Сайт содержит материалы 18+
Share on vk
Share on facebook
Share on odnoklassniki
Share on twitter
Share on linkedin
Share on google
Share on telegram
Share on whatsapp
Share on email

ИСТОРИЯ ДНЯ По версии Олега Логинова. 21 июня. ПОБЕГ КОРОЛЯ ЛЮДОВИКА XVI (ESCAPE OF KING LOUIS XVI)

Поделитесь записью
Share on vk
Share on facebook
Share on odnoklassniki
Share on twitter
Share on google
Share on linkedin
Share on whatsapp
Share on telegram
Share on email

ИСТОРИЯ ДНЯ

По версии Олега Логинова

21 июня

ПОБЕГ КОРОЛЯ ЛЮДОВИКА XVI

(ESCAPE OF KING LOUIS XVI)

По истечении двух лет с момента Французской революции Людовик XVI формально продолжал оставаться королем, но реальной власти уже не имел. Более того, он находился на положении узника. король и его семья были по сути пленниками в парижском дворце Тюильри под пристальным присмотром Лафайета, командующего национальной гвардии.

Мария Антуанетта уговаривала мужа бежать из Франции, но он упорно отказывался, опасаясь своим бегством дать повод для гражданской войны. Но наконец, понял, что побег в его положении – наилучшее решение.

За организацию королевского побега взялся шведский дворянин Ханс Аксель фон Ферзен, которого молва называла любовником королевы. И в нем посодействовала русская баронесса Корф, которая получив дубликат паспорта от  парижских властей взамен якобы сгоревшего, отдала дубликат фон Ферзену. 

Вечером 20 июня 1793 года в Тюильри королева Мария-Антуанетта оставила гостиную, чтобы «уложить детей». На самом же деле, она впустила через потайную дверь шевалье де Мустье, быстро одела дофина и дочь, после чего вернулась в салон. Мустье вывел детей через потайной ход прямо на площадь Карузель и посадил в фиакр.

Рисунок Эмблтона (Embleton). «Король бежит на свободу». (1973)

Потом королева, вернувшись в свою комнату, быстро переоделась в сиреневое платье Розины, которое ей сшила мадам Бертен для постановки «Цирюльника». Надев шляпу с полями и дорожный черный плащ, она вместе с Мустье прошла по потайному ходу на площадь Карузель и села в фиакр. Вскоре к ней присоединился король, наряженный дворецким, в широкополой шляпе, парике и ливрее. Потом из дворца тайно вывели сестру короля принцессу Елизавету и воспитательницу детей мадам де Турзель. Тюильри французская королевская семья тайно покинула в ночь на 21 июня 1791 года.

В районе заставы Сен-Мартен беглецы пересели в дорогой экипаж. Эта слишком большая и роскошная карета впоследствии привлекла ненужное внимание и помешала побегу. Герцогиня де Турзель изображала возвращающуюся домой русскую баронессу Корф с дочерями и слугами. Маленького дофина переодели девочкой. Роли служанок баронессы играли Мария Антуанетта и сестра короля мадам Элизабет. Им необходимо было преодолеть 200 миль до Варенна, где ждали верные королю Лозаннские гусары.

Побегу короля помешала бдительность почтмейстера Жана-Батиста Друэ в городке Сен-Менегу. Друэ показалось подозрительным, что профиль лакея русской баронессы совсем такой же, какой изображен на луидоре.

Почтмейстер вскочил в седло, погнался за каретой и, доскакав до Варена, поднял там тревогу. Когда карета королевской семьи добралась до Варенна, они почти 40 минут прождали эскадрон гусар. Но никто их так и не встретил. Не приехал и сын маркиза Буайе.

Позже выяснится, что до свободы оставалось фактически ничего — перебраться на другую сторону реки. Но когда подъехали к мосту, он уже оказался перекрыт бревнами и опрокинутыми телегами. Бдительный почтмейстер Друэ с помощью посетителей кабачка «Золотая рука» остановил карету. Пять или шесть человек, с оружием в руках бросились к лошадям, на козлы и к дверцам экипажей. Они приказали путешественникам сойти и явиться в муниципалитет для предъявления паспортов. Руководил ими почтмейстер Друэ.

Королевские телохранители взялись за спрятанное у них оружие и посмотрели на который, который должен был решить: пробиваться ли им силой или сдаться. Людовик предпочео разрешить вопрос миром. Задержанную королевскую семью отвезли к дому торговца пряностями Жан-Батиста Сосса, который в то время был революционным прокурором Вареннской общины. Там короля и его семейство заставляют выйти, чтоб удостовериться в справедливости подозрений народа.

Пишут, что в эту минуту товарищи Друэ бросились с криком по всему городу, стуча в двери, они забрались на колокольню и ударили в набат. Жители в испуге просыпались; национальные гвардейцы из города и соседних деревень начали постепенно сходиться к дверям Сосса.

Напрасно король начал с отрицания своего сана: черты лица его и королевы быстро обличили его неискренность. Когда ему не поверили, король назвал себя мэру и членам муниципалитета и сказал Сосса. «Да, я ваш король. И вверяю вашей верности свою участь и участь жены, сестры и детей моих! Наша жизнь, судьба государства, мир королевства, самое спасение конституции в ваших руках! Пропустите меня; я не бегу за границу, не выхожу из королевства, я иду встать среди части своей армии, во французский город, чтобы возвратить себе действительную свободу, которой в Париже мне не дают мятежники, и чтобы оттуда вступить в переговоры с Национальным собранием, которое, подобно мне, находится под страхом черни. Заклинаю вас как человек, как муж, как отец, как гражданин! Пропустите нас! Через час мы будем спасены! С нами будет спасена и Франция! И если в ваших сердцах сохранилась еще верность, которую вы выражаете на словах к тому, кто был вашим государем, то я вам приказываю как король».

Арест короля Людовика 16

Мария-Антуанетта решили помочь мужу. Она указала госпоже Сосс на своих детей и сказала: «Вы сами мать. Вы — женщина; судьба женщины и матери в ваших руках».

Но нарвалась на сухую отповедь. Супруга торговца-прокурора жестко заявила королеве: «Сударыня, я хотела бы быть вам полезна, но вы заботитесь о короле, а я забочусь о господине Соссе. Жена должна думать о муже».

Возможно ее фраза повлияла на решение Сосса. Он арестовал беглецов.

Рисунок Барри Линклейтера (Barrie Linklater). «Сорвавшийся побег королевской четы».

Их под конвоем вернули в Париж, они были встречены гробовым молчанием народа, столпившегося на улицах.

Почтмейстер Жан-Батист Друэ за поимку сбежавшего короля  получил премию в 30 тыс. франков и был избран в Конвент. В Париже он стал ярым якобинцем и в 1793 году голосовал за казнь Людовика XVI.

*Использованы тексты из Википедии и других интернетресурсов.

Оставьте отзыв