КАЗНЬ ДНЯ
По версии Олега Логинова.
26 марта
КАЗНЬ МАНСУРА АЛЬ-ХАЛЛАДЖА
(EXECUTION OF MANSOUR AL-HALLAJ)
Абу Абдуллах аль-Хусейн ибн Мансур аль-Халладж, известный как Мансур аль-Халладж — исламский богослов и мистик из южного Ирана (Фарс), представитель суфизма.
Халладж подвергался преследованиям не только со стороны правоверных богословов, обвинявших его в несоблюдении обрядов, отрицании ритуала, претензиях на самообожествление, публичном чудотворстве, но и со стороны многих суфиев, ставивших в вину проповеднику разглашение божественных тайн и даже называвших Халладжа шарлатаном. Халладж публично провозгласил путь экстатического единения с Богом единственно истинным и не нуждающимся в дополнении к нему внешнего обрядового благочестия.
В ходе одной из медитаций он воскликнул: «Ана-л-Хакк» (Я есть Истина), за что был обвинён в богохульстве и в 913 году был заключен в багдадскую тюрьму. Руми расшифровывал, сказанное Халладжем «Я есть Бог» как великое смирение, а вовсе не высокомерие. Однако Мансур аль-Халладж за ересь провел в заключении 11 лет и написал там свой единственный трактат «Китаб ат-тавасин».
26 марта 922 года Халладж был казнен. Судя по всему, он был повешен. Известно, что виселицу для него поставили возле Хорасанских ворот. Однако почему-то Аттар Нишапури написал, что ему отрубили руки и ноги, а потом голову.
Аттар Нишапури в своей книге «Тазкират ул-оулийа», описывая экзекуцию над Халладжем, составил самое фантастическое описание казни в мировой истории. На что полны сказочных деталей описания казней христианских мучеников, но Нишапури «перекрыл» их все.
Выдержки из его книги:
Когда Мансур еще только шел к месту казни, на его лице сияла улыбка. Люди спросили его, как он может радоваться в такой момент. Он ответил: «Сейчас как раз время быть счастливым, так как я возвращаюсь домой».
«Халиф велел толпе кидать камни в Мансура. Он вынес все это, но когда по приказу халифа Шибли ударил его цветком, он вскрикнул. На вопрос, почему, он ответил: «Люди, которые забрасывали меня камнями, невежественны, но ударившему меня Шибли нет оправдания, потому что он все знает».
«Ему нанесли триста ударов плетью, и после каждого удара раздавался голос: «О, Мансур, Я не боюсь. Ты выдержишь все». Сто тысяч человек собрались вокруг эшафота, на котором его должны были казнить. Он посмотрел вокруг и сказал: «Хакк, Хакк, Ана аль Хакк» (Истина, Истина, Я — Истина)». В этот критический момент какой-то дервиш попросил у Мансура дать определение любви. Мансур сказал ему, что он узнает ответ сегодня, завтра и послезавтра».
«Мансуру отрубили руки, но он продолжал улыбаться. На вопрос о том, что означает его улыбка, он ответил: «Они отрубили мне руки, которые были снаружи, но руками, что у меня внутри, я обхватил ноги Всевышнего, и они не смеют прикоснуться к этим рукам». Потом палач отрубил ему ноги. Он сказал: «Они не могут тронуть мои внутренние ноги, на которых даже теперь я могу путешествовать по двум мирам». Затем Мансур провел по лицу кровавыми обрубками своих рук и произнес: «Сегодня я чувствую себя счастливым, так как кровь мученика отпечатана на моем лице».
«После этого ему выкололи глаза и вырвали язык. Наконец, Мансуру отрубили голову. В момент, когда ему отрубили голову, он рассмеялся, а его душа перешла к Всемогущему. Все отрубленные члены мученика начали кричать: «Я-Истина».
«На следующий день изувеченное тело сожгли, а на третий развеяли пепел».
*Использованы тексты из Википедии и других интернетресурсов.