Сайт содержит материалы 18+
Share on vk
Share on facebook
Share on odnoklassniki
Share on twitter
Share on linkedin
Share on google
Share on telegram
Share on whatsapp
Share on email

КРИМИНАЛЬНАЯ БИБЛИЯ В КАРТИНКАХ. Часть 21 По версии Олега Логинова. ЦАРЬ САУЛ (KING SAUL)

Поделитесь записью
Share on vk
Share on facebook
Share on odnoklassniki
Share on twitter
Share on google
Share on linkedin
Share on whatsapp
Share on telegram
Share on email

КРИМИНАЛЬНАЯ БИБЛИЯ В КАРТИНКАХ. Часть 21

По версии Олега Логинова.

ЦАРЬ САУЛ

(KING SAUL)

Царь Саул  («Одолженный (у Бога) — первый царь народа Израиля и основатель единого Израильского царства в XI веке до н.э.,  создатель регулярной еврейской армии. Умер около 1004 года до н.э.

Джеймс Тиссо (James Tissot). «Саул расспрашивает юных девушек»

Согласно Библии, Саул был человеком высокого роста (среди народа он возвышался на целую голову), «и не было никого из Израильтян красивее его»  Он был отличным воином и, став царем, оставался простым в обращении. При этом характер у него был вспыльчивый и подверженный приступам ярости, меланхолии, ревности и подозрительности.

Джеймс Тиссо (James Tissot). «Самуил встречает Саула»

Саул стал правителем самым необычным образом в мировой истории. До него над евреями царя не существовало, но ситуация в стране показала, что традиционные Судьи Израиля уже не были способны противостоять растущему давлению со стороны соседних народов, в первую очередь филистимлян. А потому народ потребовал судьи и пророка Самуила: «поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов».

Некоторое время спустя Бог возвестил Самуилу, что юноша из колена Вениамина, который должен прийти на следующий день, и окажется тем человеком, который по Его воле должен быть помазан на царство в Израиле. Саул же тем временем как раз отправился на поиски пропавших отцовских ослиц. Самуил встретил его при входе в город и сообщил, что отныне он новый царь Израиля.

Не все евреи поначалу восприняли Саула после его избрания всерьез: некоторые относились к нему с презрением, насмехались над ним и не приносили надлежащих даров, однако после победы над аммонитянами изменили свое мнение.  

Фрэнк Адамс. «Саул обретает свое царство»

Саул снискал всеобщее уважение во время войны с аммонитским царем Наасом, который напал на заиорданских иудеев, жителей Иависа Галаадского, родственных колену Вениамина, пытался поработить их, и велел всем пленным выкалывать один глаз. Узнав об этом повелении, Саул разгневался, велел подрезать жилы у своих быков и послал их по стране с угрозой, что он сделает то же самое со скотом тех ослушников, что не явятся на следующий день с оружием к Иордану. Собравшееся ополчение скрытно перешло через реку, внезапно напало на врагов и перебило множество аммонитян, включая самого Нааса. Затем они пошли в их страну и совершенно опустошили ее. 

Второй военной операцией Саула, вслед за победой над аммонитянами, стало освобождение его родного города Гивы от стоявшего там филистимлянского гарнизона, что было осуществлено его сыном Ионафаном. А решающая победа над филистимлянами была одержано евреями при Галгале.

КОНФЛИКТ МЕЖДУ СВЕТСКОЙ И ДУХОВНОЙ ВЛАСТЬЮ

Ганс Гольбейн Младший. «Самуил проклинает Саула»

Трения между пророком и царем начались после того, как Саул, собравший войско в Гилгале, чтобы вступить в бой с филистимлянами, сам принес жертвы Богу, не дождавшись прихода Самуила, который должен был произвести этот обряд. Саул поступил таким образом потому, что еврейское войско, устав от ожидания, стало разбегаться, а филистимляне были уже на подходе. Прибывший уже после жертвоприношения Самуил был весьма оскорблен и объявил Саулу, что в наказание за поступок его царствование не будет долговечным. 

А окончательный разрыв между представителями религиозной и светской власти произошел, когда Саул не выполнил указания Самуила — полностью истребить амаликитян

Джон Синнглтон Копли. «Самуил отрекается от Саула»

Следующей военной операцией Саула после разгрома филистимлян стала война с амаликитянами Перед выступлением израильского войска пророк Самуил приказал истребить их полностью в отмщение за то нападение, которое они сделали на израильтян по переходе ими Чермного моря еще при Моисее. Он разбил их при Кармиле.

Уильям Брасси Хоул. «Самуил убивает Агага в Галгале»

Однако Саул пощадил царя амаликитского и пригнал множество скота, лучших волов и овец, под тем предлогом, что их будут использовать для жертвоприношения. Самуил, узнав о нарушении своего приказа о тотальном уничтожении вражеского народа, разгневался и сказал царю, что послушание лучше жертвоприношения и повиновение лучше «тука овнов». Затем он объявил ему, что Саул не будет более царем и предрек гибель всему его потомству. Испуганный Саул схватился за край его плаща и не отпускал, пока плащ не порвался.

Ромбоут ван Тройен. «Самуил убивает Агага, царя амаликитян».

Библия учит безусловному повиновению Богу.

Бог сказал первому царю народа Израиля и основателю единого Израильского царства Саулу убить царя амаликитянам и перебить весь их скот.

Гюстав Доре (Gustave Dore). «Усекновение головы Агага, царя амаликитян, пророком Самуилом»

Саул победил амаликитян в битве, но их царя Агага и скот пощадил. За ослушание он попал в немилость к Богу и был жестоко наказан.

Джеймс Тиссо (James Tissot). «Самуил убивает Агага»

А Агага в Галгале зарубил верный слуга Божий Самуил.

Хотя после этого царь правил еще несколько лет, но, чувствуя на себе проклятие Самуила, он верил, что Бог оставил его, и с этого времени «упал духом и сделался рабом ревности, лукавства и злобы»; им овладел «злой дух» (иногда это толкуют даже как некую душевную болезнь), и царские почести больше его не утешали.

Феликс Джозеф Барриас. «Помазание Давида Самуилом»

Разругавшись с Саулом, Самуил нашел своему первому помазаннику замену. Он отправился в Вифлеем и тайком помазал на царство взамен него Давида, сына Иессеева, из колена Иудина. Саул не знал об этом.

Юлиус Кронберг. «Давид и Саул». 1885)

На Саула же со времен ссоры с Самуилом стали часто нападать тоска и уныние, он сделался мрачен и жесток. Ему советовали развлекать себя музыкой и рассказали, что в городе Вифлееме есть прекрасный музыкант. Давида призвали во дворец, и когда он приходил и музицировал на кинноре, Саулу становилось лучше, «и дух злой отступал от него».

ДАВИД И ГОЛИАФ

Джек Хейс (Jack Hayes). «Давид и Голиаф»

 Собравшиеся с силами филистимляне снова выступили в поход против израильтян. Их армии встретились в долине между Сокхофом и Азекой на юго-западе от Иерусалима.

Трое старших братьев Давида отправились на войну в армии Саула. Через некоторое время отец послал Давида в израильский стан отнести хлеб для братьев и узнать об их нуждах и о здоровье. Когда Давид пришел к израильским войскам, то они как раз готовились к битве. И в это время из филистимлянского войска вышел поединщик по имени Голиаф. Он был громадного роста, одетый в медную броню, шлем, а в руках держал огромное копье и щит. Никто из израильтян не отваживался сразиться с ним. Голиаф принялся насмехаться над ними. Все воины опустили глаза вниз, страшась и ужасаясь его вида.

Давид подошел к Саулу с просьбой разрешить ему сразиться с Голиафом. Саул сказал ему: «…Ты еще юноша, а он воин от юности своей». Но Давид рассказал Саулу, как Бог помогал ему в борьбе со львами и медведями, когда он пас овец. Тогда Саул позволил ему сразиться и одел его в броню и медный шлем.

Клайв Аптон. «Давид убивает филистимлянского гиганта Голиафа камнем, брошенным из пращи».

Но Давид не привык к такому вооружению. Он снял его с себя, взял свой посох в руку, выбрал пять гладких камней из ручья, положил их в пастушескую сумку и выступил против филистимлянина. Голиаф, увидев идущего к нему Давида, стал смеяться над ним, говоря: «Что ты идешь на меня с палкою? Разве я собака?».

Джеймс Тиссо (James Tissot). «Давид бросает камень»

Высокомерие сгубило филистимлянского гиганта. Он не поднял щита даже когда увидел, как израильский мальчишка раскручивает свою пращу.

Джек Хейс (Jack Hayes). «Давид убивает Голиафа»

Но камень из пращи угодил ему прямиком в лоб. Сраженный насмерть Голиаф рухнул на землю. Оба войска словно бы впали в ступор при виде увиденного.

Антон Роберт Лейнвебер (Anton Robert Leinweber). «Давид и Голиаф»

А Давид подошел к Голиафу и его мечом стал отсекать ему голову.

Тут уж филистимляне, не выдержав этого зрелища, стали разбегаться, а израильское войско одержало бескровную победу.

ПОБЕГ ДАВИДА

Гюстав Доре. «Авесса спасает жизнь Давида»

С появлением при царском дворе Давида и победой его над Голиафом Саул начал осознавать, что народ благоволит к юноше сильнее, чем к нему самому. Он выдал за него свою младшую дочь Мелхолу (сначала пообещав старшую Мерав и нарушив свое обещание), таким образом Давид стал царским зятем. Как условие свадьбы Саул потребовал от Давида сто краеобрезаний филистимлян как свадебный дар, и Давид принес Саулу не 100, а 200 фрагментов крайней плоти убитых. Но этот брак Давида оставался бездетным, и не появилось внука, который мог бы консолидировать отношения Саула и юного соперника.

Уильям Хазерелл. «Саул и Давид»

Подозрительность Саула заставляла его повсюду видеть заговор и побуждала его убить Давида. На следующий день злой дух от Бога овладел Саулом. Он неистовствовал в своем доме, а Давид играл на арфе, как он делал изо дня в день. В руке у Саула было копье,  и он метнул его, думая: «Пригвозжу Давида к стене».

Царь Саул бросает копье в Давида

Причем Давиду пришлось уворачиваться дважды.

Как придворный и воин, Давид завоевал дружбу царского сына Ионафана (Ионатана), а его отвага и успехи в борьбе с филистимлянами начали затмевать в глазах народа славу самого Саула.

Джеймс Тиссо (James Tissot). «Саул пытается пронзить Давида»

Случай с копьем, которое царь внезапно посреди мирного вечера метнул в Давида, и угроза заключения, от которой юношу уберегла только жена, вынудили Давида бежать к пророку Самуилу в Раму.

Джеймс Тиссо (James Tissot). «Давид убегает»

«И послал Саул слуг в дом к Давиду, чтобы стеречь его и убить его до утра. И сказала Давиду Мелхола, жена его: если ты не спасешь души твоей в эту ночь, то завтра будешь убит.  И спустила Мелхола Давида из окна, и он пошел, и убежал и спасся».

Гюстав Доре (Gustave Dore). «Побег Давида через окно»

При последней встрече Ионафан, царский сын, подтвердил Давиду, ставшему его ближайшим другом, что примирение с Саулом невозможно.

Когда Саул убил священников в Номве, Авиафару удалось бежать к Давиду»

Изображение выглядит как текст, в позе, ткань

Автоматически созданное описание

Саул приказал убить всех священников из Номвы за то, что они помогли Давиду убежать (спасся один лишь Авиафар) и едва не убил за это же Ионафана. В конце концов Саул ожесточился настолько, что безо всякого предлога приказал перебить гаваонитян (потомков амореев).

ДАВИД СТАНОВИТСЯ РАЗБОЙНИКОМ

Джеймс Тиссо (James Tissot). «Давид в пустыне Зиф»

Оказавшись в немилости у царя Саула, Давид бежал со своими сторонниками, число которых составляло около 600 мужей, к своим недавним врагам филистимлянам, ища покровительства их короля Анхуса, властителя города Геф. Анхус пожаловал Давиду пограничный город Секелаг (в пустыне Негев), который был превращен в разбойничью базу. Отряды Давида грабили местное население (амаликитян), а часть добычи отсылали филистимлянскому царю Анхусу.

Джеймс Тиссо (James Tissot). «Давид возвращается к Ахишу»

Причем разбойником Давил был жестоким. В ветхозаветной Книге Царств сказано: «Давид не приводил в Гат пленников, а убивал всех – и мужчин, и женщин, – рассуждая так: «Они могут донести на нас: вот, мол, что сделал Давид». Так поступал Давид все то время, что жил в филистимском краю».

Чарльз Эдмунд Брок. «Однажды Давид спас жизнь Саулу, когда нашел его спящим в пещере»

До самой гибели царя Давид продолжал скрываться. Саул отдал его жену, свою дочь, другому и продолжал его преследовать, впрочем, безуспешно. При этом Давид не раз демонстрировал свою добрую волю и нежелание поднимать руку на тестя.

Уильям Генри Маргесон. «Давид щадящий Саула»

Он пощадил царя, однажды прокравшись в лагерь и увидев его спящим у костра без охраны.

Артур Твидл (Arthur Twidle). «Давид и Саул в пещере»

Однажды застав Саула в пещере, он незаметно отрезал у него край плаща, который потом показал Саулу со словами, что вполне мог убить его, но этого не сделал.

ГИБЕЛЬ САУЛА

Гюстав Доре (Gustave Dore). «Смерть Саула»

На фоне постоянных преследований скрывавшегося Давида и смерти пророка Самуила царь продолжал вести войны с филистимлянами. Когда вражеские силы собрались в Изреельской долине, он выступил против них и разбил стан у подножия горы Гелвуй (Гильбоа), по-видимому, возле Эйн-Харода.

Смерть Саула

В состоявшейся вскоре битве пали три сына Саула — Ионафан, Аминадав и Мелхисуа. Окруженный вражескими лучниками и израненный их стрелами, Саул бросился на свой меч или же ему помог совершить самоубийство оказавшийся рядом воин.

Когда на следующий день филистимляне обнаружили среди павших тело Саула, они отсекли его голову «и послали по всей земле филистимской, чтобы возвестить о сем в капищах идолов своих и народу». Оружие Саула было пожертвовано в храм Астарты, а его тело вывешено на стене Вефсана.

Предыдущая частьСледующая часть

*Использованы тексты из Википедии и других интернетресурсов.

Оставьте отзыв