КРИМИНАЛЬНО-БАТАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА В КАРТИНКАХ. Часть 3
По версии Олега Логинова.
ЦАРЬ РОМУЛ И САБИНЯНКИ
(KING ROMULUS AND THE SABINES)
Предание называет 7 царей, последовательно правивших Римом в VIII-VI вв. до н.э.: Ромул, Нума Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций, Тарквиний Приск, Сервий Туллий, Тарквиний Гордый, которые принадлежали к разным племенам — латинянам и этрускам.
Пеладжио Паладжи. «Похищение сабинянок» (Ромул в красном плаще)
Первым царем выстроенного им Рима стал Ромул. Рим был основан им в соответствии с этрусскими обычаями 21 апреля 753 года до нашей эры. Сначала была вырыта круглая яма, куда сложили «первины всего, что люди признали полезным для себя в соответствии с законами, и всего, что сделала необходимым для них природа», и куда каждый гражданин будущего города бросил горсть земли. Эта яма стала центром большого круга, по границам которого основатели пропахали борозду, обозначив таким образом священную границу Рима («померий»). Внутри этой границы оказался не только Палатин, но и соседний двуглавый холм — Капитолий. Народное собрание провозгласило Ромула царем. Ромул окружил себя двенадцатью ликторами, издал первые законы; чтобы заселить обширную территорию внутри померия, он объявил рощу между холмами «убежищем» и начал предоставлять гражданские права стекавшимся в его город преступникам, беглым рабам и прочим искателям счастья.
Гравюра Маттеуса Мериана Старшего. «Ромул делит народ на патрициев и плебеев»
Граждан Рима царь поделил на патрициев и плебеев. К первой группе он отнес сто «лучших граждан», которые заседали в царском совете, получившем название «сенат». Сам Ромул стал первым в истории Рима магистратом и создал таким образом три основообразующих элемента Римской республики: сенат, магистратуры и народное собрание. Ему приписывают также создание системы патроната и формирование первых легионов, включавших по три тысячи пехотинцев и триста всадников; таким образом, всадническое сословие появилось тоже при нем.
Иоганн Конрад Сикац. «Ромул и Герсилия»
Считается, что Ромул дал своим людям законы, и после этого римляне стали единым народом. Но народом весьма своеобразным. Изначально Рим был убежищем для беглых преступников. Плутарх писал: «в этом убежище они укрывали всех подряд, не выдавая ни раба его господину, ни должника заимодавцу, ни убийцу властям, и говорили, что всем обеспечивают неприкосновенность… Поэтому город быстро разросся».
Грубое и жестокое население этого города создавало в нем свою особую ауру. Не отличался большой образованностью и его правитель. Как известно он рос пастухом и правильно сидеть на троне, а уж тем более управлять целым народом его не учили. Грубые нравы первого римского царя сказались в том, что еще при закладке города Ромул в ссоре убил своего брата Рема. Друзья у него были под стать ему – сыновья свинопаса Амулия Фаустула, вместе с которыми он рос и пас скот.
Однако недооценивать людей такого рода ни в коем случае не стоит. Это наглядно показала, например криминальная революция в России начала 1990-х годов.
ПОХИЩЕНИЕ САБИНЯНОК
Ф. Прадилья. «Похищение сабинянок»
На четвертом месяце после основания Рима среди его жителей начала остро ощущаться нехватка женщин. И тогда Ромул решил их отнять у соседей.
Петер Пауль Рубенс. «Похищение сабинянок».
Плутарх об этой спецоперации написал так:
«Ромул надеялся, что если захватить в заложники женщин, это насилие некоторым образом положит начало связям и общению с сабинянами, и вот как он приступил к делу. Прежде всего он распустил слух, будто нашел зарытый в земле алтарь какого-то бога. Бога называли Консом, считая его то ли богом Благих советов… Когда его извлекли на свет, Ромул, предварительно известив об этом, принес щедрые жертвы и устроил игры и всенародные зрелища. На праздник сошлось множество народа, и Ромул в пурпурном плаще сидел вместе с лучшими гражданами на первых местах. Сигнал к нападению должен был подать сам царь, поднявшись, свернувши плащ и снова накинув его себе на плечи. Множество римлян с мечами не спускали с него глаз и, едва увидев условленный знак, немедленно обнажили оружие и с криком бросились на дочерей сабинян, не препятствуя отцам бежать и не преследуя их».
Джованни Баттиста Тьеполо. «Похищение сабинянок». (1718).
Ромул предупредил римлян, чтобы они присмотрелись к девушкам, и каждый наметил бы для себя ту, которая ему больше по нраву. Когда спортивные игры, входящие в программу празднеств, были в разгаре и сабиняне увлеченно следили за происходящим на арене, Ромул подал условленный знак, сняв и снова надев свой пурпурный плащ.
Себастьяно Риччи. «Похищение сабинянок».
По этому знаку римляне подхватили на руки сабинянок и бросились бежать. Считается, что именно тогда возник существующий до сих пор обычай, по которому муж вносит новобрачную в свой дом на руках. Девушки кричали и сопротивлялись, сабиняне, ошеломленные неожиданностью, попытались отбить их у похитителей, но не смогли и вынуждены были вернуться домой, оставив своих дочерей и сестер в Риме.
Желая соблюсти общепризнанные нравственные правила, римляне постарались похитить только незамужних девушек, но среди них случайно оказалась и одна мужняя жена, Герсилия, которую взял в жены сам Ромул.
Джордано Лука. «Похищение сабинянок».
Об одном любопытном происшествии поведал Плутарх: «Среди похитителей, говорят, обращала на себя внимание кучка людей из простого народа, которые вели очень высокую и необыкновенно красивую девушку. Им навстречу попалось несколько знатных граждан, которые стали было отнимать у них добычу, тогда первые подняли крик, что ведут девушку к Таласию, человеку еще молодому, но достойному и уважаемому. Услышав это, нападавшие ответили одобрительными возгласами и рукоплесканиями, а иные, из любви и расположения к Таласию, даже повернули назад и пошли следом, радостно выкрикивая имя жениха. С тех пор и по сей день римляне на свадьбах припевают: «Таласий! Таласий!» – так же как греки «Гименей! Гименей!» – ибо брак Таласия оказался счастливым».
Николя Пуссен. «Похищение сабинянок».
Ромул обратился к похищенным сабинянкам с речью, растолковав им, что насилие было вынужденной мерой, и заверил, что, водворившись в домах римлян, они будут пользоваться почетом и всеобщим уважением, а римляне станут им хорошими мужьями. Постепенно сабинянки смирились со своей участью и согласились выйти замуж за похитителей.
ВОЙНА С СОСЕДЯМИ
Питер Пауль Рубенс. «Ромул создает трофей»
Оскорбленные и пострадавшие соседи не могли смириться со случившимся. Однако сабиняне были мирным народом, у них даже стен вокруг городов не было. А потому, чтобы собрать армию им требовалось время.
Ценинский царь Акрон, человек горячий и опытный воин, решил сам приструнить римлян, не дожидаясь сабинян. Когда войска Акрона и Ромула сошлись, их предводители решили устроить поединок меж собой. Ромул одолел и сразил Акрона, разгромил войско неприятеля и взял его город.
О его дальнейших действиях Плутарх написал довольно смешно: «Ромул ничем не обидел попавших под его власть жителей и только приказал им снести свои дома и перебраться в Рим, где они получили все права гражданства».
Жан Энгр. «Ромул, победитель Акрона, берет свою добычу в Храм Юпитера». (1812)
А потом царь устроил первый римский триумф, который Плутарх описал так: «Ромул срубил у себя в лагере огромный дуб, обтесал его наподобие трофея, потом приладил и повесил в строгом порядке все части оружия Акрона, а сам нарядно оделся и украсил распущенные волосы лавровым венком. Взвалив трофей на правое плечо и поддерживая его в прямом положении, он затянул победную песнь и двинулся впереди войска, в полном вооружении следовавшего за ним, а граждане встречали их, ликуя и восхищаясь. Это шествие было началом и образцом дальнейших триумфов».
За всю историю Рима эта честь выпадала трем полководцам: самому Ромулу, убившему Акрона, консулярному трибуну Корнелию Коссу, в 437 году до н.э умертвившему царя вейетов Ларса Толумния, и консулу Марку Клавдию Марцеллу, в 222 году до н.э. поразившему галльского царя Бритомарта. Четвертым должен был стать проконсул Марк Лициний Красс, в 29 году до н.э. убивший в бою царя бастарнов Дельдона. Но Октавиан Август, усмотрев в нем соперника, под надуманными предлогами запретил эту почесть.
Но потом, сабиняне, которые «долго запрягали», собрались с силами и их армия под руководством Тита Татия подступила к Риму. Однако путь им преградили укрепления Капитолия. Взять его штурмом сабиняне не смогли, но им помогла весталка Тарпея, дочь начальника Капитолийской крепости. Она увидела на сабинянах золотые запястья и предложила тайно открыть им ворота, если они отдадут ей то, что носят на левой руке. Татий согласился.
Тарпея тайно открыла ворота и впустила в Капитолий сабинских войнов. Когда Капитолий был захвачен, Татий вспомнил об обещанной девушке награде. Но он презирал предательство и расплатился с изменницей весьма оригинально. Татий приказал сабинам не поскупиться для нее ничем из того, что у них на левой руке, и первый, сняв вместе с браслетом и щит, бросил их в девушку. Все последовали его примеру, и Тарпея, засыпанная золотыми украшениями и заваленная щитами, погибла под их тяжестью. Так награда стала для нее надгробием.
Позже, тело весталки Тарпеи было сброшено со скалы, которая после этого была названа ее именем и стала местом казни в Древнем Риме.
Жак Луи Давид. «Сабинянки, останавливающие сражение между римлянами и сабинянами». (1799)
Когда сабиняне ворвались в город, растерянные римляне стали разбегаться во все стороны. Лишь молитва Ромула, обращенная к Юпитеру, позволила остановить бегство. Началось решающее сражение.
Но в разгар боя появились на поле сабинские женщины. Не могли они перенести того, что на одной стороне гибнут их отцы и братья, а на другой – мужья. В траурных платьях, с распущенными волосами, прижимая к себе детей, они встали меж противниками, умоляя их прекратить истреблять друг друга.
Образумились сражающиеся, опустили оружие. Вышли навстречу друг другу Ромул и Таций и заключили мир. Так, 1 марта 752 года до н.э. римляне и сабиняне объединились в единый народ — квиритов. В память об этом событии Ромул учредил праздник Матурналий и дал женщинам много почетных прав. Римляне и сабиняне поселились вместе, и стали править ими два царя. Правда не все было так уж радужно.
Анн-Луис Жироде де Русси-Триозон. «Смерть Татиуса»
А для Татия это объединение и вовсе стало роковым. Он был убит спустя 5 лет жителями города Лавиниума в результате кровной мести за оскорбление, нанесенное лавинским послам родственниками Тита. Но поскольку его убийц Ромул не покарал, то осталось подозрение, что он их и нанял.
Плутарх написал об этом так: «На пятом году царствования Татия какие-то его домочадцы и родичи случайно повстречали дорогой лаврентских послов, направлявшихся в Рим, и попытались силою отнять у них деньги, а так как те оказали сопротивление, убили их. Узнав о страшном поступке своих сограждан, Ромул счел нужным немедленно их наказать, но Татий задерживал и откладывал казнь. Это было причиною единственного открытого столкновения между царями, в остальном же они всегда почитали друг друга и правили в полном согласии. Тогда родственники убитых, не добившись правосудия по вине Татия, напали на него, когда он вместе с Ромулом приносил жертву в Лавинии, и убили, а Ромула, громко прославляя его справедливость, проводили домой. Ромул доставил тело Татия в Рим и с почетом похоронил…, но позаботиться о возмездии нужным не счел».
Чем дольше Ромул правил Римом, тем деспотичнее он становился. Если поначалу он еще советовался со своими старыми соратниками, образовавшими Сенат, то впоследствии просто отдавал сенаторам приказания. Но сенаторы были одного поля ягоды со своим царем. И перед кровопролитием не останавливались.
Бартоломео Пинелли (Bartolomeo Pinelli). «Смерть Ромула, убитого сенаторами на Марсовом поле за злоупотребление царской властью»
В один прекрасный день, 7 июля 716 года до н. э. Ромул исчез. Был человек — и нет его! В народе ходили слухи, что сенаторы набросились на царя в храме Вулкана, убили и, рассекши тело, вынесли по частям, пряча ношу за пазухой. Но тут один патриций по имени Юлий Прокул поклялся перед народом, что он лично встретил Ромула после исчезновения, и тот сказал ему, что он вознесся на небеса и теперь будет божеством по имени Квирин, милостивым к римлянам. Народу идея, что у него будет небесный покровитель, пришлась по душе. И исчезновение царя его перестало волновать.
*Использованы тексты из Википедии и других интернетресурсов.