К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ СЛУЖБЫ
(BHSS EDUCATION)
Как-то бывший начальник Управления БЭП Свердловской области Владимир Ралдугин на Совете ветеранов поднял вопрос об юбилее службы БХСС-БЭП:
— Был я недавно в Казани, когда там отмечали тысячелетие города. И узнал там предысторию этого юбилея. Раньше считалось, что Казань основана в 1370 году булгарским князем Хасаном и от его имени город получил свое название. В 1977 году советские археологи покумекали и заявили: Казань постарше будет, надо справлять ей 800-летнию юбилей. Прошло еще двадцать лет, российские археологи покопались в казанском кремле, нашли там какие-то монеты и бусы, после чего сказали, что пора Казани отмечать тысячелетие. Отделение истории Российской академии наук проголосовало «за», президент Борис Ельцин подписал соответствующий указ, и Казани в 2005 году стало не 635 лет, а цельная тысяча! Может быть, и нам следует подумать. У нас в 2007 году грядет 70-летие службы, но срок какой-то не очень солидный. Вот МВД 200-летие отпраздновало, участковые уполномоченные начали свою родословную с царских околоточных надзирателей вести. Надо и нам истоки своей службы поискать.
Ветераны призадумались. Слово взял Анатолий Вардугин. Он до службы в милиции работал в школе и в истории был посильнее других.
— Я считаю, что нам надо вести отсчет образования службы с 1866 года, когда в России появилась сыскная полиция в Петербурге. Она занималось и раскрытием экономических преступлений. Например, первый начальник сыскной полиции Иван Дмитриевич Путилин, возглавлявший ее 23 года, получил известность после того, как в результате оперативной комбинации сумел вывести на чистую воду фальшивомонетчиков братьев Пуговкиных.
— Нет, с сыскной полицией номер не пройдет, ее как своего предшественника уголовный розыск уже «приватизировал», — возразил Александр Захаров. — У меня есть более интересное предложение. Я считаю, что первым опером БЭП была императрица Екатерина II. Она сама руководила оперативной разработкой дворян-аферистов – братьев Сергея и Михаила Пушкиных, организовавших подделку первых российских ассигнаций.
— Нет, пожалуй, это слишком. Не по чину нам с императриц свою родословную вести. Нам бы кого попроще, — покачал головой Ралдугин.
— Ну, так я знаю кто был первым опером БЭП, — заявил Дмитрий Третьяков. – Однозначно им Антон Палыч Чехов был.
— Как-так, он же врачом работал?! — удивился Владимир Ралдугин.
— Может быть, работал и врачом, а оперскую жизнь, как никто другой понимал. Чтобы было понятно, приведу маленькую цитату из его рассказа «Конь и трепетная лань»: «- Я не хочу пить, да оно как-то само собой пьётся. Должность такая анафемская. Целый день по городу рыскаешь. Там рюмку выпьешь, в другом месте пива, а там, глядь, приятель пьющий встретился… нельзя не выпить. А иной раз и сведения не получишь без того, чтоб с какой-нибудь свиньёй бутылку водки не стрескать. Сегодня, например, нельзя было с агентом не выпить. — Да, проклятая должность! — вздыхает жена.- Бросил бы ты её, Вася! — Бросить? Как можно!».
Ветераны загомонили:
— Все в точку. Так оно и есть.
— Лучше про оперскую работу и не скажешь.
— Надо нам с Чехова юбилеи службы отсчитывать. Когда он там родился?
Олег Логинов