Сайт содержит материалы 18+
Share on vk
Share on facebook
Share on odnoklassniki
Share on twitter
Share on linkedin
Share on google
Share on telegram
Share on whatsapp
Share on email

КАЗНЬ ДНЯ По версии Олега Логинова 24 сентября. ВЕЛИКОЕ АУТОДАФЕ В СЕВИЛЬЕ (AUTODAFE IN SEVILLE)

Поделитесь записью
Share on vk
Share on facebook
Share on odnoklassniki
Share on twitter
Share on google
Share on linkedin
Share on whatsapp
Share on telegram
Share on email

КАЗНЬ ДНЯ

По версии Олега Логинова

24 сентября

ВЕЛИКОЕ АУТОДАФЕ В СЕВИЛЬЕ

(AUTODAFE IN SEVILLE)

Инквизиция безнадежно скомпрометировала себя на века проведением аутодафе. Этот вид публичной казни, получивший название «акт веры» практиковался в средневековой Испании и обставлялся очень красиво и торжественно.

Вообще аутодафе подразделяются на частные и общие. Общие аутодафе были гораздо многочисленнее по числу осужденных, роскошнее по оформлению и торжественнее по ритуалу. Несколько из них удостоились названия «великие».

Возможно, самым знаменитым из великих аутодафе была массовая казнь в Севилье на площади Святого Франциска 24 сентября 1559 года.

В тот день наказанию подвергли членов лютеранской общины города. Всего подлежали наказанию 102 человека, из них 22 были осуждены на казнь. Один из приговоренных к казни скрылся от суда, поэтому вместо него на костер отправили деревянную статую, довольно похожую на осужденного.

Казнь была обставлена по высшему разряду. На одной из сторон площади возвели амфитеатр в 25 рядов, предназначенный для членов инквизиционного трибунала. Над сиденьями инквизиторов возвышалась ВИП-ложа под черным балдахином для председателя трибунала. Напротив трибуны для инквизиторов возвели трибуну для осужденных, оснащенных двумя большими клетками, куда усаживали приговоренных во время чтения приговора.

Казнь предваряла торжественная процессия, состоявшая из членов цеха угольщиков (поставлявшего дрова для костров), доминиканских монахов и приверженцев инквизиции на общественных началах. Они обошли площадь, распевая псалмы и вознося хвалу Богу, а потом установили 6 — метровый дубовый крест, обмотанный черным крепом. Состоялся также торжественный вынос знамени инквизиции из городского трибунала, которое возложили у алтаря.

Потом к площади двинулась другая процессия, уже весьма скорбная, поскольку она состояла из осужденных. Их всех облачили в длинные специальные костюмы «сан-бенито», разукрашенные у большинства изображениями чертей и перевернутых языков пламени. У приговоренных к легким наказания рисунок на одежде был попроще – желтый «андреевский» крест.

Кисти рук приговоренным связали, но вручили им свечи, которые они должны были нести, а на грудь им прикрепили выписки из постановления инквизиционного трибунала. Приговоренные к смерти шли с бумажными коронами на голове. Чтобы осужденные ненароком не испортили праздник, к «склонным к побегу» приставили по бокам пару крепких монахов-бенедиктинцев, а любителям публичных выступлений засунули в рот металлический кляп.

В колонне приговоренных несли деревянную статую, похожую на Франсиско де Сафра, священника приходской церкви Св. Викентия в Севилье, приговоренного к казни и скрывшегося от суда. Статуя тоже была одета в одежду осужденного. После колонны осужденных шла очень многочисленная колонна инквизиторов и духовенства. Ее замыкал глава инквизиционного трибунала в сопровождении трех десятков телохранителей в доспехах.

После того, как осужденные, многочисленные зрители и трибунал заняли свои места на трибунах, глава трибунала — Хуан Гонсалес де Мунебрега, епископ Тарасоны из-под балдахина дал знак к началу церемонии. Сначала с проповедью выступил доминиканский монах, в которой заклеймил протестантскую ересь и воздал хвалу бдительности инквизиции. Потом чтец инквизиционного трибунала приступил к оглашению приговора.

Когда он закончил, слово взял глава трибунала де Мунебрега, который огласил помилование примиренным с церковью и отрекшихся от ереси. А затем наступила кульминация дня. Осужденных на казнь усаживали на осла, который вез человека до приготовленного для него персонального костра. Инквизиция дров не жалела, а потому коллективные сожжения не практиковала. Поездка на животном, олицетворявшим собою упрямство и глупость, аллегорически выражала глупость и упрямство осужденного, которые привели его к печальному концу.

Первым по традиции зажгли костер, для статуи. Тайного лютеранина священника Франсиско де Сафра, успевшего сбежать из города, сожгли виртуально. А остальным пришлось гореть самим за свои лютеранские взгляды.

Вслед за статуей возвели на костер Изабеллу де Байена, богатую севильскую даму, которая предоставила свой дом под собрания единоверцев. Женщина отказалась прочесть католический Символ веры и принять причастие даже перед собственной казнью. Ее возвели на поленницу, застегнули на шее ошейник, прикованный к столбу, после чего развели под ногами огонь. Доминиканский монах в последний раз спросил у осужденной, не желает ли она отречься от своих убеждений. Это позволило бы ей умереть практически безболезненно. Ее бы сначала задушили петлей, а потом предали огню уже мертвое тело. Но Изабелла де Байена отказалась.

Потом на поленницу водрузили Хуана Понсе де Леона, младшего сына графа Байлена. Когда под его ногами развели огонь, де Леон попросил о покаянии. Огонь был затушен. Пока Хуан каялся, ему преподала пример мужества 21-летняя Мария де Бооркес, которая на соседнем костре отказалась отречься от своих убеждений. Пристыженный Хуан Понсе де Леон замолчал, после чего был задушен и у него в ногах снова развели огонь.

Между тем Мария де Бооркес начала читать Символ веры в лютеранской редакции. Палачи поспешили тоже задушить ее, чтобы ее мужество не сделало из нее мученицу в глазах единоверцев.

Постепенно аутодафе начало напоминать конвейер. Осужденных сжигали одного за другим, и рознилось лишь их поведение перед казнью. Но в целом все осужденные к смерти лютеране демонстрировали стойкость и мужественно умирали один за другим за свою веру. На присутствующих зрителей эта расправа произвела тяжелое впечатление. Тем боле, что казненные были не какими-то бродягами, а уважаемыми людьми в городе. Но этим и достигалась цель аутодафе – показной жестокостью отвратить людей от еретических взглядов.


*Использованы тексты из Википедии и других интернетресурсов.

Оставьте отзыв