КРИМИНАЛЬНО-БАТАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА В КАРТИНКАХ. Часть 11
По версии Олега Логинова.
СМЕРТЬ ВЕРГИНИИ
(THE DEATH OF VIRGINIE)
Сандро Боттичелли. «История Вергинни»
Вергиния (Verginia) — героиня ранней римской легенды, которая в 449 году до н. э. была убита отцом, чтобы не достаться сенатору Аппию Клавдию. Ее гибель вызвала восстание в Риме, приведшее к восстановлению республики.
Эрнст Дадли Хит (Ernest Dudley Heath). «Вергиниус оставил свою красивую молодую дочь Вергинию на попечение ее няни»
С 509 года до н. э. царей в Риме не существовало, городом правили консулы и Сенат. В 451 году до н. э. консулы сложили с себя власть и вместо них были избраны децемвиры с консульской властью для написания законов (decemviri consulari imperio legibus scribundis). Они в течение года составили десять таблиц, позже Законы Двенадцати таблиц. По окончании года децемвиры не сложили с себя власти, а самовольно остались в ней и на следующий 449 год до н. э. По приказу одного из них был убит любимый народом ветеран Луций Сикций, следующее преступление стало еще более громким и известным, наравне с похожей историей Тарквиния и Лукреции.
Вергиния была дочерью центуриона из плебеев гражданина Луция, а также невестой бывшего трибуна Луция Ицилия, отстаивавшего права плебеев в Древнем Риме. «На шестидесятом году установления свободы» лидер децемвиров Аппий Клавдий воспылал страстью к девушке из народа. Красавица Вергиния не соблазнилась подарками и обещаниями Аппия, и тогда тот, потеряв голову от страсти, решился на обман. Он договорился со своим клиентом Марком Клавдием объявить публично, что Вергиния — его рабыня, и потребовать ее к себе.
Лоран Пеше. «Вергиния перед децимвиром Аппием Клавдием». (1776)
Толпа на форуме, поскольку семья пользовалась уважением, заставила Марка Клавдия передать дело в суд — децемвирам, возглавляемым самим же Аппием. На суде Марк Клавдий поклялся, что девушка родилась в его доме, откуда была похищена и подброшена Вергинию, а сам он узнал об этом благодаря доносу и готов представить доказательства, а пока же рабыня должна находится в его доме.
На суде защитники потребовали отсрочить дело до возвращения отца девушки. Вергинию же на основании закона, внесенного самим Аппием, следует временно оставить на свободе, чтобы девушка не была обесчещена прежде, чем лишится свободы. Аппий, желая показать свою непредвзятость, согласился послать за ее отцом, но все равно потребовал, чтобы до выяснения обстоятельств девушка была передана в дом Марка Клавдия. Народ зароптал, услышав такое решение суда. Но никто не осмеливался ему воспротивиться, пока не вмешались дядя Вергинии, Публий Нумиторий и ее жених Луций Ицилий. В числе того, что говорил Ицилий — указание на важные римские свободы плебса, утраченные недавно: «Пусть вы лишили нас трибунов и прав обжалованья пред народом римским — двух столпов, на которых держалась наша свобода, но пока еще ваша похоть не властна над нашими женами и детьми». До завтрашнего дня девушка была отдана на поруки близким.
Брат жениха и племянник Вергиния спешно отправились за отцом. В 449 году до н. э. рано утром Вергиний, одетый как на похоронах, привел на суд дочь, обряженную в лохмотья, словно рабыню, в сопровождении толпы защитников. На площади собралось много людей, переживавших за их судьбу. Однако решение суда осталось прежним. Тит Ливий пишет: «Возможно, какая-то из переданных древними писателями речей, в которой Аппий обосновал свой приговор, и подлинная, но ни одна из них не отвечает чудовищности самого приговора, вот почему, мне кажется, следует изложить его голую суть — Вергиния была признана рабыней».
Н.Г. Брене. Вергиний, убивающий свою дочь. 1783
Когда девушку хотели забрать силой, Вергиний сказал Аппию: «За Ицилия, а не за тебя, Аппий, просватана моя дочь, и вырастил я ее для брака, а не для разврата. Тебе угодно, как скоту и зверю, совокупляться, с кем захочешь? Эти, быть может, и стерпят такое, но, я уверен, не те, в чьих руках оружие». Аппий заявил, что Вергиний и Ицилий хотят вызвать смуту и приказал арестовать отца.
Спасая свою дочь от позора, со словами: «Только так, дочь моя, я могу сделать тебя свободной» Вергиний прилюдно зарезал Вергинию у святилища Венеры Клоакины.
Шарль Моро. «Смерть Вергинии». (1808)
Народ заволновался. «Ицилий и Нумиторий, подняв бездыханное тело, показывали его народу (…) Мужчины, а больше всех Ицилий, негодуя говорили о потере трибунской власти и права на обжалование перед народом.
Х.В. Фюгер. «Смерть Вергинии». (ок. 1800)
Толпу взволновала как чудовищность злодеяния, так и надежда, воспользовавшись происшедшим, вернуть себе свободу», пишет Тит Ливий. Под влиянием страстных речей Вергиния и Ицилия произошло восстание 449 года до н. э., в котором, помимо плебеев, приняло участие войско, взволнованное тем, как обошлись с дочерью их центуриона.
Камилло Миоло. «Смерть Вергинии». (1882)
Произошел т. н. второй «уход» плебеев на гору. В итоге в соответствии с постановлением сената все децемвиры сложили свои полномочия. Институт трибунов был возрожден. Новые консулы, Луций Валерий и Марк Гораций, предложили, а центуриатские комиции приняли законы (leges Valeriae Horatiae), которые расширили права плебеев и постановляли, чтобы правление, подобное децемвиральному, никогда не учреждалось, и что тот, кто учредит подобное правление, может быть убит безнаказанно кем угодно.
Аппия Клавдия заключили в тюрьму. Там он, по разным источникам, или покончил с собой (по Ливию), или был тайно убит по приказу народных трибунов (по версии Дионисия).
Марк Клавдий был осужден по приговору, но прощен самим Вергинием и отпущен, после чего ушел изгнанником в Тибур.
*Использованы тексты из Википедии и других интернетресурсов.