КРИМИНАЛЬНО-БАТАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА В КАРТИНКАХ. Часть 9. По версии Олега Логинова. ЛАРС ПОРСЕНА И РИМСКИЙ ГЕРОИЗМ (LARS PORSENA AND ROMAN HEROISM)

Поделитесь записью
Share on vk
Share on facebook
Share on odnoklassniki
Share on twitter
Share on google
Share on linkedin
Share on whatsapp
Share on telegram
Share on email

КРИМИНАЛЬНО-БАТАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА В КАРТИНКАХ. Часть 9

По версии Олега Логинова.

ЛАРС ПОРСЕНА И РИМСКИЙ ГЕРОИЗМ

(LARS PORSENA AND ROMAN HEROISM)

Этрусский царь Ларс Порсена (Lars Porsena) правил городом Клузиум.

Свергнутый римский царь  Луций Тарквиний Гордый, чья семья была этрусского происхождения, обратился за помощью к Порсене. И тот согласился помочь. В 509 году до н.э. Ларс Порсена выступил против Рима. Но, можно сказать, что его планам воспрепятствовал римский героизм.

ГОРАЦИЙ КОКЛЕС

Шарль Лебрен. «Гораций Коклес, защищающий мост». (ок. 1643)

Публий Гораций Коклес (Publius Horatius Cocles) был выходцем из древнего патрицианского рода  Горациев, прославленного в легендах со времен битвы между Горациями и Куриациями во времена Тулла Гостилия. Сам Публий Гораций отличился в войне с этруссками. Говорят, что Гораций получил прозвище Коклес, потеряв на той войне один глаз.

В 509 году до н.э. царь  Ларс Порсена захватил на холм Яникул возле Рима и направился к мосту Сублиций, единственному широкому мосту через Тибр. Римляне встретили их на подходе к мосту, на Неевском лугу. Завязалась битва. Этрусскому правому крылу удалось ранить Марка Валерия Волуса и Тита Лукреция Триципитина, командиров римского левого крыла. После того, как обоих унесли с поля, римляне запаниковали и побежали к мосту. Враг устремился их преследовать.

Эндрю Ховат. «На мосту через Тибр»

Всего трое римлян защищали Субликий мост:  командиры правого крыла Спурий Ларций и Тит Герминий Аквилин, а также Публий Гораций Коклес, младший офицер, «стоявший на страже у моста».

Джеймс МакКоннелл (James E McConnell). «Гораций Коклес, Спуриус Ларций и Тит Герминий защищают мост от этрусской армии Ларса Порсена, Рим, 509 г. до н.э.»

Чтобы задержать наступающего противника и позволить своим товарищам укрыться за городскими стенами Гораций Коклес и ещё двое прославленных мужей, Германий и Ларций, встали стеной перед многочисленными врагами.

Роджер Пейн. «Гораций у моста»

Историк Тит Ливий, писал, что, стоя на мосту, Гораций «грозный, свирепо обводя взглядом знатнейших этрусков, он то вызывает их поодиночке на бой, то громко бранит всех разом», называя их «рабами надменных царей».

Северино Баральди (Severino Baraldi). «Битва при рождении Римской империи. Гораций на мосту». (1981)

В этом отрывке Тит Ливий подчеркивает преимущество свободных граждан Рима перед рабской психологией этрусков, а образ Горация Коклеса становится воплощением главных римских добродетелей: доблести, гордости, готовности к самопожертвованию ради свободы своих граждан.

Питер Джексон (Peter Jackson). «Гораций держит мост»

Пока троица отважных римлян удерживала этрусков, их товарища за их спинами сумели разломать мост, срубив его опоры, чтобы остановить продвижение врага. Пишут, что враг был потрясен не только самоубийственным последним боем Горация, но и его решением использовать груду тел в качестве стены щитов. Гораций много раз был поражен вражескими метательными снарядами, в том числе копьем в ягодицы. Эрминий и Ларций отступили, так как мост был почти разрушен. 

А Гораций Коклес Гораций и вовсе жождался, пока мост рухнет. Потом воскликнул: «Отец Тиберин! Тебя смиренно молю: благосклонно прими это оружие и этого воина!» — и как был, в доспехах, бросился в Тибр. Невредимый, под градом стрел, переплыл он к своим.   Ему поставили статую на Комиции, а земли дали столько, сколько можно опахать плугом за один день».

ГАЙ МУЦИЙ СЦЕВОЛА

Картина Маттиаса Стома. «Гай Муций Сцевола в присутствии Ларса Порсены».

Когда этрусский царь Порсена в 509 году до н.э. не смог сходу взять Рим, он взял его в осаду. Порсена разместил гарнизон на Яникуле , заблокировал речной транспорт и отправил отряды рейдеров в окрестности.

В это время молодой римский патриций Гай Муций обратился в Сенат с просьбой, чтобы ему разрешили перебежать в лагерь врагов, обещая убить царя. Санкция на убийство была получена. Муций пробрался в шатер Порсены, но по ошибке убил царского писца, который был одет дороже и красивее царя. Муция схватили, и тогда молодой человек объявил Порсене, что он лишь один из 300 римских юношей, поклявшихся ценою своей жизни убить этрусского царя.

Рисунок Танкреди Скарпелли (Tancredi Scarpelli). «Муций Сцевола».

Когда Гаю стали угрожать пыткой и смертью, если он откажется раскрыть все детали этого замысла, Муций протянул правую руку в разведенный на алтаре огонь и держал её там, пока она не обуглилась.

Отвага римлянина так поразила Порсену, что он отпустил Муция. Авскоре после этого заключил мир с Римом.

За потерю правой руки Муция прозвали «Сцевола» (лат. scaevola — «левша»). И пожаловали ему сельскохозяйственные угодья на правом берегу Тибра.

КЛЕЛИЯ

Клелия  была одной из женщин, взятых в заложники Ларсом Порсеной в рамках мирного договора, положившего конец войне между Римом и Клузием в 508 году до н.э. Она сбежала из этрусского лагеря, уведя за собой группу римских дев. Согласно Валериусу Максимусу , она бежала верхом на лошади и переплыла реку Тибр сквозь шквал враждебных дротиков, таким образом спасая свою группу девушек.

Питер Пауль Рубенс. «Клелия, пересекающая Тибр» (1630-40)

Когда Порсена узнал об их побеге, он быстро отправил послов в Рим с требованием ее возвращения. Однако вскоре Порсена передумала, решив, что ее деяния достойны восхищения, равного поступкам Коклеса и Муция . Он заявил римлянам, что, если она будет возвращена ему, он отправит ее обратно в Рим в целости и сохранности, но если его требования не будут выполнены, он будет считать договор нарушенным.

Доменико ди Паче Беккафуми. «Клелия и девы, бегущие с поля Порсенны.». (ок. 1530–1535)

Римляне согласились на условия и вернули залог мира, как того требовал договор. Порсена похвалил Клелию по прибытии и в награду за ее героизм пообещала освободить половину его заложников по ее выбору. Говорят, что она выбрала мальчиков по единогласному решению заложников, поскольку они особенно подвергались риску жестокого обращения.

Когда был установлен мир, римляне отпраздновали ее доблесть, построив статую девушки, сидящей на лошади, на вершине Виа Сакра .

В 507 году до н.э. Порсена еще раз отправила послов в римский сенат с просьбой о восстановлении Тарквиния на престоле. Но римляне вежливо объяснили им, что такого никогда не будет.  После этого  Порсена сказав Тарквинию продолжить изгнание в другом месте, кроме Клузия. Порсена также вернул римлянам их заложников, а также земли Вейи, отнятые у Рима по договору. Ливий пишет, что благодаря этим вопросам был установлен надежный мир между Клузием и Римом. 

Статья по теме «Римское благородство»

*Использованы тексты из Википедии и других интернетресурсов.

Предыдущая частьСледующая часть

Оставьте отзыв