги. И любое инакомыслие они жестоко подавляли.
Борис Чориков. «Князь Вадим Храбрый стоит перед почившего в бозе новгородского князя Гостомысла. 860 год».
В некоторых поздних летописных сборниках XVI века, включая Никоновскую летопись, появляется предание о смуте в Новгороде, возникшей вскоре после призвания варягов в 862 году. Между новгородцами оказалось много недовольных самовластием Рюрика и действиями его сородичей. Под предводительством Вадима Храброго вспыхнуло восстание в защиту утраченной вольности. Вадим был убит Рюриком, вместе со многими своими «советниками» (сторонниками).
Предыдущая часть — Следующая часть
*Использованы тексты из Википедии и других интернетресурсов.