Сайт содержит материалы 18+
Share on vk
Share on facebook
Share on odnoklassniki
Share on twitter
Share on linkedin
Share on google
Share on telegram
Share on whatsapp
Share on email

РЕКОРДНЫЕ КРАЖИ КАРТИН (RECORD THEFTS OF PAINTINGS). По версии Олега Логинова.

Поделитесь записью
Share on vk
Share on facebook
Share on odnoklassniki
Share on twitter
Share on google
Share on linkedin
Share on whatsapp
Share on telegram
Share on email

РЕКОРДНЫЕ КРАЖИ КАРТИН

(RECORD THEFTS OF PAINTINGS)

По версии Олега Логинова.

Кражам картин из музеев посвящен отдельный раздел – «Музейные кражи и ограбления».

«Страшный суд» Ханса Мемлинга. (1473) — ПЕРВОЕ ИЗВЕСТНОЕ ПОХИЩЕНИЕ КАРТИНЫ.

В 1473 году триптих «Страшный суд» Ханса Мемлинга, заказанный для украшения домовой церкви рода Медичи во Флоренции, переправляли на галере «Маттео» по маршруту Брюгге — Пиза — Константинополь. По пути 27 апреля 1473 года галера была взята на абордаж пиратами из Данцига. Итальянские моряки вступили в бой, но были побеждены. Пиратам досталась богатая добыча. Они доставили ее в порт Шаде в устье Эльбы, где продали с изрядной выгодой. Поскольку пираты не были ценителями живописи, а изображенный сюжет на полотне напоминал им о страшной участи, которая ожидает их после смерти, капитан пиратского судна Пауль Бенеке подарил картину своим хозяевам в Данциге, а те презентовали ее Братству Святого Георга, которое передало полотно церкви Святой Марии. 300 лет картина находилась в Данциге. В 1807 году Наполеон забрал ее и отправил в Лувр. Но в 1815 году «Страшный суд» вернулся в Данциг. В 1045 году советские солдаты вывезли его в Ленинград. До 1956 года картина находилась в Эрмитаже, но потом его передали польским товарищам. Несмотря на безуспешные попытки Флоренции вернуть работу, «Страшный суд» по сей день украшает Гданьский кафедральный собор.

«Портрет Якоба де Гейна III» Рембранта — НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ПОХИЩАЕМАЯ КАРТИНА.

«Портрет Якоба де Гейна III» — картина Рембранта, написанная в 1632 году получила прозвище «Рембрандт на вынос». По версии Книги рекордов Гиннеса — наиболее часто похищаемое полотно. Картина хранится в Лондоне, в галерее Далвич.

С 1996 года её крали 4 раза. Но слава богу, каждый раз находили. После первой кражи она была обнаружена на скамье кладбища в Стрэтхеме, Англия. После второй — на багажнике велосипеда. После третье кражи в 1981 году полиция нашла ее в задержанном такси, в котором ехали четверо мужчин. Из-за небольших размеров «Портрет Якоба де Гейна III» легко спрятать под одеждой и вероятно первые три кражи были совершены такими спонтанными ворами. Но на четвертую кражу отправился уже профессионал. В 1986 году он спустился в музей с потолка, разбив стеклянную крышу. Возвращена картина была через три года. Ее нашли в камере хранения железнодорожной станции гарнизона британской армии в Мюнстере, Германия.

Каждый раз картина возвращалась анонимно и никто не был обвинён или осуждён за её исчезновение.

Пабло Пикассо – ХУДОЖНИК, ЧЬИ КАРТИНЫ ЧАЩЕ ВСЕГО ПОДВЕРГАЮТСЯ ПОХИЩЕНИЯМ (украдено 1147 его картин).

Пабло Пикассо (1881–1973), несомненно, самый популярный у грабителей художник. В списке похищенных работ, составленном The Art Loss Register, почти 600 его произведений. Пикассо был невероятно плодовитым художником: он оставил почти 2 тыс. картин, 7 тыс. рисунков, 18 тыс. гравюр и более тысячи скульптур.

При этом Пикассо – еще и очень дорогой художник. Его картина «Алжирские женщины» (версия О» была продана на аукционе за рекордную для открытых торгов сумму в 180 млн. долларов. Поэтому ничего удивительного, что преступники активно охотятся за его работами.

Самый большой куш они сорвали в 1976 году, когда с выставки в Папском дворце в Авионьне пропало свыше 100 картин Пабло. Правда, их утащили не за один раз, а за много раз. А выносил их некий 45-летний чудак под пальто. Когда его задержали, то дома у него обнаружили около 500 краденых полотен разных художников.

А кто-то подсчитал, что число украденных работ Пикассо составляет  1147 картин.

По некоторым оценкам, в розыске сейчас находится около 500 работ Пикассо, 250 — Шагала, более 200 — Ренуара, полсотни картин Ван Гога и сотни творений Дали.

ТОП – 10 ХУДОЖНИКОВ, ЧЬИ РАБОТЫ ЧАЩЕ ВСЕГО ПОХИЩАЛИ

Пабло Пикассо — 1147 украденных картин;

Ник Лоуренс  – 557 украденных картин. Он буквально ворвался на 2-е место благодаря «оптовой» краже его работ в 2004 году.

Марк Шагал (1887–1985) – 516 украденных картин;

Карел Аппел (1921–2006) – 505 украденных картин;

Сальвадор Дали (1904–1989) – 505 украденных картин;

Жоан Миро (1893–1983) – 478 украденных картин;

Давид Левин (1926–2009)- 343 украденных картин;

Энди Уорхол (1928–1987) – 343 украденных картин;

Рембрандт (1606–1669) – 337 украденных картин;

Петер Рейнике (1711–1768) – 336 украденных картин.

Особняк Рассборо-Хаус (1974-2002) – МЕСТО, ГДЕ ПОХИЩЕНО БОЛЬШЕ ВСЕГО КАРТИН.

Ирландский особняк Рассборо-Хаус под Дублином в Ирландии давно облюбовали грабители. В этом замке находилась одна из лучших в мире частных коллекций живописи старых мастеров, собранная баронетом сэром Альфредом Бейтом, одним из владельцев алмазной фирмы «Де Бирс».

В 1974 году члены Ирландской республиканской армии решили «пощипать» алмазного короля. Четверо боевиков этой «армии», которых вела Бриджет-Роуз Дагдейл — дочь директора страховой компании «Ллойд» и друга семьи Бейт, ворвались в поместье. Налетчики связали чету Бейт и всех слуг, а потом загрузили в грузовик 19 картин, в том числе самую ценную — «Даму со служанкой, пишущую письмо» Вермера. Через несколько месяцев Дагдейл задержали вместе с картинами в заброшенном коттедже. При аресте она оказала вооруженное сопротивление и получила девять лет тюрьмы. После тюремного заключения она сменила имя и стала работать учительницей.

В мае 1986 года банда Мартина Кэхилла по прозвищу Генерал по-тихому ночью проникла в поместье и вынесла оттуда 18 полотен, общей стоимостью 100 млн. долларов: в том числе злополучного Вермера, Гойи, двух Рубенсов и Гейнсборо. 7 картин полиция вскоре нашла вместе с брошенным автомобилем, остальные долго находились в розыске, но все же были найдены много лет спустя. Кэхилл лично принимал участие в той краже. Живопись его не интересовала. Но он задался целью стать британским наркобароном и ценные полотна нужны ему были как залог поставщикам наркотиков.

Так картину Габриеля Метсю «Дама, читающая письмо» Генерал отдал туркам в Стамбуле в обмен на крупную партию героина. Три картины, в том числе «Портрет мадам Бачелли» Гейнсборо отправились к наркоторговцам в Лондоне. А «Голова кавалера» Рубенса досталась одной из ирландских террористических группировок. Четыре лучшие картины, в том числе «Дама со служанкой, пишущая письмо» Вермера и «Портрет актрисы Антонии Сарате» Гойи, Генерал отдал антверпенскому торговцу бриллиантами как залог под обеспечение займа, а тот поместил их в хранилище Люксембургского банка. А на полученный у этого торговца займ бандиты купили банк на острове Антигуа в Карибском море для «отмывания» прибылей от наркобизнеса.

Должно быть руководство Ирландской республиканской армии посчитало, что Мартин Кэхилл обделил их при распределении картин. По его приказу Генерал в 1994 году получил пулю в голову на пороге своего дома.

Скотланд-Ярду стоило больших трудов разыскивать похищенные в Ирландии картины по всему миру. Но в целом он со своей задачей справился. Однако ирландские бандиты не утихомирились.

В июне 2001 года они средь бела дня на джипе протаранили парадный вход в Рассборо, ворвались в масках в дом и вынесли оттуда картины Беллотто и Гейнсборо. Причем, «Портрет мадам Бачелли» Гейнсборо был похищен уже в третий раз. К счастью, картины через год нашли в Дублине.

Но зато через год, в 2002 году, произошло еще одно ограбление Рассборо-Хаус. Преступники ночью выбили окно с заднего фасада дома и похитили 5 полотен, в том числе картину Рубенса «Доминиканский монах». Правда полиция и на сей раз не оплошала, и через три месяца нашла все картины у перекупщиков в Дублине. Но к тому времени семья Бейт решила, что жизнь дороже картин. И большую часть своей коллекции подарила Национальному музею в Дублине.

В общей сложности из Рассборо-Хаус было похищено 45 картин, что является рекордом.

Подробнее в статье Кражи из Рассборо-Хаус».

Кража из Национальной галереи в Лондоне. (1961) — САМЫЙ НЕОБЫЧНЫЙ МОТИВ КРАЖИ.

Ставший безработным бывший водитель автобуса Кемптон Бантон (Kempton Bunton) был очень обижен на правительство Великобритании за неудачи в своей жизни. И честно сказать, обижался он небезосновательно. Например, в 1961 году это правительство решило развивать телевидение за счет граждан и обложила их неким телевизионным сбором. Бантон платить не стал и, говорят, угодил за это в каталажку. В том же 1961 году нефтяной магнат из Америки Чарльз Райтсмен, приобрел за 392 000 долларов «Портрет герцога Веллингтона» кисти Франциско Гойии собирался увезти его в США. Однако это вызвало скандал в Англии, после которого британское правительство перекупило у американца предмет национальной гордости и поместило его в Национальную галерею в Лондоне. Узнав об этом Кемптон разозлился: значит на телеантенны для народа правительству денег жалко, а на какую-то мазню – нет. И тогда он решил действовать. Бантон отправился в национальную галерею, там каким-то образом сумел разговорить охранников и узнал, что охранные системы и сигнализация отключаются рано утром во время уборки. Тогда Кемптон зашел в туалет и открыл там окно.

На следующий день, 21 августа 1961 года в шесть часов утра Бантон снова был в галерее. Он проникнул туда через открытое накануне окно в туалете. Потом он дождался, когда охранники отключат сигнализацию, чтобы дать возможность уборщице вымыть пол. Выскочил в зал, сорвал со стены портрет герцога Веллингтона кисти Франсиско Гойи и ретировался через туалет, никем незамеченный.

Бантон отправил несколько писем, в которых обещал вернуть картину, если правительство переведет в благотворительный фонд 140 тыс. долларов на оплату телевизионной лицензии для бедствующих британских пенсионеров. Но правительство принципиально не стало платить.

Устав бороться с властями Кемптон Бантон в 1965 году добровольно вернул картину, отправив информацию о ее местонахождении в газету Daily Mirror. Из-за юридической казуистики за кражу картины его не смогли осудить. Тогда Бантону впаяли три месяца тюремного заключения за кражу рамы, которую он потерял после похищения.

Музей Ван Гога в Амстердаме (1991) — САМАЯ БЫСТРОРАСКРЫТАЯ МУЗЕЙНАЯ КРАЖА И САМАЯ БОЛЬШАЯ СТОИМОСТЬ ПОХИЩЕННЫХ КАРТИН. (500 млн. долларов).

13 апреля 1991 года двое грабителей спрятались в музее Ван Гога в Амстердаме (Нидерланды) после его закрытия. Примерно в 3 часа ночи они выбрались из укрытия, одев маски-чулки с вырезами для глаз и неспешно приступили к обходу экспозиции, выбирая полотна подороже. Музей охранялся настолько плохо, что они почти час спокойно ходили по музею, вырезая понравившиеся полотна из рам. Потом загрузили в автомобиль охраны 20 похищенных полотен, в том числе всемирно известные «Подсолнухи» и «Едоки картофеля» Ван Гога из его раннего творчества.

Однако где-то они прокололись, поскольку почти сразу же за ними была организована погоня полиции. Осознав, что от преследователей не оторваться, музейные воры бросили машину с крадеными картинами. К сожалению, практически все полотна были повреждены, особенно три из них.

Зато это преступление считается самым быстрораскрытым среди всех краж и ограблений музеев.

Ограбление Львовской картинной галереи (1992) – САМОЕ КРОВАВОЕ ПОХИЩЕНИЕ КАРТИН

29 апреля 1992 года, произошло ограбление Львовской картинной галереи. В тот день около полудня в галерею пришли двое посетителей мужчин. Один из них сдал в гардероб сумку. А в ней находилась дымовая мина для танкового боя с часовым механизмом. Вскоре произошел взрыв, и помещение наполнилось черным дымом. Все подумали, что начался пожар и бросились к выходу. Воспользовавшись замешательством, двое мужчин принялись снимать картины со стены, а затем побежали к выходу во внутренний дворик галереи, стреляя в попадавшихся на их пути людей. Лишь чудом никто из них не пострадал. В этот момент с огнетушителями в руках выскочили в зал заведующий отделом западноевропейского искусства Дмитрий Шелест и заместитель директора по хозчасти Ярослав Волчак. Увидев убегавших мужчин с пистолетами и картинами в руках, они сразу поняли, что происходит, и преградили злоумышленникам путь. 38-летний Ярослав был убит на месте, 39-летний Дмитрий от полученных ранений скончался в карете скорой помощи.

Картина Артура Гротгера. «Ноктюрн»

Грабители похитили далеко не самые дорогие картины. Были похищены две картины Артура Гротгера «Ноктюрн» и «Объединенные», а также одна Яна Матейко «Ян Собесский под Веной» эскизного характера, их общая стоимость оценивалась в 800 тыс. долларов. Специалисты подозревают, что это было ограбление «под заказ» частного коллекционера, ибо в зале висели более ценные полотна. До настоящего времени судьба похищенных картин остаётся неизвестной.

Санкт-Петербург (1995) — САМАЯ «ОПТОВАЯ» КРАЖА КАРТИН В РОССИИ.

В 1995 году из квартиры художника-реставратора Государственного Эрмитажа похищены 30 картин, в том числе живописца И. Айвазовского.

Стефан Брайтвизер (1995–2011) – САМЫЙ ПРОДУКТИВНЫЙ ПОХИТИТЕЛЬ КАРТИН (похитил более 239 произведений искусства из более чем 172 музеев по всему миру).

Стефан Брайтвизер из официанта переквалифицировался в вора, и украл в период с 1995 по 2011 год более 239 произведений искусства из более чем 172 музеев по всему миру. Украденные им произведения искусства: картины, керамика, ювелирные изделия и другие коллекционные предметы из музеев, замков и церквей, оцениваются в 1,2 – 1,4 млрд. долларов. Все украденные предметы искусства он держал в доме своей матери в Страсбурге.

В ноябре 2001 года супервора поймали в Швейцарии, прямо на месте преступления в музее города Люцерн, при попытке спереть охотничий рожок. Об аресте сына мать Брейтвайзера, Мирей Штенгель узнала из газет. И начала варварски избавляться от предметов искусства, которые были уликами против Стефана. Для начала она вывезла из дома на машине 100 самых больших украденных сыном предметов, включая церемониальное оружие и музыкальные инструменты, и выбросила их в судоходный канал Рейн-Рона в 150 километрах от дома.

Вернувшись, она порезала около 60 полотен известных классиков ножом на лоскуты, которые потом засунула в кухонный измельчитель отходов. Мирей уничтожила творения таких знаменитых мастеров, как не Клод Моне, Лукас Кранах, Антуан Ватто, Питер Брейгель-младший и Квентин Массейс. Полотна, которые она порезать не успела, Штенгель рассовала по мусорным вёдрам и присыпала хозяйственными отходами.

7 января 2005 года Страсбургским судом Брайтвизер был приговорён к 3 годам лишения свободы, однако отсидел только 26 месяцев. Позже он написал о своих деяниях в книге «Исповедь вора от искусства» («Confessions d’un voleur d’art»), которая была опубликована на французском языке в 2006 году. В ней Стефан давал советы, как бороться с такими, как он.

Мирей Штенгель была осуждена, как соучастник сынульки-вора, и провела в тюрьме 18 месяцев.

Подробнее в посте «Арест Стефана Брайтвизера»

Коллекция Эстер Копловиц (2001) — ЭКС-САМОЕ КРУПНОЕ ОГРАБЛЕНИЕ ЧАСТНОЙ КОЛЛЕКЦИИ (50 млн. долларов)

 

7 августа 2001 года в Мадриде из дома Эстер Копловиц были похищены  19 картин, в том числе Питера Брейгеля Старшего «Искушение святого Антония», Франсиско Гойи «Падение с осла» и «Качели», Хуана Гриса «Гитара на стуле», Камиля Писсарро «Пейзаж в Эраньи». Стоимость похищенного оценили в 50 млн. долларов. Было установлено, что кража произошла при содействии охранника.

В 2002 году удалось найти 7 похищенных картин, в том числе «Качели» и «Падение осла» Гойи. Похитители намеревались сбыть полотна колумбийской мафии, а также английской страховой компании. Картины хранились на пустой вилле под Жироной и уже были проданы колумбийцам, которые частично расплатились за них наркотиками. Однако в сентябре 2003 года испанская полиция, при взаимодействии с коллегами из ряда стран, смогла обнаружить и остальные похищенные картины.

Кража из Галереи искусств в Манчестере (2003) — САМАЯ СТРАННАЯ КРАЖА КАРТИН (15 миллионов долларов)

26 апреля 2003 года из Галереи искусств в Манчестере было украдено три картины. Полиция была уверена, что к делу приложили руку профессиональные грабители, поскольку они взяли лучшие картины: Гогена («Таитянский пейзаж»), Ван Гога («Укрепление Парижа»), и Пикассо («Бедность») и искусно обошли сигнализацию, а также все камеры наблюдения. По предварительным оценкам стоимость похищенных шедевров составила порядка 15 миллионов долларов. Полиция разводила руками, и могла сообщить только то, что громкая кража была, несомненно, спланирована заранее и исполнена с высоким профессионализмом. Но не прошло и дня, как на помощь полицейским пришел неизвестный доброжелатель, который сообщил, где следует искать похищенные полотна. И действительно, вскоре в указанном им месте, около общественных уборных менее чем в четырех милях от музея шедевры были обнаружены. К картинам была прикреплена рукописная записка: «Намерением было не воровать, а обратить ваше внимание на отсутствие безопасности». Хотя власти скептически отнеслись к этому замечанию, новые камеры в музее все-таки установили.

Коллекция Дианы Видмайер (2007) — САМОЕ КРУПНОЕ ОГРАБЛЕНИЕ ЧАСТНОЙ КОЛЛЕКЦИИ (66 млн. долларов).

27 февраля 2007 года в Париже из квартиры Дианы Видмайер -Пикассо были похищены картины Пабло Пикассо «Майя с куклой» и «Портрет Жаклин», а также его рисунок «Мари-Терез в 21 год». Стоимость похищенного оценили в 66 млн. долларов. К счастью, картины были найдены и возвращены владелице.

Коллекция Александра Таранцева (2011) — САМОЕ КРУПНОЕ ОГРАБЛЕНИЕ ЧАСТНОЙ КОЛЛЕКЦИИ В РОССИИ (50 млн. долларов).

14 января 2011 года из дома президента компании «Русское золото» Александра Таранцева, расположенного поселке Петрово-Дальнее, Красногорского района, в Московской области,

Была похищена коллекция картин ориентировочной стоимостью 50 млн. долларов. В числе похищенных картин оказались полотна Ивана Айвазовского, Алексея Саврасова, Ильи Репина, Ивана Шишкина, антиквариат и ювелирные изделия. К сожалению, пока найти пропавшие предметы не удалось.

Кража из квартиры Бланко (2015) — САМАЯ КРУПНАЯ КРАЖА СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА

Ирландский художник Фрэнсис Бэкон (1909-1992 гг.) познакомился со своим последним любовником Хосе Капело Бланко (José Capelo Blanco) в Мадриде на одной из вечеринок в 1987 году, когда художнику было 78 лет, а его молодому другу — 35. Последние четыре года Бэкона Хосе Капело провел с ним, помогая и поддерживая страдавшего тяжелой формой астмы художника. А это и все прочее Бэкон оставил Капело несколько своих полотен и три миллиона евро.

В июне 2015 года воры проникли в квартиру Бланко, когда испанца не было дома, отключив сигнализацию и не оставив ни отпечатков пальцев, ни других улик.

Они похитили пять картин Бэкона (их стоимость оценивается в 25 миллионов евро) вместе с сейфом, в котором также хранились ювелирные изделия и коллекция монет. Общая сумма ущерба составила порядка 30 млн. евро.

Поиском преступников вместе с испанскими полицейскими занимались британские частные сыщики, специализирующиеся на поиске украденных произведений искусства. Вместе им удалось установить личности предполагаемых грабителей и их пособников — мадридского арт-дилера и его сына. В мае 2016 по подозрению в участии в этой краже были задержаны 7 человек. А в июле 2017 года три из пяти украденных картин были найдены.

*Использованы тексты из Википедии и других интернетресурсов.

Оставьте отзыв