КАЛИНА НИКИФОРОВА
(KALINA NIKIFOROVA)
В публикациях о Калине Никифоровой какими только звучными эпитетами ее не превозносят. Называют и царицей преступного мира в СССР, и первой женщиной – вором в законе.
Но когда человека превозносят, хочется понять, что же такого выдающегося он сделал. В случае с Никифоровой – это большая загадка.
ЛЮБОПЫТНАЯ ТЕНДЕНЦИЯ
В разных странах мира несколько женщин удостоились называться «Крестными матерями», но не за заслуги, а наследовав криминальный бизнес своих мужей после того, как те были убиты или оказались за решеткой. Мафию не зря называют семьей. В наркобизнесе ситуация несколько иная, там было несколько женщин, которые стали наркобаронессами, благодаря деловым качествам и жестокости. Например, Мелисса Маргарита Калдерон Охеда по прозвищу «Ла Чина» в Мексике, Шашикала Пантанкар по кличке «Китти» — в Индии, или Се Цайпин в Китае. В России известность получили некоторые подвизавшиеся на наркоторговле цыганки, но их и сейчас мало кто помнит, а время пройдет и их имена канут в лету. По сути дела, в криминальной сфере в России статус знаменитостей обрели всего две дамы — Софья Блювштейн по прозвищу «Сонька Золотая ручка» и Калина Никифорова. По любопытному совпадению, обе они были еврейками. А если вспомнить, что в США самой авторитетной заправилой преступного бизнеса была еврейка, 125-киллограмовая крестная мать нью-йоркского криминального мира Фредерика «Ма» Мандельбаум, то определенная тенденция вырисовывается.
Конечно, статусом «вора в законе» Никифорова не обладала. Женщинам его просто не дают. Но если вспомнить, кого еще из женщин предположительно венчали воровской короной, то есть еще две претендентки — Аглая Демидова и Велта Ларионова. О первой известно мало, о второй – практически ничего. Зато в публикациях восхваляют «царицу преступного мира» в СССР Калину Никифорову. Но, собственно, за что?
ТЕРНИСТЫЙ ПУТЬ
Калина родилась в июле 1945 года в Баку, потом вместе с семьей перебралась в Подмосковье. А в 18 лет, явно не по большой любви, вышла замуж за престарелого ювелира Юлия Никифорова. В прочем, замужем она пробыла недолго, став богатой вдовой. Покойный муж обеспечил ее не только большим наследством, но и нужными связями, которые в советское время были важны. И благодаря им она получила работу, о которой можно было мечтать, устроившись в магазин для избранных «Березка». Простым смертным в этот магазин путь был заказан, в нем отоваривались в основном иностранцы за валюту и советские граждане, вернувшиеся из загранкомандировок, за сертификаты Внешпосылторга. Возле «Березок» крутились криминальные дельцы, промышлявшие скупкой и перепродажей таких чеков, и, возможно, именно в тот период Калина свела знакомство с будущим лидером российской организованной преступности Вячеславом Иваньковым по кличке «Япончик». У богатой вдовы Никифоровой явно была повышенная любовь в дензнакам. Работу в «Березке» она совмещала со спекуляцией и, говорят, еще давала бандитам наводки на богатых покупателей. Япончик тогда состоял в банде Карькова по кличке «Монгол» и промышлял популярными во времена революции так называемыми «самочинками». Иваньков со своими подельниками под видом сотрудников милиции совершали обыски у тех, кто, как тогда говорили, живет на нетрудовые доходы, заканчивавшиеся полной «экспроприацией» у бедолаг всего незаконно нажитого. Погоня за деньгами Никифорову до добра не довела.
В середине 1970-х годов Калина попалась на нелегальной продаже заграничной одежды. За спекуляцию ей дали три года лишения свободы, отправив отбывать наказание в Можайскую колонию. Сказывают, что она там стала сексотом у администрации колонии, благодаря чему вышла на волю досрочно. Надо полагать тюремные опера передали ее оперативникам ОБХСС. Пишут, что под оперативным псевдонимом «Юля» она стала «стучать» в отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности на спекулянтов и валютчиков. А те, возможно, даже помогли ей снова устроиться на «хлебное» место — торговать пивом. Те, кто помнит пивных продавщиц времен СССР, знает, что все они, как на подбор, были дамами бойкими, острыми на язык, поскольку другим с любителями пива было трудно сладить. Надо полагать, такой Никифорова и была. Торговля пивом считалась «золотым дном», за счет недолива и разбавления делались большие деньги. Но Калине опять захотелось большего.
ДЕЛА БАНДИТСКИЕ И ВОРОВСКИЕ
В какой-то момент знакомство Калины с Япончиком переросло в сожительство и деловое сотрудничество. Рассказывают, что они на пару проворачивали дела. В 1981 году Иванькову пожаловался некий филателист по имени Марк на коллекционера Аркадия Нисензона, который якобы украл у него партию старинных икон. Япончик взялся помочь за вознаграждение. И попросил Калину свести ее с Нисензоном, приятелем ее покойного мужа. Она свела и при встрече представила Иванькова, как коллекционера марок. В результате тот со своей бандой под предлогом продажи марок попал к Нисензону в дом и начал «прессовать» его. Говорят, что бандиты наполнили ванну хозяина дома едким химическим веществом и пригрозили растворить его там. Аркадий растворяться не захотел и пообещал отдать все сполна, но едва гости ушли, как он отправился жаловаться на них в милицию. Вскоре Япончика задержали, но Калине удалось выкрутиться.
Рубен Саркисян
Пока Иваньков находился за решеткой, на нее вышли другие бандиты и предложили ей открыть в Москве три подпольных катрана. Это были своего рода игорные дома, которые с ее помощью появились на территории Селезневки, Таганки и Вольковской. Постоянными посетителями катранов были авторитетные бандиты и «воры в законе». Возможно, именно там Калина Никифорова познакомилась с Рубиком Саркисяном по кличке «Профессор», которого спустя несколько лет удостоят воровской короны в Армении. Он стал ее вторым официальным мужем. Хотя Никифорова, как пишут, стала заведующей пивным баром на Колхозной площади, денег, ей как всегда, не хватало. И тут она открыла для себя золотую жилу.
В СССР во всех слоях населения, а в криминальной среде особенно любили хвастать связями, мол везде все схвачено. Вероятно, Никифорова намекала окружающим, что у нее есть «своя лапа» на таможне и она при случае может помочь с переправкой ценностей через границу. А это стало весьма актуально для евреев, практически массово устремившихся из СССР на историческую родину в Израиль. Но Советский Союз отпускал их туда почти без денег. Не разрешалось брать с собой серебряные и золотые украшения, драгоценные камни. Евреи шли на поклон к Никифоровой и просили помочь переправить драгоценности. Она никому не отказывала и брала их ценности себе на хранение, обещая, что те найдут к ним дорогу в Землю обетованную. И всех обманула, даже свою школьную подругу. Все отданные ей ценности соплеменников она цинично прикарманила, отлично зная, что они в СССР ее не достанут. В милицию писать заявления не станут, поскольку у самих рыльце в пушку, а жаловаться бандитам тем более. Где у нее действительно было все схвачено, так это в криминальной среде. Что они ей сделают, если у нее муж и сын воры в законе?!
Сына Виктора она свозила на Кавказ, где при помощи мужа и солидного денежного взноса его короновали, дав ему «погремуху» в честь матери. В 22 года Витя Калина стал самым молодым вором в законе в СССР.
Однако обижать евреев себе дороже. Не иначе как обманутые Никифоровой соплеменники в Израиле с помощью священников наложили на нее каббалистическое проклятие «Пульса денура». После него люди долго не живут. В 1988 году в возрасте 43 лет Калина Никифорова умерла от рака крови, который в СССР не могли вылечить.
ЭПИЛОГ
Пишут, что узнав о болезни, Полина Никифорова вместе с мужем, будучи «невыездными», планировали захватить самолет в аэропорту города Ленинакан, чтобы улететь за границу, где ее могли бы вылечить. Несмотря на то, что денег у них было, как фантиков, но здоровье на них в СССР было не купить. Однако угон остался на стадии планирования, болезнь унесла жизнь Калины быстрее.
Олег Логинов