ОТТЕПЕЛЬ В СССР
(THAW IN THE USSR)
С высоты нынешних лет период так называемой «оттепели» выглядит не бог весть каким реформаторским и либеральным, но для советских людей, живших в то время он был по настоящему революционным, перевернувшим их мировоззрение, а потому им и запомнился.
ВЕТЕР СВОБОДЫ
«Оттепель» — неофициальное обозначение периода в истории СССР после смерти В.И.Сталина – с середины 50-х до середины 60-х годов ХХ века. Руководство СССР само было не очень-то довольно «сталинскими» строгостями, а потому слегка ослабило узду, в которой держало народ. И тому показалось, что повеял теплый ветер свободы.
Больше всего «оттепель» ассоциируется с идеологическими и политическими преобразованиями: осуждением культа личности Сталина и репрессий 30-х годов, появлением некоторой свободы слова, определенной демократизацией и «открытием форточки» в железном занавесе, через которую можно было взглянуть на западный мир.
Часто «оттепель» называют «хрущевской», тем самым связывая ее с именем Первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева. Но на самом деле не он ее начал. Хотя и продолжил. Но при этом ненавидел, когда его правление называли этим словом. И как-то в сердцах высказался: «Понятие о какой-то оттепели – это ловко этот жулик подбросил, Эренбург!» Конечно Никите Сергеевичу было обидно, что его правление ассоциируют со слякотью и грязью. И это при том, что саму социалистическую систему пафосно величали «весной человечества». Но слово «оттепель» удивительно точно передавало настроению людей того времени, их состояние души. Потому и прижилось.
ТАЯНИЕ СТРАХА
Собственно «оттепель» начал не Хрущев. А Георгий Маленков, ставший Председателем Совета Министров СССР после смерти Сталина в 1953 году. Именно он первым заявил на Президиуме ЦК КПСС: «Считаем обязательным прекратить политику культа личности». Именно при нем началась реабилитация людей, арестованных и осужденных по политическим мотивам. Так, уже 3 апреля 1953 года Президиум ЦК КПСС принял резолюцию о полной реабилитации «врачей-вредителей». 27 марта 1953 года ПВС СССР принял Указ об амнистии, согласно которому подлежало освобождению из лагерей и колоний 1 181 264 человека. С 1953 года были образованы комиссии по проверке дел и реабилитации. Было разрешено возвращение на родину большинству народов, депортированных в 30-е и 40-е годы. На родину были отправлены десятки тысяч немецких и японских военнопленных. А для советских граждан были сняты паспортные ограничения в 340 городах страны. Кроме того были сняты запреты на иностранную прессу, пересечение границ и таможенные перевозки.
После смерти Вождя его соратники дружно задумались о либерализации политики страны. И по некоторым версиям самые демократические реформы задумал министр внутренних дел Лаврентий Берия. Именно он стал инициатором амнистии, различных реабилитаций и ряда прогрессивных предложений по сокращению бюрократического аппарата и реформ в экономике. Однако его товарищи по ЦК КПСС поспешили от него избавиться. Берия был арестован и казнен. Как бы то ни было, народ воспринял расстрел Берия, как еще одно проявление либерализации общества, поскольку он олицетворял собой репрессивный аппарат. В 1954 году, когда государством еще фактически руководил Маленков, Илья Эренбург опубликовал свою повесть «Оттепель», которая и дала название наступлению новой эры в СССР.
ХРУЩЕВСКАЯ ОТТЕПЕЛЬ
Всемирный Фестиваль молодежи и студентов 1957 года.
Непосредственно «хрущевский» период оттепели начался 25 февраля 1956 года с секретного доклада о культе личности Сталина, прочитанного Никитой Сергеевичем на ХХ съезде КПСС. Он стал настоящим шоком для страны. Непогрешимость Великого Сталина была поставлена под сомнение. И сомнения вызвали у людей размышления. Отныне сказанное с высоких трибун уже не бралось людьми бездумно на веру, а вызывало обсуждение и споры. Во многом изменил прежнее мировоззрение советских людей и VI Всемирный Фестиваль молодежи и студентов, проведенный в 1957 году. Он стал для советского народа если не окном, то хотя бы форточкой в западный мир, который, как оказалось, живет гораздо ярче. После него советские люди стали иначе одеваться, увлекаться джазом и, вообще, стали ощущать свою близость к остальному миру. В Москве начали проводиться кинофестивали, а в СССР – развиваться иностранный туризм. В быт советского народа начало входить телевидение.
ШЕСТИДЕСЯТНИКИ
Особенно стремление мыслить по-новому отличало так называемых «шестидесятников», людей сравнительно молодых, но уже многое повидавших. А наиболее ярко они проявили себя в литературе, где при ослаблении цензуры обозначился настоящий прорыв молодых талантов.
Но во многом творцом этого прорыва стал уже маститый писатель, кавалер всевозможных орденов и главный редактор журнала «Новый мир» Александр Твардовский. Хотя он был плоть от плоти частичкой пропагандистской советской машины, но частичкой с душой, которая болела от осознания несправедливости. Говорят, он очень переживал за судьбу раскулаченного отца. Рискуя собственным благополучием, Твардовский помещал у себя в журнале на тот момент весьма острые произведения молодых литераторов, самым известным из которых стала повесть «Один день Ивана Денисовича» Александра Солженицына, первое произведение о сталинских лагерях. После XX съезда впервые начали выходить книги репрессированных авторов: М. Кольцова, И. Бабеля, А. Веселого и др. Ярким событием в литературе стала так называемая «лейтенантская проза» молодых авторов Бакланова, Бондарева, Быкова, Некрасова. Конечно, она держалась в рамках, но гораздо честнее рассказывала о простой окопной жизни на фронте.
Настоящим знаменем «оттепели» стала поэзия. Молодежь начала собираться на площади Маяковского в Москве. Там люди декламировали строки Есенина, Евтушенко, Ахматовой, Пастернака, стихи собственного сочинения, спорили. На эти стихийные сборища приезжали со всего Союза. А поэтические вечера в ВУЗах собирали рекордные аудитории. Так, в ноябре 1954 года в Политехническом институте в Ленинграде свыше тысячи студентов в течение трех часов с неослабевающим вниманием слушали стихи.
На волне интереса к поэзии появился феномен самодеятельной песни. Еще в 1955 году геолог из Ленинграда А. Городецкий положил начало превращению «поющей поэзиии» в массовое бардовское движение. Развитию бардовской песни способствовало и новое повальное увлечение молодежи. Она полюбила романтику туристических походов. Рюкзак, штормовка, палатка, гитара у костра – стали атрибутом свободной жизни.
ВПЕРЕД К КОММУНИЗМУ
Но интеллигенты-шестидесятники были лишь частью народа, а «оттепель» «зацепила» и всех остальных. Только зацепила «свободой слова» иного рода. Благодаря неуемности обещаний Никиты Хрущева народ поверил, что скоро и впрямь будет жить при коммунизме. Подтверждение этому он находил и в полете первого человека в космос и в существенных улучшениях жизни. Выросла заработная плата, в 1960 году все рабочие и служащие были переведены на семичасовой рабочий день. Люди начали получать отдельное жилье, в росших как грибы домах-«хрущевках». В свободной продаже появились автомобили «Волга» и «Москвич». А Хрущев обещал, что дальше будет только лучше. Например, с трибуны XIII съезда комсомола в апреле 1958 года он рассказывал молодежи в каком прекрасном «завтра» ей предстоит жить. Говорил, что при коммунизме государство отомрет, а функции управления возьмут на себя общественные организации. И люди верили.
Всплеск эйфории, связанный с головокружительными планами наступления светлого «коммунистического завтра», порой приводил к казусам. Например, в одном алтайском колхозе селяне озаботились, что пожилая супружеская пара не доживет до коммунизма, а потому решили создать коммунизм у себя в деревне для отдельно взятой семьи. На собрании они приняли решение бесплатно доставлять из местного магазинчика все необходимые продукты, и товары старейшей супружеской паре колхозников.
В первой половине 1960-х в стране начались перебои с продуктами питания, эйфория ушла, а с ней и «оттепель». Кто считает концом «оттепели» отстранение Хрущева от власти, кто-то – подавление «Пражской весны», но ясно одно: советский народ в очередной раз обманулся в своих ожиданиях.
Олег Логинов