КРИМИНАЛЬНАЯ БИБЛИЯ В КАРТИНКАХ. Часть 25
По версии Олега Логинова.
ЦАРЬ АХАВ И ИЕЗАВЕЛЬ
(KING AHAB AND JEZEBEL)
Ахав — 7-й царь Израильского царства в 873-852 годах до н. э., сын и наследник Амврия.
Ахав правил Самарией 22 года. Вследствие брака с Иезавелью, дочерью сидонского царя Эфбаала, он ввел в свое царство культ Ваала-Астарты и подверг преследованию пророков, не перестававших, однако, обличать пагубную для народа деятельность царя.
Царица Иезавель
Жена Ахава, сидонянка Иезавель, женщина энергичная и сильная, имела на мужа большое влияние. По ее требованию царь воздвиг храм финикийскому богу Баалу (Ваалу) и обсадил это капище рощею из всевозможных деревьев.
Дочь сидонского царя Ефваала (Итобаала, который достиг престола через убийство брата), унаследовала от него деспотическое высокомерие, непреклонную настойчивость, кровожадную жестокость и более всего фанатическую преданность культу Астарты, жрецом которой некогда был её отец, как говорил Иосиф Флавий.
Жестокая несправедливость Иезавели особенно проявилась в деле о изреельском винограднике Навуфея, который не пожелал отдавать свою землю царю.
Томас Мэтьюз Рук. «Навуфей отказывает Ахаву». (1879)
Не терпящий возражений, Ахав буквально заболел от отказа Навуфея – «и лег на постель свою, и отворотил лице свое, и хлеба не ел».
Иезавель успокоила мужа: «Встань, ешь хлеб, и будь спокоен; я доставлю тебе виноградник Навуфея Изреелитянина».
Иезавель по ложному обвинению осудила Навуфея на побиение камнями. И соответственно Ахав завладел его виноградником.
Однако же насладиться захваченным имуществом Ахаву не удалось. Когда он пришел осмотреть конфискованный в рамках возмещения ущерба виноградник, его там ждал пророк Илия.
Фредерик Лейтон. «Иезавель и Ахав встретили Илию»
– Сам убил, а теперь хочешь и наследство получить? – ехидно поинтересовался пророк, а затем сообщил царю, что терпение Небес переполнилось и наказание ждёт суровое – истребление всей царской семьи. «Где псы лизали кровь Навота, псы будут лизать царскую кровь», – сказал пророк.
ВОЙНА С СИРИЕЙ
При Ахаве в Израиле почти перестали поклоняться Яхве, что, по мнению древнееврейских авторов, и послужило причиной многих несчастий. Прежде всего, страну поразила страшная засуха, а затем ещё и вражеское нашествие. Сирийский царь Венадад II разорил всю землю и осадил Ахава в его столице Самарии.
Гюстав Доре. «Израильтяне побили сирийцев»
Царь дошёл уже до предела отчаяния, но тут узнал через одного из пророков, что Господь все же дарует ему победу посредством сыновей военачальников. Царь велел собрать из них отборный отряд и выпустил его на врагов в то время, когда сирийцы менее всего этого ожидали и предавались в своем лагере пьянству. Сыновья военачальников опрокинули врагов, а остальное войско довершило разгром.
Венадад II хотя и был разбит при осаде Самарии, но не разуверился в победе над Ахавом. Слуги царя сказали ему: «Боги Израиля являются богами гор. Мы сражались с ними в горной местности, и поэтому они одолели нас. Давай сразимся с ними на равнине, тогда мы победим».
Однако «этот номер не сработал». Год спустя Венадад потерпел сокрушительное поражение при Афеке. Говорят, что Ахав нарушил волю господню, когда не убил его, а заключил с ним выгодный для Израиля мирный договор. После поражения Венадад спрятался, а его слуги отправились к израильскому царю в мешковине и с верёвками на голове, умолять его сохранить жизнь их царю. И он сохранил.
Пророк Михей
Прошло время. И Ахав все же решил добить сирийского царя. На встрече с иудейским царем Иосафатом (Йехошафатом) Ахав предложил тому начать войну против Венадада. В Библии сообщается, что все пророки Ваала предрекали Ахаву победу, и только пророк Яхве Михей говорил о поражении: евреи убегут с поля боя, но убит из них будет только один Ахав.
Ахав распорядился: «Возьмите Михея и отведите его к Амону градоначальнику и к Иоасу, сыну царя, скажите, что я приказал посадить этого пророка в темницу и кормить его скудно хлебом и скудно водою, доколе я не возвращусь в мире».
Джонни Шумейт. «Ахав, царь Израиля».
Царь Сирии прослышал о пророчестве Михея и дал приказание своим солдатам, чтобы они не сражались ни с кем кроме как только с царем Израиля.
Гравюра Юлиуса фон Карольсфельда. «Смерть Ахава».
Но один солдат случайно выпустил стрелу, которая пронзила Ахава…
Гюстав Доре (Gustave Dore). «Смерть Ахава»
Стрела угодила Ахаву сквозь швы лат. И сказал он своему вознице: повороти назад и вывези меня из войска, ибо я ранен.
Но сражение в тот день усилилось, и царь стоял на колеснице против Сириян, и вечером умер, и кровь из раны лилась в колесницу.
ИЕЗАВЕЛЬ
Иезавель после смерти мужа стала царицей-матерью при Охозии, который продолжил поклоняться Ваалу, также как и следующий царь Иорам, ее второй сын. Позже Ииуй, помазанный пророком Елисеем на царство в противовес Иораму, поднял восстание и убил его.
Убийство Иезавели (841 год до н. э.)
В городе, ожидая возвращения своего сына с победой, Иезавель облачилась в царские одежды, накрасилась и надела драгоценности. Но вместо сына появился Ииуй. Он приказал выбросить Иезавель из окна ее дворца.
Гюстав Доре. «Смерть Иезавели».
Так, в 841 году до н. э. Иезавель была выброшена из окна своего дворца, раздавлена копытами лошадей и растерзана псами.
Андреа Челести. «Наказание царицы Иезавели».
Ииуй занял ее дворец, поел и попил. Потом он сказал:
— Разыщите эту проклятую и похороните; она все-таки царская дочь.
Но когда пошли ее хоронить, не нашли ничего, кроме черепа, ног и кистей рук.
Клаудио Ридолфи. «Смерть Иезавель». (1659)
Имя Иезавель сделалось впоследствии синонимом всякого нечестия.
Предыдущая часть — Следующая часть
*Использованы тексты из Википедии и других интернетресурсов.