ПОДНЯТАЯ ЦЕЛИНА
(RAISED VIRGIN LAND)
Про удивительный менталитет русского народа написано уже немало полунаучных трактатов. Но, что есть, то есть. Это в русском духе – 30 лет лежать на печи, а потом встать и сотворить подвиг, который будут воспевать в легендах. А к трудовому героизму даже теорию подвели, мол в суровых российских природных условиях, летом надо совершить трудовой подвиг, зато всю зиму потом можно будет в теплой избе сидеть. Склонностью русского народа к героизму с успехом пользовались правители. Когда сражения выигрывали не пушками, а штыками. И когда стройки века затевали. В социалистические времена культ трудового героизма вообще насаждался в умы и сердца граждан СССР. Вспомнить хотя бы обязательную для изучения в школе книжку «Как закалялась сталь» про подорвавшего здоровье на строительстве железной дороги Павку Корчагина.
Одним из наиболее ярких и значимых трудовых подвигов советского народа стало освоение целины в 50-х годах ХХ века. Те, кто поднимал людей на этот подвиг, и потом убеждали, что без трудового героизма в тот момент обойтись было нельзя. Стране было нужно 32 миллиона тонн продовольственного зерна в год, а заготавливалось только 31,3 миллиона. Главный инициатор «поднятия целины» Никита Сергеевич Хрущев впоследствии говорил: «Собственно, выбора способа ведения хозяйства у нас не было. Хлеб был нам нужен не завтра, а буквально сегодня». Однако умные люди говорят, что выбор есть всегда.
ИСТОРИЯ ВОПРОСА
Вообще-то Хрущев не был творцом идеи по освоению целинных и залежных земель в Казахстане. Их освоение началось еще в конце ХIХ века. Но уже тогда специалисты говорили, что особо усердствовать в этом вопросе не стоит. В Казахстане земли не были особо богаты черноземом, к тому же не имелось достаточных водных ресурсов для их полива. А суровая зима и засушливое лето могли безвозвратно погубить посевы.
Кстати, распахивание казахской целины не было безальтернативным вариантом и в 50-е годы ХХ века. Зерна в СССР действительно не хватало, но при этом за границу продавались так называемые «сильные» сорта мягкой пшеницы высочайшего качества. В правительстве шла дискуссия: развивать сельское хозяйство интенсивным или экстенсивным путем. Можно было вложить средства в уже существовавшие сельхозхозяйства и добиться повышения урожайности за несколько лет. Однако руководство СССР в лице Н. С. Хрущева предпочло экстенсивный путь развития сельского хозяйства. И в результате в 1954 году пленум ЦК КПСС принял постановление «О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и об освоении целинных и залежных земель». В соответствии с ним было намечено распахать в Казахстане, Сибири, Поволжье, на Урале и в других районах страны не менее 43 млн. га целинных и залежных земель.
Позже Хрущева за это решение критиковали даже соратники по партии. Вячеслав Молотов в 1977 году назвал его авантюрой и сказал: «Я предлагал вложить эти деньги в наше Нечерноземье, а целину поднимать постепенно. Разбросали средства — и этим немножко, и тем, а хлеб хранить негде, он гниет, дорог нет, вывезти нельзя. А Хрущев нашел идею и несется, как саврас без узды! Идея-то эта ничего не решает определенно, может оказать помощь, но в ограниченном пределе. Сумей рассчитать, прикинь, посоветуйся, что люди скажут. Нет — давай, давай!». Но тогда, в 1954 году смельчаков, посмевших публично критиковать генерального секретаря ЦК КПСС, не было. Какая бы ни было авантюрная идея по части сельского хозяйства не приходила на ум вождю, она без возражений принималась. Сказали сеять кукурузу, значит будем кукурузу. В ходу была поговорка: «Если хочешь быть живым – сей квадратно-гнездовым»! Это в отношении спущенной сверху установки повсеместно сеять кукурузу квадратно-гнездовым способом, позже раскритикованным.
ПРОБЛЕМЫ ОСВОЕНИЯ
Однако даже при том, что партия сказала: «Надо осваивать целинные земли!», заниматься этим по большому счету было некому. После войны страна переживала страшнейший демографический кризис. Здоровых мужиков катастрофически не хватало. И тогда Хрущев призвал на подвиг молодежь:
— Товарищи, давайте обратимся с призывом к советской молодежи, к комсомолу. Пусть возьмутся за освоение новых земель.
И молодежь, воспитанная на примере Павки Корчагина поднялась на подвиг. Правда, вскоре выяснилось, что трудовой героизм и романтика – это не одно и то же, и что в соратниках у них оказались лодыри, тунеядцы и алкоголики. Власти Москвы и Ленинграда в массовом порядке высылали на целину тунеядцев, проституток и другой «элемент». И добровольно по комсомольским путевкам туда отправлялись уголовники, спасаясь от арестов.
А самое главное, что освоение целины началось без всякой предварительной подготовки, при полном отсутствии инфраструктуры — дорог, зернохранилищ, квалифицированных кадров. Люди на целине жили в поистине скотских условиях, вода была подчас на вес золота. Совхозы на целине строились в пустой степи, где и колодцев не было. Приходилось бурить скважины, но во многих случаях вода была горько соленой даже на глубине 400 метров. Из положения выходили тем, что рыли котлованы, наполняемые водой снеготаяния. В этих котлованах плавали гуси, пила скотина и запасались водой для насущных нужд люди.
ТРУДОВОЙ ПОДВИГ И ГОРЬКИЕ ИТОГИ
Но при всем при этом «целинники», отправившиеся возделывать земли по зову души, совершили самый настоящий трудовой подвиг. Если за два года предполагалось распахать 13 млн га, то в действительности распахали 33 млн га. Благодаря экстраординарному сосредоточению средств и людей, а также природным факторам новые земли в первые годы дали сверхвысокие урожаи, удивившие даже самых оптимистично настроенных агрономов. Увы, спешка и необдуманность решений, привели к печальным последствиям. Элеваторов, чтобы принять первый урожай не хватало и три четверти пшеницы сгорело на токах. Целинная земля, за счет накопленных за века запасов плодородия, позволила людям еще несколько лет снимать высокие урожаи, но потом наглядно продемонстрировала им их ошибки.
Худосочные почвы Казахстана быстро истощились. К тому же из-за неправильной обработки земли ветровая эрозия уносила плодородный слой неведомо куда. Зарубежный опыт по борьбе с ветровой эрозией попросту игнорировался. Только после 1962 года для обработки полей начали использовать вспашку канадскими плоскорезами и безотвальными плугами. В результате в Казахстане выращивание зерна стало обходиться дороже чем в России и параллельно там основательно было подорвано животноводство. Скот, лишившийся пастбищ, погибал.
Не особо лучше дела обстояли на Урале, где тоже осваивали целинные земли. Уже к 1970 году на Урале 32 процента совхозов стали убыточны, а в 1990-м в убыточные превратились почти все. В неурожайные годы на целине не могли собрать даже посевной фонд.
Привычка выезжать на человеческом героизме, отразилась в СССР и на развитии техники. Советская сельхозтехника была плохого качества и намного уступала по производительности зарубежной. Причем, конструирование принципиально новой сельхозтехники прекратилось еще до войны. Отсутствие конкуренции привело к тому, что какой бы отечественная техника ни была плохой, ее все равно брали. И стимула у производителей к совершенствованию продукции не возникало.
ВЫРУЧИЛИ КАПИТАЛИСТЫ
В целину были вбуханы огромные средства, которые в конечном итоге не обернулись долгосрочной отдачей. При этом отсутствие средств негативно сказалось на сельхозхозяйствах в черноземной полосе России и других регионах. Сельскохозяйственные проблемы СССР нивелировала нефтедобыча. В 1961 году страна начинает массовые закупки зерна в США и Канаде. Оказалось, что хлеб дешевле покупать, чем выращивать. Поднятая целина начала чахнуть, а канадские и американские фермеры жиреть на советских нефтедолларах.
Цифры и факты
Общая площадь освоенных целинных земель составила 43 миллиона га (из них ныне на территории РФ — 16,3 миллиона).
В их освоении были задействованы 1,7 миллиона человек
Они дали стране 3,5 миллиарда тонн зерна за 50 лет.
На это СССР было потрачено 21,1 миллиарда рублей.
Около 4000 целинников были награждены орденами и медалями, 5 стали Героями социалистического труда.
Олег Логинов