КРИМИНАЛЬНО-БАТАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА В КАРТИНКАХ. Часть 8. По версии Олега Логинова. БРУТ, СВЕРГНУВШИЙ МОНАРХИЮ В РИМЕ (BRUTUS, WHO OVERTHREW THE MONARCHY IN ROME)

Поделитесь записью
Share on vk
Share on facebook
Share on odnoklassniki
Share on twitter
Share on google
Share on linkedin
Share on whatsapp
Share on telegram
Share on email

КРИМИНАЛЬНО-БАТАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА В КАРТИНКАХ. Часть 8

По версии Олега Логинова.

БРУТ, СВЕРГНУВШИЙ МОНАРХИЮ В РИМЕ

(BRUTUS, WHO OVERTHREW THE MONARCHY IN ROME)

Луций Юний Брут (Lucius Junius Brutus) — основатель Римской республики и один из ее первых консулов ​​в 509 г. до н. э. 

Он был родственником последнего царя Рима. Одна из сестер Тарквиния Гордого  вышла замуж за Марка Юния Брута и была матерью Луция Юния Брута.  Но родство не спасло его семью от царских репрессий. Марк Юний, его брат и старший сын, были тайно убиты по приказу Тарквиния Гордого. И тут Луций понял, что единственный способ для него избежать гибели — это изобразить состояние умственной отсталости. Тарквиний, презирая его кажущуюся глупость, дал ему прозвище «Брут» («Тугодум), но при этом разрешил ему жить во дворце, для развлечения его сыновей. У Луция хватило благоразумия не выказывать неприязни ни к своему имени, ни к тому, как с ним обращались; он терпеливо ждал своего часа.

Луций Юний Брут целует Мать-Землю

Когда из-за неурожая Риме начался голод, Тарквиний отправил своих сыновей в Дельфы с умилостивительными приношениями Аполлону. В Греции  юноши пожелали узнать у дельфийского оракула, кто из них получит власть над Римом. И получили ответ: «Первый, кто поцелует свою мать, должен обладать высшей властью». По возвращении в Рим они сыновья Тарвиния, расталкивая друг друга, ринулись целовать свою мать. Но Брут, полагая, что смысл предсказания не так очевиден, как воображали они, упал, как бы случайно упал и коснулся губами земли, как общего родителя всего человечества.

СВЕРЖЕНИЕ ЦАРЯ

Картина XVI века Сандро Боттичелли, изображающая изнасилование Лукреции и последующее восстание.

Тирания царя и злоупотребления его сыновей настроили против него все слои общества. В 509 году до н.э. Изнасилование Секстом Тарквинием добродетельной Лукреции стало последней каплей, переполнившей чашу терпения римлян.

Ж-А Бофор

Ж-А Бофор. «Клятва Брута».

Родственники Лукреции —  Луций Юний Брут и Публий Валерий Публикола призвали граждан собраться на форуме. Причем Валерий сказал Бруту, что они не уполномочены по закону собирать людей с целью поставить на голосование какое-либо предложение.

Жак-Антуан Бофор. «Клятва Брута»

Но Брут ответил ему, что он как трибун имеет на это право. И добавил: «Тарквиний наделил меня этой властью, когда подумал, что я дурак, и из предположения, что я не буду ни чувствовать важности, ни уметь ею пользоваться. Я соберу их и сам произнесу первую речь против тирана».

Александр Эварист Фрагонар. «Клятва Юния Брута над телом Лукреции»

Когда народ собрался, на форум носилках тело Лукреции, накрытое черной тканью и запачканное кровью. После этого Брут выступил с пламенной речью, взывая к гражданам и убеждая их изгнать царя и установить республиканское правление.

Чарльз Лок Истлейк. «Брут призывает отомстить». (1812)

Фактически последнего царя в Риме свергли его родственники: Луций Юний Брут (племянник царя), Луций Тарквиний Коллатин (двоюродный брат царя и муж Лукреции) и Спурий Лукреций  Триципитин (отец Лукреции). К ним также присоединился их влиятельный друг Публий Валерий Попликола. 

Марради. «Изгнание Тарквиния и его семьи из Рима»

Таркиний и его сыновья были изгнаны, а править Римом стали первые консулы, которыми стали  Брут и Коллатин. При этом  Брут дал присягу перед народом, что никогда больше не станет терпеть короля в Риме и убьет любого, кто попытается восстановить монархию.

КАЗНЬ СЫНОВЕЙ

Гийом-Гюйон Летьер

Гийом-Гюйон Летьер. «Брут отправляет своих сыновей на казнь».

Спустя некоторое время Тарквиний отправил послов в Рим. И хотя их предложения были отвергнуты, во время пребывания в городе послы постарались подкупить некоторых важных лиц для свержения консулов. Среди них были Тит и Тиберий, сыновья Брута; два Вителлия, Марк и Марий, братья жены Брута; и два Аквилия, Луций и Марций, сыновья сестры Коллатина.

Генрих Фридрих Фугер. «Брут выносит приговор своим сыновьям»

Двое сыновей Брута, Тит и Тиберий в том же 509 году до н.э. соблазнились возможностью породниться с великим домом Тарквиниев и, быть может, самим достигнуть царской власти, а потому вступили в заговор по возвращению Тарквиния Гордого на царский престол.

Однако заговорщиков выдал раб, случайно подслушавший их разговор. А когда были найдены письма к Тарквинию, вина сыновей Брута стала очевидной. Их привели на форум, где приговор им должен был вынести отец, который был консулом в Риме.

Брут, назвав каждого из своих сыновей по имени, сказал: «Ты, Тит, и ты, Тиберий, защищайте выдвинутое против вас обвинение». Таким образом, они были допрошены три раза, но не дали ответа. Брут, обратившись затем к ликторам, твердо воскликнул: «Твоя часть, что осталась».

Консулы были обязаны присутствовать при казни. Поэтому Луций Брут смотрел, как ликторы сначала сорвали с одежду с его сыновей и, связав им руки за спиной, сначала секли розгами их обнаженные спины, а потом обезглавили юношей топорами. Говорят, что все зрители, за исключением Брута, отвели при казни глаза, не в силах вынести столь душераздирающее зрелище. 

Жак Луи Давид

Жак Луи Давид. «Ликторы приносят Бруту тела казненных сыновей» (1789).

Но он пристально и сурово досмотрел экзекуцию до конца. И удалился лишь после ее завершения. Кроме сыновей Бруга за участие в заговоре были казнены и несколько его родственников.

СМЕРТЬ БРУТА

Джованни Баттиста Тьеполо. «Смерть консула Луция Юния Брута на поединке с Арунусом»

Тем временем Тарквиний, бежавший в Этрурию, сумел убедить   тамошние города напасть на Рим и восстановить его на престоле. Римляне выступили им навстречу. В 509 году до н. э. между ними произошла битва возле Сильва-Арсии (арсийского леса) на римской территории.

Когда конница с обеих сторон вступила в бой, сын Тарквиния, Арунс, заметил издалека ликторов и понял, что там находится римский консул. А потом увидел и Брута. Двое мужчин, которые были двоюродными братьями, устремились друг на друга. Каждый их них пронзил противника копьем. А их лошади, встав на дыбы, сбросили своих седоков.

После гибели Брута и Арунуса в бой вступила и пехота. Правое крыло каждой армии одержало победу. Однако этрусские силы в конце концов бежали с поля боя, и победа осталась за римлянами.

Тело Брута было доставлено в Рим самыми знатными римскими офицерами. Его встретил сенат в сопровождении почти всего населения города, приготовившего для угощения войска столы, накрытые яствами и чашами с вином.

Бартоломео Пинелли (Bartolomeo Pinelli). «Валерий произносит панегирик на похоронах Брута после его смерти в битве при Сильва-Арсии, 509 г. до н.э.»

Валерий, выживший консул, с триумфом вошел в город. На следующий день он явился в траурной одежде; и, приказав должным образом украсить тело Брута и положить на форуме на великолепные носилки. После этого он собрал народ и произнес над ним надгробную речь.

Когда Брут пал в бою с этрусками, матери римских семейств год, как по отцу, носили траур по нему, «суровому мстителю за поруганную женскую честь».

*Использованы тексты из Википедии и других интернетресурсов.

Предыдущая частьСледующая часть

Оставьте отзыв