Сайт содержит материалы 18+
Share on vk
Share on facebook
Share on odnoklassniki
Share on twitter
Share on linkedin
Share on google
Share on telegram
Share on whatsapp
Share on email

ФОТОРЕЙТИНГ «ВЕДЬМЫ ГЕРМАНИИ» (WITCHES OF GERMANY). По версии Олега Логинова

Поделитесь записью
Share on vk
Share on facebook
Share on odnoklassniki
Share on twitter
Share on google
Share on linkedin
Share on whatsapp
Share on telegram
Share on email

ФОТОРЕЙТИНГ «ВЕДЬМЫ ГЕРМАНИИ»

(WITCHES OF GERMANY).

По версии Олега Логинова

Николай Бессонов. «Казнь за колдовство». (1989)

Цитата из книг Якова Канторовича Процессы о колдовстве в Европе и Российской империи»:

«В Германии процессы о ведьмах начались позже, чем в других странах, но зато Германии принадлежит первое место по размерам, которые приняло преследование ведьм. В Кведлинбурге насчитали в 1589 году 133 процесса; в Эльбинге в 1590 году в продолжение восьми месяцев было 65 процессов. В маленьком городке Визенбурге при одном процессе было осуждено 25 человек, в Ингельфингене — 13. Маленький городок Линдхайм, чье население составляло всего 540 жителей, отправил на костер в период с 1640 по 1651 год 30 жертв. В Брауншвейге было воздвигнуто столько костров на городской площади, что современники сравнивали это место с сосновым лесом. В течение 1590–1600 годов здесь случались дни, когда сжигали по 10–12 ведьм вдень.

В 1633 году в маленьком городке Бюдинген было сожжено 64 человека, а в следующем году — 50. В городке Дибург в 1627 году было совершено 36 казней.

Магистрат города Нейссе соорудил особую печь для сжигания ведьм, в которой сожгли в 1651 году 22 женщины; во всем княжестве Нейссе в течение девяти лет было сожжено более тысячи ведьм, к которым были причислены и дети в возрасте двух — четырех лет».

Массовые казни ведьм в Трире (1581-1593)

Казни  ведьм в Трире в Германии в период с 1581 по 1593 годы были, пожалуй, самыми большими массовыми казнями ведьм  в европейской истории. Они составили одно из четырех крупнейших судебных процессов над ведьмами в Германии наряду с судебными процессами над ведьмами в Фульде, судебными процессами над ведьмами в Вюрцбурге и судебными процессами над ведьмами в Бамберге. Гонения начались в Трирской епархиив 1581 году и достиг самого города в 1587 году, где он должен был привести к гибели около 368 человек, и, таким образом, был, возможно, самым массовым массовой казнь в Европе в мирное время. 

В 1581 году Иоганн фон Шененберг был назначен архиепископом Трирской епархии. Шененберг очень восхищался порядком иезуитов.  Именно он был ответственен за массовые казни в Трире. В период с 1587 по 1593 год 368 человек были сожжены заживо для колдовства в 22 деревнях, а в 1588 году в двух деревнях осталась только одна женщина в каждой. Люди обоего пола, всех возрастов и всех классов, были жертвами; среди жертв 108 были мужчины, женщины и дети дворянства, а также люди, занимающие должности в правительстве и администрации.

Агнес Бернауэр

Почти все девушки мечтают выйти замуж за принца, Но тех, чьи мечты сбываются, в последующем часто ждут суровые испытания и несчастья. Дочь аугсбургского цирюльника Агнес Бернауэр увидела Альбрехта, единственного сына герцога Баварского на рыцарском турнире в Аугсбурге. И сразу влюбилась в молодого статного рыцаря в сверкающих доспехах. Каким-то образом она сумела выказать ему свою симпатию. И самое удивительное, что и знатный Альбрехт проникся такой страстью к простолюдинке, что тайно вывез Агнес в Мюнхен и обручился с ней, расторгнув помолвку с принцессой Вюртембергской.

Герцог, узнав об этом, пришел в ярость, он отрекся от сына и лишил его права наследовать баварский престол. Но и Альбрехта весьма задела черствость отца. Он решил захватить престол силой, объявив отцу войну. И тогда герцог нанес удар в самое уязвимое место сына. Его люди похитили Агнесс и заключили ее в темницу. Ей было предъявлено обвинение в колдовстве, посредством которого она якобы приворожила сына герцога. Суд приговорил ее к смерти.

После чего 25-летнюю Агнесс 12 октября 1435 года утопили в Дунае. При большом скоплении народа ее сбросили с моста в воду. Но палач плохо связал Ангесс руки. Она смогла высвободиться в воде от пут и попыталась уплыть. Ее поймали, обмотали ее длинные волосы вокруг железного лома и бросили в воду вторично. На сей раз она пошла ко дну.

Возможно обвинения в колдовстве были не беспочвенны. После смерти Агнесс ее чары словно бы спали с глаз Альбрехта. Он повинился перед отцом и был прощен.

Подробнее в посте «Казнь Агнес Бернауэр»

Мерга Бин

Альберт фон Келлер. «Казнь женщины, уличенной в колдовстве, сожжением на костре в Германии».

Немецкий охотник за ведьмами (по совместительству аббат и мэр города Фульда), Бальтазар фон Дернбах, арестовал Мергу Бин по обвинению в убийстве собственного мужа колдовством.

Беременную вдову от пыток не освободили. В результате Мерга Бин, богатая немецкая наследница, призналась в убийстве своего второго мужа и его детей посредством колдовстваКолдовство – черная магия ведьм, и в посещении Шабаша ведьм. Так что инквизиция сочла отцом будущего ребенка самого дьявола.

Осенью она была казнена путем сожжения.

Охотник за ведьмами Бальтазар фон Дернбах развил бурную деятельность в своих землях. Суды над ведьмами Фульды продолжались. По их приговорам казнили порядка 250 человек,. Они закончились только после смерти Дернбаха в 1605 году.

Сидония фон Борке 

Картина Эдварда Берн-Джонса. «Сидония фон Борк». (1860)

Сидония фон Борке (1548-1620) была померанской дворянкой, которую судили и казнили за колдовство в германском городе Штеттин (ныне Щецин, Польша ). В посмертных легендах она изображается как роковая женщина , а вошла в английскую литературу как Сидония-волшебница . Она жила в разных городах и деревнях по всей стране.

Живя в Мариенфлисе, Сидония участвовала в нескольких частных и судебных конфликтах со своими (в основном младшими) соседями и с административным персоналом аббатства. В результате, те, с кем она конфликтовала, обвинили ее в колдовстве. Судебные процессы над Сидонией фон Борке и Вольде Альбрехт проходили в суде в Штеттине.  Сначала следствие взялось за Альбрехт, которая призналась под пытками в  малефициуме  (то есть в сексуальных отношениях с дьяволом). и обвинила Сидонию и двух других женщин в колдовстве. Альбрехт была  сожжена на костре 9 октября 1619 года.

Сидония фон Борке в молодости и старости.

Потом взялись за Сидонию. Ей вменялось несколько убийств, сексуальные контакты с дьяволом, который якобы материализовался в ее кошку по кличке Чим и еще ряд жутких злодеяний, например, скрещивание веников под кухонным столом. 28 июля у нее вырвали признание под пытками.

Смертный приговор ей был оглашен на будущем месте казни, но для начала палачи ограничились тем, что четырежды разодрали ей тело раскаленными щипцами. После этого Сидония отказалась от признания и 16 августа ее снова подвергли пыткам. 1 сентября 1620 года ей был вынесен окончательный приговор. Сидония была приговорена к смертной казни через обезглавливание и последующее сожжение ее тела.  Приговор был приведен в исполнение в Штеттине, за воротами мельницы.

Эльза Гвиннер

Э. Леуэнбергер. «Сожжение ведьмы»

В 1601 году в Оффенбурге, желая найти доказательства вины Эльзы Гвиннер, ее традиционно подвергли пыткам. Но, вздернутая на дыбу, Эльза молчала, несмотря на все усилия палача. Только твердила: «Господи, прости им, ибо не ведают, что творит».

Тут священнику пришла в голову коварная мысль схватить дочку Эльзы и выудить у нее оговор на мать. Но та оговаривать мать не захотела. И тогда девочку секли до тех пор, пока она не лала показания против матери. Когда им устроили очную ставку, мать в гневе воскликнула:

— И почему я тебя, несчастное дитя, не утопила при первом купании?!

В отличие от дочери, Эльза никого не оговорила, хотя ей дробили пальцы в тисках, ее подвешивали за связанные позади руки, привязав к ногам самые тяжелые камни. В конце концов, ее сожгли на костре.

Николай Бессонов. «Агата». (2001)

Между тем Агата ждала решения суда в тесной темнице, посаженная на цепь. На том, чтобы ее заковали, настоял все тот же священник. Родня девочки, возмущенная ее малодушием, не пожелала вступаться за нее.

Девочка, проведя в неволе около двух месяцев, была выпущена на свободу и изгнана из Оффенбурга.

Барбара Здунк

С большой долей вероятности можно предположить, что последней казненной ведьмой стала Барбара Здунк, сначала повешенная, а потом сожженная в прусском городе Рёсселе 21 августа 1811 года. В то время в Пруссии еще была свежа память о пожаре, опустошившем Рёссель в 1806 году. Говорят, что спустя два года после этого события, у ратуши на площади этого города полька Здунк стала громогласно кричать, что она один раз сожгла Рёссель, сожжет и второй. Ее немедленно арестовали. Горожане знали Барбару. Она работала горничной, но получила известь благодаря увлечению магией. И мало кто сомневался, что ее магия действует. Все были уверены, что именно благодаря колдовству Здунк почти 40-летнем возрасте завела 22-летнего любовника. Люди тут же начали свидетельствовать против нее, рассказывая, что как только Барбара пройдет мимо их дома, так у них сразу начинает болеть скот или они сами. Но законов против ведьм в Пруссии уже не существовало. Тамошние власти три года думали, как поступить с Барбарой и от греха подальше решили ее все же казнить, чтобы успокоить население.

В августе 1811 года суд признал Барбару Здунк виновной в поджоге жилых домов, особо отметив, что преступница длительное время занималась магией и чародейством, чем нанесла существенный вред добропорядочным гражданам города Рёссель и его окрестностей. И хотя никаких доказательств поджога, кроме признаний, которые она выкрикивала в своих угрозах, не было, Здунк казнили.

Вероника Зеричина

Николай Бессонов. «На эшафоте»

В Священной Римской империи, 2 апреля 1756 года в Ландсхуте, последний раз казнили ведьму. Эта честь выпала Веронике Зеричине, которую сначала обезглавили, а потом сожгли.

Мария Рената Зингер 

Мария Рената Зингер или Зенгер фон Моссау —  баварская монахиня, казненная за ересь, колдовство, отступничество и сатанизм, одна из последних казненных по этим обвинениям в Германии и Европе.

Мария была посвящена в монастырь Унтер — Целл в Баварии в 1699 году, где она прославилась своим великим благочестием и была назначена младшей настоятельницей в 1740 году. В 1746 году одна из монахинь, Сесилия, страдала судорогами и утверждала, что одержим демонами и полтергейстами . Приступы распространились по монастырю, и вскоре у нескольких монахинь начались истерические приступы. Один из них умер, после чего на Ренату указали как на сатанистку и колдунью. Затем церковь провела экзорцизм в монастыре, во время которого монахини катались по земле и «выли и огрызались, как бешеные кошки». При обыске в комнате Ренаты яды ,были найдены мази и странные одежды . Рената призналась духовнику — бенедиктинцу , что она сатанистка и ведьма; что в 1687 году, в возрасте семи лет, она поклялась сатане; в двенадцать лет стала проституткой, научилась магии и смешиванию ядов; в 1694 г. Мария крестилась на черной мессе; а в 1699 г. и вовсе поступил в монастырь, чтобы поссорить «невест Христовых». Она утверждала, что является опытным химиком , и предпочитала яд Aqua Tofana , разработанный Джулией Тофана в Неаполе .. Она сказала, что раскаивается, но церковь все же признала ее виновной, а затем передала ее светским властям для казни. 

Она была обезглавлена, а затем сожжена в июне 1749 года.  Голову Зингер повесили на высокий шест в качестве средства устрашения, чтобы ее видели все жители города Вюрцбург, а остальное тело сгорело дотла. 

Хелена Кертенс

Хелена Кертенс была среди последних людей, казненных за колдовство в Германии. Ей было 14 лет, когда ее отец взял ее в паломничество к священному месту в Кевеларе. По ее словам, на протяжении всего паломничества ее окружали призраки. Вскоре ее рассказы услышали не те люди.

Когда Кертенс была арестована, она открыто заявила, что Дьявол велел ей совершить серию жертвоприношений для призраков. Ее соседку Агнес Олманс также обвинили в сговоре с дьяволом.

Николай Бессонов. «Костер. Сожжение ведьм в немецком городе»

Хотя Олманс все отрицала, Кертенс рассказала о ее сексуальных связях с дьяволом. Кертенс было 16 лет, когда она и Ольманс были сожжены на костре 19 августа 1738 года.

Катарина Кеплер

Катарина Кеплер, была матерью известного астронома Иоганна Кеплера. Горничная, работавшая в доме Катарины Кеплер, обвинила ее в таинственных действиях в полночь. 

Некоторые обвиняли Катарину Кеплер в том, что она могла вызвать боль одним прикосновением. Старший сын Катарины Кеплер, Кристоф Кеплер обвинил ее в колдовстве. Иоганн Кеплер пришел на помощь своей матери и перевел ее из холодной темной тюрьмы в Гюглингене в тюрьму в Штутгарте.

Иоганн защищал свою мать в суде и использовал научный метод, чтобы разоблачить обвинителей. Кеплер думал, что суд продлится год, но он затянулся на шесть лет, что привязало его к Штутгарту. Великий астроном был вынужден сделать шестилетний перерыв в своей профессиональной карьере. Но спас мать.

Статуя Катарины Кеплер в Гюглингене.

Другие дети Катарины Кеплер отреклись от нее, но Иоганн Кеплер сумел добиться ее оправдания с помощью научных рассуждений. 

Анна Крамер 

Анна Крамер по прозвищу Бадер-Энн была в 1680 году обезглавлена как «ведьма» в Верингенштадте, а затем сожжена. Сохранились ее пыточная рубашка и протокол «суда над ведьмами».

В память о Бадер-Энн в 1994 году в Верингенштадте была установлена ​​ее скульптура

Ребекка Лемп 

Лемп была одной из 32 женщин, осужденных за колдовство после охоты на ведьм в Нордлингене, Германия. Бургомистр Джордж Ферингер возглавлял охоту на ведьм вместе с адвокатами Себастьеном Реттингером и Конрадом Графом. 

У Ребекки было шестеро детей, она была замужем за Питером Лемпе, уважаемом бухгалтере. В апреле 1590 года, когда он был в командировке, она была арестована.  Она написала своему мужу о своей невиновности и была убеждена, что ее освободят.  Лемп пять раз пытали. Суд заставил Лемп написать еще одно письмо Питеру, признавшись, что она ведьма. Он написал в суд и ходатайствовал, чтобы прийти ей на помощь и предстать перед обвинителями. Он отметил свою веру в то, что ее признание было вынужденным, и описал Ребекку как «честную, целомудренную и благочестивую», никогда не «питавшую злых или злых мыслей в ее голове». Он рассказал, что она учила своих детей Библии. 

Но это не помогло. Ребекку снова пытали, а затем сожгли на костре 9 сентября 1590 года.

Анна Морг

Про нее интересно написал Николай Бессонов в своей книге «Суды над колдовством»:

«Но был, предстаньте себе, один удивительный случай, когда немецкая колдунья добилась лёгкой смерти. В 1641 году некая Анна Морг сумела расположить к себе судей и изменить приговор. Эта история лишний раз доказывает, какие незаурядные натуры уничтожались в эпоху всеобщего помрачения умов.

Я уверен, в Анне погиб талант актрисы и режиссёра. Ею был задуман целый спектакль, в котором, повинуясь общему замыслу, будут действовать палач, судьи, досужие зрители и конечно же она сама. Итак: войдя в камеру, палач оторопел. Перед ним распростёрлось тело с окровавленным горлом. В руке узницы был нож. После первого шока палач догадался, что дьявол доставил своей верной подружке орудие самоубийства. Праздник справедливого возмездия пошёл насмарку — толпа лишилась захватывающего зрелища.

Но делать нечего. Тело грешницы выволокли из башни и бросили на брёвна. Вот уже затрещал хворост, потянуло гарью. Огонь всё ближе подбирался к ведьме, как вдруг… мёртвая воскликнула: «Иисус, Мария!» Удивлённые люди вытянули колдунью из костра. Анне хватило хладнокровия дважды полоснуть себе по горлу, но сделать это так, чтобы грозные с виду раны не являлись опасными для жизни. Теперь предстояло развить успех. Женщина поведала трогательную историю. Она, дескать, уже была мертва, но святая Дева Мария совершила чудо, вернув её в этот мир, чтобы она могла откровенной исповедью отвести от себя вечное проклятие. Откуда особая благосклонность матери Христа? Оказывается, в тюрьме Анна каждый день молилась ей, и воскресение из мёртвых показывает, что молитвы были услышаны. В честь случившегося чуда суд пересмотрел суровый приговор. Вместо сожжения Анне Морг отсекли голову мечом».

Семья Паппенгеймеров

Семья Паппенгеймеров зарабатывала на жизнь попрошайничеством и случайными заработками в Баварии. Им также приходилось много передвигаться, что делало их подозрительными. В 1600 году был арестован вор, обвинивший всю семью Паппенгеймеров в колдовстве и убийстве. Возможно, он пытался спасти собственную шкуру или просто не любил их. В любом случае Паппенгеймеры были немедленно арестованы и заключены в тюрьму. Власти пытали их, пока они признались в колдовстве. Пишут, что их казнь была невыразимо ужасной и включала в себя расчленение и сломанные конечности. Тысячи людей с радостью наблюдали, как вместе с родителями заживо сгорел их 10-летний сын.

Анна Мария Розенталь

Гравюра «Поиск ведьминых отметин на теле женщины».

16 февраля 1728 года в Вюртемберге перед судом предстала заподозренная в сношениях с дьяволом Анна Мария Розенталь. Обвинение основывалось на довольно реальных слухах о том, что Розенталь была неоднократно беременна, но каждый раз ее родившийся ребенок исчезал. Правда, исчезали и дети ее соседей, но те хотя бы успевали рождаться.

Судя по периодически находившимся останкам, дети использовались в каких-то ритуальных жертвоприношениях. В ходе допросов Розенталь рассказала, что тринадцать лет тому назад вышла замуж в Фельмеде за Антона Нагеля и родила шесть живых детей, из которых четверо уже умерло. Ее муж и его мать рождавшихся детей всегда «разрывали по кускам и куски разбрасывали по земле, чтобы их души погибли». Теперь так же точно ее муж, который шатается по стране, приходит к ней невидимым и побуждает ее отдать ему ребенка для той же цели некрещеным.

Суд более полугода разбирался в хитросплетениях связи Анны Марии Розенталь с дьяволом и наконец 20 сентября 1728 года объявил свой вердикт:

«Мы, нижеподписавшиеся, строго обсудив обстоятельства дела обвиняемой Анны-Марии Розенталь, подтверждаем как заключение уголовного обвинителя со стороны курфюрстского фиска, так и инквизицию, своевременно нам доставленную. Посему считаем справедливым, чтобы обвиняемая Анна-Мария Розенталь за свое глубоко греховное дьявольское поведение, в котором она созналась, подверглась совершенно заслуженному ею наказанию — отрублению головы и последующему сожжению ее тела, на страх и пример другим».

Подробнее в посте «Ведьма Розенталь»

Элизабет Струпп

Скульптура, установленная перед Мариенкирхе в Гельнхаузене к 400-летию судебного преследования Элизабет Струпп. Это один из пяти памятников жертвам гельнхаузенской охоты на ведьм.

3 августа 1599 года в немецком городе Гельнхаузен была казнена Элизабет Струпп как ведьма.

Вдове протестантского пастора, Струпп  было, вероятно, за шестьдесят, когда предыдущая обвиняемая ведьма, некая Барбара Шерер, назвала ее имя следователям в Hexenprozesse.

Иллюстрация шабаша ведьм из Швейцарского национального музея .

Обычная смесь сплетен и клеветы затем превратилась в юридические атрибуты, достаточные для казни. Женщина, у которой случился выкидыш после того, как Струпп погладил ее по животу. Служанка, с которой они обменялись несколькими ругательствами. Пара горожан, получивших случайные травмы, которые они приписали влиянию Элизабет Струпп. То, что Элизабет была вдовой пастора принесло ей только «привилегию» обезглавания перед сожжением.

Элизабет Струпп — самая известная ведьма, за которой охотились в Гельнхаузене, отчасти благодаря романтическому роману начала ХХ века Генриха Ципфа, в котором она названа «Мария» и в значительной степени беллетризована ее история. 

Вальпурга Хаусманнн

В XVI веке в Германии Вальпурга Хаусманн работала акушеркой. В 1587 году ее не обвинили в колдовстве. После ареста бедную женщину, как положено, подвергли, пыткам. Она не захотела терпеть боль и начала признаваться во всех мыслимых и немыслимых грехах. Надо полагать, что Хаусманн решила, что, если уж помирать, так с музыкой. И принялась рассказывать такие вещи, что судьи выпучили глаза от изумления, а писец не успевал записывать ее показания.

Вальпурга призналась, что в еще 1556 году, сразу после смерти ее мужа, она соблазнила человека по имени Бис-им-Пфаффорф и пригласила его в свой дом. Они страстно предавались соитию, когда она обнаружила, что в постели с ней не человек, а демон. Женщина заметила, как на одной из его ног выросло копыто. Испугавшись, Вальпурга назвала имя Иисуса, из-за чего демон исчез. Однако воспоминания о незабываемом сексе, не давали ей покоя. После некоторых душевных мук, она не выдержала и через неделю вновь переспала с Бисом. Он предложил избавить ее от бедности, но, но сказал, что для этого ей надо будет подписать договор. Она согласилась. Бис отвел ее к Люциферу, а там нанес рану на ее плече и заставил ее подписать договор своей кровью. Так Вальпурга продала свою душу дьяволу.

После этого Вальпурга начала убивать. Она призналась в убийстве 41 новорожденного и двух матерей в родах. При этом демон-любовник коварно обманул ее на счет богатства. Когда ее арестовали, она жила в нищете. Тем не менее суд постановил не только казнить акушерку, но и конфисковать ее скудное имущество.

20 сентября 1587 года Хаусманн посадили в корзину и повезли на казнь. Процессия пять раз останавливалась на улицах Дилинена, чтобы подвергнуть ведьму пытке. На первой остановке палачи разорвали Вальпурге левую грудь и раскаленным железом обожгли ей правую руку. На второй — разорвали правую грудь. На третьей — обожгли левую руку. На четвертой – отрубили левую руку. На пятой – отрубили правую руку. Только после этого ее привезли на лобное место, где сожгли. Пепел Вальпургии развеяли над рекой, чтобы памяти о ней не осталось.

Катарина Хенот

Катерина Хэнот на Кёльнской ратуше. 

Первую немецкую женщину-почтмейстера судили за колдовство в Кельне в 1627 году. Посреди одной из холодных кельнских зим монахиня из местного монастыря обвинила Катарину в том, что она была причиной болезней и смертей серди монашек, и архиепископ арестовал Хенот на основании подозрений монахини. Во время тюремного заключения Хенот подверглась пыткам, но ни в чем не призналась.

Николай Бессонов. «Узница. Германские оковы»

Несмотря на попытки ее брата доказать ее невиновность, в мае ее приговорили к сожжению заживо. Ее реабилитировали только 28 июня 2012 года, когда муниципальный совет Кельна восстановил честное имя Хенот, а также других жертв кельнского суда над ведьмами, поскольку они посчитали, что экзекуции были результатом политических заговоров.

Мария Холль

Пытки ведьм стали олицетворением жестокости и изощренности экзекуторов. Свидетельство тому – множество хитроумных приспособлений, придуманных, чтобы сделать им больней. Даже одну пытку выдерживали, чтобы не признаться во всех мыслимых и немыслимых грехах, выдерживали немногие. Три пытки – это уже считалось много. А рекордсменом по стойкости с большой вероятностью можно признать Марию Холль из Нордлингена. Она за пять месяцев перенесла шестьдесят две пытки!

Мария Холл была дочерью судебного пристава.  Она вышла замуж за Майкла Холла в 1586 году и вместе с ним она переехала в Нёрдлинген. Там супруги открыли трактир «Die Goldene Krone» на Вайнмаркт.

Фонтан Марии Холл на Нёрдлингер Вайнмаркт

В Нёрдлингене Марию Холл обвинили в предполагаемом колдовстве из-за зависти из-за ее хорошо налаженного хозяйства. Мария Марб, которую также обвиняли в колдовстве, под пытками обвинила в колдовстве нескольких женщин, в том числе Барбару Лирхаймер и Марию Холл. Мария была первой из обвиняемых женщин, переживших пытки. Всего ее пытали 62 раза.  Но никакая жестокость не заставила ее признаться в союзе с дьяволом. Многие горожане встали на защиту Марии. 11 октября 1594 года она была оправдана по обвинению в колдовстве. Ее дело было одним из последних процессов над ведьмами в Нёрдлингене . Мария Холл пережила всех своих мучителей и трижды была замужем.

Николай Бессонов. «Допрос. Дыба в немецком застенке»

Про нее интересно написал Николай Бессонов в своей книге «Суды над колдовством»:

«Колдуньи терпели череду мук, опровергая любые мыслимые границы того, что может вынести живой человек. Хозяйка трактира «Корона» из Нордлингена Мария Холль могла бы называться самой выносливой женщиной всех времен и народов. Палачи ее города знали толк в своем ремесле. Десятки ведьм признались, побывав в их руках. Но на Марии цепь сожжений прервалась. С момента ареста проходил месяц за месяцем, а колдунья и не думала признаваться. Ее пытают десять раз, потом двадцать. В коротких промежутках между допросами она лежит в вонючем каземате.

Николай Бессонов. «Обморок»

Палачи изощряются в жестокости, но Мария не согласна уступить. Тридцать пыток. Сорок. Пятьдесят. Следствие идет уже пятый месяц… Возникает смутное брожение; в вине узницы сомневаются все сильнее. Магистрат остановился, когда число перенесенных Марией пыток достигло пятидесяти шести! С февраля 1 года ее перестали мучить — но и выпускать на волю не собирались. Совет Нордлингена решил сгноить упрямицу в тюрьме. Между тем слухи о ее упорстве уже распространились по всей округе. Из города, где Мария выросла, норддингенский магистрат получил письменное заявление. В нем было сказано, что Мария родом из порядочной семьи, воспитана в страхе Божьем и ее следует выпустить, дабы она могла вернуться к своему супругу. Под давлением горожан и некоторых священников героиню освободили из заточения ровно через год после окончания пыток. Но она должна была дать клятву, что никогда не выйдет за стены своего дома».

Барбара Шварц

Картина Николая Бессонова: Барбара Шварц

Николай Бессонов. «Барбара Шварц». (2001)

Про нее интересно написал Николай Бессонов в своей книге «Суды над колдовством»:

«На фоне всего сказанного, редким исключением выглядит побег отважной Барбары Шварц. Эта женщина обладала твердокаменным упорством. Схваченная по ложному доносу, она была отвезена в «чародейский дом» Цейля, который я уже упоминал. Сосед, с которым Барбара была в ссоре, обвинил её в колдовстве, но не привёл никаких деталей. В тюрьме узницу держали в цепях. Восемь раз её таскали на допросы с пристрастием. Женщина упрямо отказывалась признать свою вину. Палачи дробили ей пальцы в тисках, зажимали ноги в «испанский сапог», покрыли тело рубцами от бичевания. Ничего не помогало. Узница думала не о признании, а о свободе. Ей вспоминался родной дом. Ради того, чтобы вернуться туда, она готова была вынести адские муки. Кормили узницу плохо. Она едва не умерла на хлебе и воде. Но, несмотря на то что силы таяли, Барбара готовила побег, тайком подпиливая свои цепи. Как ей это удалось, бог весть — но спустя три года с начала заточения узница избавилась от кандалов и сбежала из тюрьмы. Её путь лежал в родной Бамберг. Увы, трудно было найти худшее место для укрытия. Муж вовсе не обрадовался возвращению чародейки жены. Стоило ей объявиться в доме, как завсегдатаи таверны перестали посещать «опасное место». Наконец за Барбарой снова пришли. Смелая, но наивная женщина стала жертвой низкого предательства. Арест свершился по настоянию Ганса Шварца, который не желал больше терпеть убытки».

Анна Швегелин 

Короли лучше церковников понимали, что «охота на ведьм» не красит людей. Так в Пруссии король Фридрих I (1688-1713) заметно сократил количество ведовских процессов. А в 1714 г. его преемник, Фридрих Вильгельм I (1713-1740), выпустил эдикт, которым повелевал отныне направлять на его личное утверждение все приговоры по делам о ведьмах. Это существенно ограничило права охотников за ведьмами, и вскоре в Пруссии перестали полыхать костры. Но совсем «охота на ведьм» не прекратилась.

На немецкой земле последний смертный приговор по делу о ведьмовстве был вынесен верховным судом Кемптенского аббатства (в 50 км к северо-востоку от Боденского озера). Жертвой его стала служанка Анна Мария Швегелин (Anna Maria Schwegelin) Под суровым натиском обвинителей полуголодная и явно помешавшаяся женщина призналась в том, что на протяжении многих ночей она отдавалась Дьяволу. Приговор был вынесен 30 марта 1775 года. Казнь на костре тогда уже считалась не гуманной, поэтому Анну осудили на «смерть от меча». Он был скреплен высочайшим согласием аббата, добавившего к нему примечание: «Да свершится торжество справедливости».

Фонтан, открытый в 2002 году в память о судебном процессе над ведьмой, был назван в честь Анны Марии Швегелин

Однако этот приговор так и не был приведен в исполнение. Анна скончалась в тюрьме аббатства Кемптена в 1781 году.

Анна Эберлер

Допрос Анны Эберлер в Германии. Ее обвинили в колдовстве и казнили в 1669 году. Жизнь и смерть Анны послужили поводом для выпуска особой реляции — в те времена отчёты о казнях печатали в назидание народу.

Ниже рисунков помешен текст, извещающий, что «высокочтимый совет права» повелел трижды прихватить ведьму раскалёнными щипцами.

Когда Анну повозке везли на казнь, ее руки были раскинуты в стороны и накрепко прикручены верёвками к поручням. Пока ей не завязали глаза, она, не отрываясь, с ужасом смотрела на стоящую в ногах жаровню с раскалёнными углями. Из жаровни торчали длинные рукояти железных щипцов, которыми ее следовало «прихватить»

Статья по теме «За что казнили ведьм»

*Использованы тексты из Википедии и других интернетресурсов.

Оставьте отзыв