КРИМИНАЛЬНАЯ БИБЛИЯ В КАРТИНКАХ. Часть 22.
По версии Олега Логинова.
ЦАРЬ ДАВИД
(KING DAVID)
Педро Берругете, «Давид». (XV век)
Давид — второй царь народа Израиля после Саула, он царствовал сорок лет: семь лет и шесть месяцев был царем Иудеи (со столицей в Хевроне), затем 33 года — царем объединенного царства Израиля и Иудеи (со столицей в Иерусалиме). По традиционной еврейской хронологии его правление было в период ок. 876-836 год до н. э. Образ Давида представляет собой образ идеального властителя.
Жан Фуке. «Давиду приносят известие о смерти Саула»
Давид казнил вестника, который доставил ему новость о смерти Саула, поскольку тот признался, что помог царю в самоубийстве
После этого, воспользовавшись временным вакуумом власти, Давид во главе вооруженного отряда прибыл в иудейский Хеврон, где колено Иуды на собрании провозгласило его царем иудейским, что означало фактическое отделение Иудеи от Израиля, царем которого был провозглашен сын Саула Иевосфей.. Два еврейских государства вступили между собой в междоусобную борьбу, которая длилась два года и завершилась победой Давида.
УБИЙСТВО АВЕНИРА
Гюстав Доре. «Сражение слуг Давида и Авенира»
Авенир — двоюродный брат библейского царя Саула и его военачальник. После гибели Саула при Гилвее вместе с тремя старшими сыновьями, Авенир, как полководец, поддерживаемый воинами, взял его четвертого сына Иевосфея и поставил царем и наследником над 11 коленами Израилевыми. 12-е колено Иудино возглавлял Давид. Оба царя, Давид и Иевосфей, стали враждовать. Войско Давида под начальством Иоава и войско израильское под начальством Авенира встали друг напротив друга на обеих сторонах Гаваонского пруда. Битву начали по 12 юношей; затем последовало общее сражение, кончившееся полным поражением Авенира.
Он бежал с поля боя, и за ним погнался Асаил, брат Иоава. Авенир обернулся с копьем в руках и поразил его в живот. Асаил умер на месте.
Потом Авенир поссорился с царем Иевосфеем из-за наложницы покойного Саула Рицпы, которую тот не хотел ему отдавать, так как брак с женщиной царя подкрепил бы права Авенира. Рассерженный Авенир перешел на сторону Давида и привел ему первую жену Мелхолу, отнятую у него ее отцом, Саулом у Давида после его бегства, и отданную другому мужчине. Авенир ушел с миром.
Но военачальник Давида Иоав, без ведома своего царя, убил Авенира внутри ворот города Хеврона, в качестве мести за смерть брата своего Асаила.
Авенира с почестями погребли в Хевроне. Давид громко плакал над гробом Авенира; плакал и весь народ.
СМЕРТЬ ИЕВОСФЕЯ
Иевосфей — младший сын царя Саула, оставшийся живым после поражения при Гильбоа, где погибли его отец и старшие братья.
Был провозглашен царем при активном участии Авенира, военачальника Саула. Одновременно с этим Давид воцарился над коленом Иудиным, что привело к конфликту между двумя правителями. Впрочем, позиции Давида становились все сильнее, а Иевосфея слабее. Ситуацию усугубило совокупление Авенира с наложницей Саула. Иевосфей высказал свое неудовольствие случившимся, что, в свою очередь, вызвало гнев военачальника, который начал переговоры с Давидом.
Джеймс Тиссо (James Tissot). «Рихав и Баана приносят голову Иевосфея»
После гибели Авенира у Иевосфея остались два предводителя войска: вениамитяне Баана и Рихав. Решив добиться милости у Давида, они умертвили спящего Иевосфея, отрубили его голову и отнесли ее в Хеврон. Однако Давид посчитал это гнусным деянием и приказал четвертовать убийц.
ПОБЕДА НАД АММОНИТЯНАМИ
Гюстав Доре. «Давид нападает на аммонитян»
С аммонитянами при царе Наасе отношения были мирными, но его сын Аннон оскорблением послов Давида спровоцировал войну. Первым же походом Иоав и Авесса разрушили союз между Анноном и призванными им на помощь арамеями (сирийцами), которые после этого окончательно покорились Давиду. Через год Давид взял Равву.
Царство Давида простиралось от Ецион-Гавера на Акабском заливе на юге до границы Емафа на севере и занимало, за исключением узких прибрежных полосок, населенных филистимлянами и финикийцами, все пространство между морем и Аравийской пустыней. Тем самым Израиль в основном достиг границ земли обетованной.
ДОЛГ КРОВИ ПЛАТЕЖОМ КРАСЕН
Гюстав Доре (Gustave Dore). «Рицпа охраняет тела своих детей»
Когда Давид вопросил Господа о причине трехлетнего голода, он получил наказ искупить старый Саулов долг крови перед гаваонитянами. По требованию последних Давид выдал им двух сыновей и пятерых внуков Саула, которые были подвергнуты жестокой казни.
Среди них были сыновья Саула от Рицпы — Армон и Мемфивосфей и пять сыновей Мелхолы, дочери Саула.
Джеймс Тиссо (James Tissot). «Доброта Рицпы к мертвым»
Рицпа круглосуточно сидела на горе, где казнили ее сыновей «и не допускала касаться их птицам небесным днем и зверям полевым ночью». А после того как Давид приказал предать земле их останки, «умилостивился Бог над страною».
Гюстав Доре (Gustave Dore). «Жители Иабеша Галаада, возвращающие тела Саула и его сыновей»
Голод закончился, только когда Давид похоронил семь этих тел, а также перенес останки Саула и его родных в одну гробницу.
ДАВИД И ВИРСАВИЯ
Питер Ластман. «Вирсавия за туалетом»
Вирсавия — дочь Елиама, вдова Урии Хеттеянина, жена царя Давида и мать царя Соломона.
Согласно Библии, Вирсавия была женщиной редкой красоты. Царь Давид, прогуливаясь на крыше своего дворца, увидел внизу купающуюся Вирсавию. Ее муж, Урия Хеттеянин, находился в то время вдали от дома, на службе в армии Давида.
Жан-Леон Жером. «Батшеба» (Вирсавия). (1889)
Вирсавия не пыталась соблазнить царя, о чем свидетельствует библейский текст. Но Давид соблазнился красотой Вирсавии и приказал, чтобы ее доставили во дворец. В результате их отношений она забеременела.
Позже Давид написал командиру армии Урии письмо, в котором приказал поставить Урию там, где будет «самое сильное сражение, и отступите от него, чтоб он был поражен и умер» (2Цар. 11:15). Действительно, так и произошло, и Давид впоследствии женился на Вирсавии. Их первый ребенок прожил всего несколько дней. Давид же раскаялся в содеянном. 50-й псалом написан Давидом, когда он каялся в том, что убил благочестивого мужа Урию Хеттеянина и овладел его женою Вирсавиею.
Имела высокое положение самой возлюбленной из жен Давида. Давид короновал Соломона, сына Вирсавии на царство.
Бернардино Луини. «Смерть Урии Хеттеянина»
Урия Хеттеянин — храбрый воин, служивший в войске израильского царя Давида. Видимо, этнический хетт, живший в Ханаане.
Муж Вирсавии, с которой Давид впал во грех и пожелал его гибели. Давид написал командиру армии, Иоаву, письмо, в котором приказал поставить Урию там, где будет «самое сильное сражение, и отступите от него, чтоб он был поражен и умер».
Давид и Нафан
Библия ясно учит, что со словами надо быть осторожнее.
Бог, не увидев раскаяния Давида за грех прелюбодеяния, послал к нему Пророка Нафана с притчей о бедняке, у которого отнял любимую овечку богач. Сильно разгневался Давид на этого богача и заявил, что тот за овечку должен заплатить вчетверо. И сказал Нафан Давиду: «Ты — тот человек.
В общем за то, что хитийца Урию послал на смерть, а его жену взял себе в жены, Давида ожидали четыре кары Божьи («за овечку он должен заплатить вчетверо»):
- Смерть младшего сына.
- Изнасилование дочери старшим сыном Амноном.
- Смерть Амнона от руки его же брата Авессалома
- Предательство и смерть Авессалома от руки воинов Давида.
ЧЕТВЕРНАЯ КАРА
УБИЙСТВО АМНОНА:
Несмотря на библейский запрет на сексуальные отношения между единокровными братьями и сестрами, перворожденный сын второго царя Израильского царства Давида, Амнон испытывал страстное желание к своей сводной сестре Фамари.
Э. ле Сер. «Изнасилование Фамари». (ок 1640).
Воспользовавшись советом своего двоюродного брата, Ионадава, чтобы заманить Фамарь в свое жилище, Амнон притворился больным и попросил Фамарь помочь ему и приготовить специальное блюдо, необходимое для его выздоровления.
Джеймс Тиссо (James Tissot). «Отчаяние Фамарь»
Когда девушка оказалась в покоях Амнона, тот накинулся на нее и силой ей овладел, а потом выгнал.
Ян Христианс Микер. «Авессалом убивает брата Амнона». (около 1640).
Царь Давид очень разгневался на сына за свершенное им прелюбодеяние, но не стал наказывать его сколько-нибудь сурово.
Б.Манфреди. «Смерть Амнона». (XVII век).
Однако родной брат Фамари, Авесссалом «затаил в сердце своем злобу против Амнона и через два года на празднике, бывшем по случаю стрижки овец, приказал своим отрокам убить его».
Гаспар Траверси. «Убийство Амнона».
Авессалом сказал своим слугам: «Смотрите за Амноном. Когда он развеселится от выпитого вина, я прикажу вам напасть на Амнона и убить его. Не бойтесь! Это я приказываю вам, а вы только исполняете моё приказание. Будьте смелы и мужественны».
Тогда слуги Авессалома сделали так, как он им приказал. Они убили Амнона, а все другие царские сыновья сели каждый на своего мула и спаслись бегством.
Джеймс Тиссо (James Tissot). «Царь Давид оплакивает сына Амнона»
Царь Давид оплакивал своего сына каждый день. Авессалом же сбежал и отправился к Фалмаю, сыну Аммиуда, царю гессурскому.
ГИБЕЛЬ АВЕССАЛОМА
Царь Давид страшно разгневался на Авессалома за убийство брата и тому пришлось бежать. Спустя два года гнев его смягчился, и Авессалом снова был допущен к царю, хотя тот и был с ним холоден. И тогда Авессалом организовал заговор против отца.
Антон Роберт Ляйнвебер. «Давид спасается от Авессалома»
Давиду пришлось пешком покинуть Иерусалим, новым правителем которого стал его мятежный сын. При этом он в спешке оставил в городе своих десять жен-наложниц.
Для того чтобы отрезать Авессалому все пути к отступлению, его советник Ахитофел предложил своему господину войти в его гарем. В Библии на этот счет подробности не раскрываются, но следует полагать, что сын обесчестил 10 отцовских жен, чтобы показать кто в доме хозяин. После такой обиды примирение отца с сыном стало невозможным. Их армии сошлись в битве в Ефремовом лесу, когда победа стала клониться на сторону Давида, Авессалом на муле бежал с поля битвы. Давид отправил за ним погоню, но приказал взять сына живым.
Джеймс Тиссо (James Tissot). «Авессалом висит на дубе»
Авессалом запутался волосами в ветвях раскидистого дерева, мул, на котором он ехал, убежал, и он беспомощно повис, став легкой добычей преследователей. Военачальник Давида по имени Иоав не выполнил приказ государя.
Он всадил в беспомощно висящего на дереве Авессалома три стрелы. А потом 10 оруженосцев Иова добили царевича. Затем они бросили Авессалома в лесу в глубокую яму, и наметали над ним огромную кучу камней.
ПОСЛЕДНЯЯ ЛЮБОВЬ
Pedro_AMérico. «Давид и Ависага». (1879)
В старости Давид был прикован к постели. Он постоянно чувствовал холод и никак не мог согреться. И сказали его слуги: «пусть поищут для господина нашего царя молодую девицу, чтоб она предстояла царю и ходила за ним и лежала с ним, — и будет тепло господину нашему, царю. И искали красивой девицы во всех пределах Израильских, и нашли Ависагу Сунамитянку, и привели ее к царю. Девица была очень красива, и ходила она за царем и прислуживала ему; но царь не познал ее»
В Париже в XVIII веке получил известность маргинальный метод омоложения, при котором старики спали в постелях с молодыми невинными девушками. Он получил название «сунамитизм» — по имени Ависаги Сунамитянки, которая согревала в постели царя Давида в последние годы его жизни.
КРОВАВЫЙ НАКАЗ СЫНУ
Иоав убивает Амессая
Иоав был сыном сестры Давида, Саруи. Он рано стал сподвижником своего дяди. Иоав был в числе тех шестисот мужей, которые бежали вместе с Давидом от Саула в земли филистимлян. За взятие Иерусалима получил достоинство главного военачальника, которое и сохранял в течение всего царствования Давида, хотя при этом отличался своеволием и независимостью
Гравюра Каспара Люйкена. «Иоав убивает Амессая».
Близость его к царю проявилась в известном деле Урии, положившем черное пятно на имя обоих — как царя, так и военачальника. До крайности честолюбивый, Иоав не терпел около себя соперников, которых отстранял, не останавливаясь даже перед коварными убийствами. Сначала он расправился с двоюродным братом Саула, которому Давид публично даровал свое прощение. А потом схожим образом убил Амессая, сына сестры Давида. Во время восстания Авессалома против отца, Амессай возглавлял мятежное войско. После поражения Авессалома Давид простил Амессая и назначил его главнокомандующим вместо Иоава. Но тот не потерпел этого и убил Амессая. Прямо на дороге Иоав зарезал его, выпустив ему кишки.
У Давида не хватило духу покарать своего военачальника, добывшего для него немало побед. И он передавая свое царство Соломону, дал ему наказ казнить Иоава. Позже, воспользовавшись заговором Адонии, в котором оказался замешанным и Иоав, молодой царь приказал казнить его.
Согласно библейским пророчествам, из рода Давида (по мужской линии) должен произойти Мессия. Так и случилось. Из рода Давида явился Иисус Христос.
Предыдущая часть — Следующая часть
*Использованы тексты из Википедии и других интернетресурсов.