ТЮРЬМЫ ФРАНЦИИ. ЧАСТЬ 9
ФОТОРЕЙТИНГ «ТЮРЬМА БРЕСТА»
(BREST PRISON)
По версии Олега Логинова
Тюрьма в Бресте была пенитенциарным учреждением в период с 1749 до 1858 год. Главное здание тюрьмы, построенное Антуаном Шоке де Линду с 1750 по 1751 год, возвышалось над портом на высоте 254 метра на месте нынешнего бульвара Жан-Мулен, на левом берегу Пенфельда.
Выход из брестской тюрьмы утром
Это была вторая тюрьма во Франции после Тулона, она могла вместить до 3700 осужденных и приняла почти 60 000 осужденных за столетие, треть из которых умерла в заключении.
Жюль Ноэль: «Порка сужденного в Брестской тюрьме»
Именно здесь была испытана «корректирующая технология личности», если использовать выражение Мишеля Фуко. Воров и убийц заставляли соблюдать полную дисциплину. Работа должна была вернуть преступников на правильный путь.
Гравюра Пьера Закконе. «Наказание поркой просмоленной веревкой в тюрьме Бреста»
На территорию тюрьмы допускались посетители, что должно было иметь просветительскую роль. Уберечь посетителей от совершения ошибок, которые могли привести их в эту тюрьму уже в качестве узников. Так что исправительная колония была объектом «тюремного туризма».
Ночью осужденных привязывали за ноги на этой койке.
Эта корректирующая философия быстро достигла своих пределов. Франсуа Видок в своих мемуарах описывает это заведение прежде всего как место разложения душ, а не как место реабилитации. Чтобы не терпеть оскорблений или унижений со стороны своих сокамерников, вновь прибывшие быстро предаются богохульству и бесчинствам, в том числе и с представителями духовенства. Социальное давление тюремного общества подталкивает заключенных к «извращениям», поначалу внешнему поведению, но постепенно изменяющему фон личности.
Жюль Ноэль. «Осужденные Брестской колонии: казнь в исправительной колонии» (рисунок 1844 года)
Видок пришел к выводу, что там, где пребывание в течение нескольких месяцев могло эффективно «исправить души» правонарушителей, через пять или десять лет осужденные выходят полностью испорченными и сохраняют в своей новой жизни пороки, которыми они заразились в тюрьме.
Наблюдения Видока, безусловно, представляют большой интерес. А сам он стал самым известным узником Брестской колонии из 60 тысяч осужденных, прошедших через нее.
Эжен-Франсуа Видок, сын пекаря из Арраса, был приговорен 27 декабря 1796 года уголовным судом Дуэ к восьми годам каторжных работ за «подделку публичных и подлинных произведений». Заключенный в тюрьму Бицетер, он включен в цепь, отправляющуюся в тюрьму Бреста. Во время поездки он предпринял первую неудачную попытку побега в лесу Компьень. Вторая попытка состоялась по прибытии на склад Понтанезен. Выскакивая из периметра стены, Видок растянул обе лодыжки и угодил в ловушку. После перевода в тюрьму ему удалось всего через восемь дней после прибытия найти матросское снаряжение, которое он надел на стройке. Переодетый таким образом, он убежал из арсенала и покинул Брест. Вновь пойманный год спустя, он был депортирован в тюрьму Тулона, из которой ему также удалось сбежать. Очень хороший знаток бандитских кругов, он поступил в полицию в качестве информатора, затем стал начальником бригады безопасности — полицейской службы с неортодоксальными методами, специализирующейся на проникновении, с исключительными результатами, даже если иногда и спорными. В конце жизни он основал первое частное детективное агентство .
*Использованы тексты из Википедии и других интернетресурсов.