ИСТОРИЯ ДНЯ
По версии Олега Логинова
27 апреля
КАПЕР ЖАН БАР
(PRIVATEER JEAN BAR)
Жан Бар (Jean Bart) (1651-1702) — французский военный моряк и капер, национальный герой Франции, самый знаменитый из дюнкеркских корсаров.
Во время Голландской войны до заключения Нимвегенского мира в 1678 году, Бар, командуя небольшими судами и хорошо зная район боевых действий захватил по разным данным от 74 до 81 кораблей. 8 января 1679 года король произвел Бара в капитан-лейтенанты королевского флота. С окончанием войны Жан Бар на некоторое время оказался без работы. Позже он сражался на Средиземном море против североафриканских пиратов. В 1686 году он предпринял смелый набег на марокканский портовый город Сале — главное убежище мавританских корсаров в Северо-Западной Африке. Из этого рейда он привез 550 пленников и сына местного правителя. За этот подвиг его произвели в «капитаны фрегата» королевского флота.
В апреле 1689 года, командуя 24-пушечным фрегатом «Серпан» («Змея»), Жан Бар перевозил из Кале в Брест бочонки с порохом и в этот момент был атакован голландским военным кораблем. Завязалась артиллерийская дуэль, в ходе которой корабль корсара в любой момент мог взлететь на воздух. В этот момент взгляд капитана упал на юнгу, в испуге присевшего за мачтой. Бар приказал: «Привяжите его к мачте. Кто не умеет смотреть смерти в глаза, тот не заслуживает жизни». Двенадцатилетним юнгой был его сын Франсуа-Корниль Бар, впоследствии ставшим вице-адмиралом французского флота.
В мае того же года Жан Бар, командовавший 28-пушечным фрегатом «Ле Же», и его компаньон Клод де Форбэн, командовавший 16-пушечным фрегатом «Ла Райез», вступили в бой с двумя английскими фрегатами и потерпели поражение.
К моменту сдачи на французских судах не было ни мачт, ни пороха. Бар был легко ранен в голову, Форбэн получил семь ранений. Пленных корсаров англичане доставили в Плимут и поместили в тюрьму. Там они очаровали своим дружелюбием начальника тюрьмы, который регулярно обедал с ними. Впечатленный их культурой и вежливостью губернатор перевел пленников из вульгарной тюремной обстановки в более удобное помещение в комнате над местной гостиницей. На окнах были закреплены решетки, а снаружи выставлены часовые, но это все равно было большим улучшением для сквозняка и сырости в камере.
Вскоре в Плимуте в поисках убежища во время шторма пристало французское рыбацкое судно, которым командовал родственник Барта из Остенде. Когда рыбак узнал о заточении своего родственника поблизости, ему разрешили навестить его в гостинице и ему удалось тайком передать узникам большой металлический напильник. Барт поручил своему посетителю найти лодку, на которой они могли бы перебраться через Ла-Манш, и начал пилить оконные решетки. Часовые, которых узники снабжали деньгами, большую часть дежурства проводили в пабе.
Луи Чарльз Бомблед (Louis Charles Bombled). «Луи Чарльз Бомблед (Louis Charles Bombled). «Побег Жана Барта»
Как только с прутьями было покончено, рыбак из Остенде украл лодку и под покровом темноты дал понять Барту и Форбэну, что все готово. Со своими охранниками, радостно храпящими за дверью, пленники спустились по связанным простыням и прокралась по темным улицам к гавани.
Ночь была спокойной, а туман опустился, словно для того, чтобы помочь беглецам. Мужчины спустили лодку на воду и на веслах поплыли во Францию. Оба капитана за двое суток пересекли Ла-Манш и благополучно достигли берегов Франции.
Портрет Жана Бара работы Жана-Леона Жерома (1862 г.)
Король оказал Бару честь, приняв его в своем дворце в Версале. Во время данного приема Жан Бар «отличился», грубо нарушив дворцовый этикет. Ожидая аудиенции у короля, он достал трубку и закурил. На робкие попытки придворных вынести ему замечание, корсар ответил: «Я привык к курению на королевской службе, это стало для меня потребностью, и думаю, что справедливо не менять правил».
По преданию, когда королю донесли о дерзости моряка, Людовик лишь рассмеялся.
Французский капер Жан Бар захватывает голландский конвой с зерном, 29 июня 1694 г.
В 1694 году во Франции из-за страшной зимы и неурожая наступил голод, и король поручил знаменитому корсару привести из Норвегии в голодающую Францию огромный хлебный караван (более 100 судов). Обманув бдительность блокирующей Дюнкерк английской эскадры при помощи шести рыбачьих барок, которые вышли из порта с огнями, а обнаружив за собой погоню, затушили огни и вернулись в порт, Бар вышел в открытое море.
Его флотилия состояла из 6 кораблей, имевших на борту 312 пушек, флагманом был «Мавр». Не дойдя до Норвегии, корсары обнаружили, что торговый караван с хлебом уже перехвачен голландской эскадрой из восьми кораблей (387 пушек) под командованием контр-адмирала Гидда де Вриса. Недалеко от Текселя Бар решил атаковать неприятеля. 29 июня, обменявшись с противником орудийными залпами, «Мавр» сцепился с флагманом голландцев. Развернулась яростная абордажная схватка, в центре которой сражались сам Бар и де Врис. Наконец три страшных сабельных удара повергли голландского контр-адмирала на палубу, и флагманский корабль за полчаса был захвачен. Были захвачены и два других корабля; пять оставшихся обратились в бегство. Заодно Бар захватил несколько английских фрегатов и 30 торговых судов с провизией и боеприпасами. Трофеи были доставлены в Дюнкерк, а 80 судов, груженных зерном, продолжили свой путь в Кале, Дьеп и Гавр.
Двор узнал об этом подвиге во время церемонии утреннего туалета Людовика XIV в понедельник 5 июля 1694 года. По повелению короля Жану Бару были пожалованы дворянский титул, орден св. Людовика и право иметь золотую лилию в своем гербе. На памятной медали, отчеканенной в честь упомянутой победы, стоит надпись: «Франция обеспечена хлебом благодаря заботам короля после разгрома голландской эскадры».
Многие анекдоты рассказывают о смелости и прямолинейности необразованного моряка, ставшего популярным героем французского флота. Он захватил в общей сложности 386 кораблей, а также потопил или сжег еще большое количество. Жан не трепетал ни перед врагом, ни перед сильными мира сего. По легенде, когда Людовик сошёл с трона, чтобы наградить Жана орденом святого Людовика, Бар сжал его величество в объятьях. Несколько придворных упали в обморок: согласно строгим правилам дворцового этикета прикасаться к монарху в тронном зале запрещалось. Однако Людовик лишь рассмеялся, обнял Бара в ответ и сказал, что запрет распространяется лишь на дворян, ведь они только и думают, как бы взбунтоваться и свергнуть короля. А вот представителям народа обнимать монарха не возбраняется.
Как-то Бару было поручено доставить морем в Польшу родственника Людовика, Франсуа Луи Бурбона, который должен был занять тамошний трон. В пути флот Жана наткнулся на английскую эскадру, но, в ночной темноте сумел от неё оторваться. Принц спросил капера, что бы он стал делать, если бы англичане всё-таки их догнали? Шевалье Бар, не моргнув глазом, ответил, что на этот случай его сын уже стоял с факелом у пороховых бочек в трюме и был готов взорвать весь корабль, чтобы ни судно, ни принц не достались врагу. Побледневший Франсуа только и смог ответить, что «это лекарство страшнее самой болезни».
Ранней весной 1702 года, занимаясь снаряжением кораблей, Жан Бар простудился и 27 апреля умер от воспаления легких. Город Дюнкерк почтил его память, установив статую и назвав его именем общественную площадь. Во время карнавала в Дюнкерке, который проводится каждый год в воскресенье перед Великим вторником, местные жители все вместе преклоняют колени перед его статуей и поют Cantate à Jean Bart. А еще в честь пирата назвали марку табака и почему-то крем для обуви.
*Использованы тексты из Википедии и других интернетресурсов.