ФОТОРЕЙТИНГ «ВЕДЬМЫ ШОТЛАНДИИ»
(WITCHES OF SCOTLAND).
По версии Олега Логинова
Первым крупным судебным процессом в соответствии с новым законом о колдовстве 1563 года были судебные процессы над ведьмами в Северном Бервике, начавшиеся в 1590 году, в которых король Яков VI сыграл важную роль в качестве «жертвы» и следователя. Он заинтересовался колдовством и опубликовал защиту охоты на ведьм в Daemonologie в 1597 году, но, похоже, он становился все более скептичным и в конечном итоге предпринял шаги, чтобы ограничить судебное преследование.
Мания преследования ведовства, вдохновленная опубликованной в 1597 году «Демонологией» короля Якова, захлестнула Абердин, где в результате сожгли 24 человека, как мужчин, так и женщин. Обвинения охватывали весь спектр ведовских занятий: танцы с дьяволом вокруг городского креста, использование лигатуры с целью заставить мужей изменять женам, порча молока, падеж скота или приворот при помощи гнутого пенни, завернутого в сукно вместе с кусочком красного воска.
Массовая казнь ведьм в Шотландии. 1659 год.
В Шотландии преследования ведьм достигли своего апогея в шестидесятых годах XVII века. В 1662 году здесь было сожжено 150 женщин. Один путешественник рассказывал, что ему пришлось в 1664 году по дороге в Лит видеть костер, на котором горели сразу девять женщин. В том же городе в 1678 году в один день сожгли девять ведьм. Очевидец рассказывает, как однажды несколько женщин, на которых уже горели волосы и одежда, вырвались с пронзительными воплями из огня, несколько мгновений с отчаянной энергией пробивались между зрителями прочь от костра, но вскоре упали на землю в предсмертных судорогах.
По оценкам, от 4000 до 6000 человек, в основном из Шотландской низменности , были осуждены за колдовство в этот период, что намного выше, чем в соседней Англии. В 1590–91, 1597, 1628–31, 1649–50 и 1661–62 годах были крупные серии судебных процессов . Семьдесят пять процентов обвиняемых были женщинами. По современным оценкам, было казнено более 1500 человек; большинство из них были задушены, а затем сожжены.
Лилиас Ади.
Воссозданная внешность Лилиас Ади по ее черепу.
Лилиас Ади, она жила в шотландской деревушке Торриберн, затерявшейся среди вересковых пустошей на берегу Северного моря. Ей было за 60, она очень плохо видела, была простой крестьянкой, чьей-то матерью и бабушкой.
В 1704 году ее обвинили в том, что она насылает заклятья на всю округу и, что еще хуже, регулярно имеет плотские сношения с самим Сатаной. Для шотландских пресвитериан, в принципе имевших отвращение к любому сексу, это было худшим из преступлений (хуже было только родиться англичанином). После череды допросов Лилиас во всем созналась. Довольно очевидно, что несчастную бабку пытали. После признания Ади совершила самоубийство в своей камере, но ее тело все равно сожгли на костре.
После сожжения ее останки похоронили под полутонной плитой на берегу моря. Причем похоронили так, что могила располагалась прямо на линии прибоя и регулярно затапливалась. Не принадлежащая ни одной стихии, ни суше, ни морю, ее душа была обречена скитаться до конца времен.
Примечательно, что это — единственная подлинная могила ведьмы, существующая в Шотландии.
В годовщину смерти Лилиас, 31 августа 2019 года, спустя ровно 315 лет со дня ее гибели, местные жители и представители власти провели поминальную службу по оклеветанной женщине.
Ведьмы из Северного Бервика
Заместителя шерифа из Транента, небольшого городка вблизи Эдинбурга в Северном Бервике, Дэвида Ситона в 1590 году заинтересовали подозрительные ночные передвижения его молоденькой служанки Джилли Дункан.
Джилли прославилась в округе своим удивительным целительством. Она излечивала «всех, кого беспокоила какая-либо болезнь или немочь». Ситону ее искусство показалось неестественным, или дьявольским; поэтому, чтобы подтвердить ее связь с сатаной, он пытал ее затянутой вокруг головы веревкой и тисками для пальцев, после чего обыскал на предмет печати дьявола, которая, по его мнению, обнаружилась на горле девушки. Под пытками служанка поведала ему «обо всех соблазнах и обольщениях, которым подвергал ее дьявол».
Заместитель шерифа передал ее властям, которые заставили девушку назвать имена сообщников. Среди «неисчислимого» количества обитателей Эдинбурга и Лифа, на кого она указала, особенно выделялись пожилая образованная женщина Агнес Сэмпсон и доктор Джон Фиан, школьный учитель из Солтпенза
Из этого родилось целое дело ведьм из Северного Бервика, которое тянулось два года и закончилось казнью трех женщин.
Ведьмы перед королем Яковом
Впрочем, не все в этом деле проходило гладко. Барбару Напье, приходившуюся невесткой лэрду Карсхогилла, обвинили в сообщничестве с Агнес Сэмпсон и Ричардом Грэмом, о котором шла слава злого колдуна, с целью уничтожить короля при помощи воскового изображения… а также в затоплении судна между Лифом и Кингхорном, в результате чего погибли 60 человек. Выслушав эти обвинения, присяжные выездной сессии суда отказались рассматривать дело. Их решение привело короля Якова в такую ярость, что он потребовал нового созыва суда и велел удушить Барбару Напье и сжечь, а ее имущество конфисковать в пользу короны. Присяжных, проголосовавших за оправдание обвиняемой, судили за «умышленную ошибку, допущенную во время заседания суда, которая заключалась в вынесении оправдательного приговора ведьме». Именно тогда король Яков произнес свою речь в Толбуте. Однако миссис Напье попросила отсрочки приведения приговора в исполнение, сославшись на свою беременность, а по прошествии некоторого времени, «видя, что никто не настаивает на дальнейших действиях против нее, женщину освободили».
Марта Лэнг и Катерина Кэпэмбелл
Николай Бессонов. «Виселица в Шотландии» (Казнь Марты Лэнг и Катерины Кэпэмбелл). ( 2001)
Очень интересная история про шотландских ведьм описана в книге Николая Бессонова «Суды над колдовством». При чем не только им описана, но еще и снабжена собственной иллюстрацией. Поскольку лучше Николая Бессонова пересказать ее не получится, то лучше процитировать его:
«В Шотландии в 1697 году казнили трёх колдунов и четырех ведьм. Произошло это по пустячной причине. Одиннадцатилетняя дочь помещика Кристина Шоу слишком близко приняла к сердцу перебранку с прислугой. Однажды девочка увидела, как служанка ворует молоко, и пригрозила, что всем об этом расскажет. Вместо того чтобы повиниться, Катерина Кэпмбелл, стройная девушка, обладавшая «гордым и язвительным» нравом, пожелала, чтобы дьявол унёс душу доносчицы в ад! Ох, не стоило ей распускать язык… Обиженная девочка стала делать вид, будто её околдовали. К этой роли она неплохо подготовилась и, по-видимому, нашла себе сообщника, который помог сделать обман убедительным. В стене рядом с кроватью была проверчена дырка. Через это отверстие дочка помещика могла, по мере надобности, получать щепки, булавки, солому и яичную скорлупу. Корчась в конвульсиях, Кристина ловко брала этот мусор и притворялась, что извергает его наружу в приступах рвоты. К несчастью, дырка в стене была загорожена кроватью. Её обнаружили только много лет спустя. Между прочим, даже судьи с удивлением отмечали, что посланные ведьмами предметы выходили изо рта девочки «такими сухими, что, казалось, они появляются не из желудка». Тем не менее мошенница всё рассчитала правильно. Судьи и доктора купились на обман. Ведь девочка так убедительно бранилась с призраками мучающих её ведьм! Помимо молодой служанки Кристина обвинила старуху Найсмит, а потом настолько втянулась в зловещую игру, что назвала 21 фамилию, не пощадив ни родную бабушку, ни двоюродных братьев (один из этих мальчиков был позже казнён). В процесс были втянуты и две особы благородного сословия: Маргарет Лэнг и её семнадцатилетняя дочь Марта. Обе дворянки могли бежать из города, но опрометчиво решили защищаться. Они явились на очную ставку с маленькой мошенницей.
— Пусть боятся те, кому есть чего бояться. Я не стану убегать, — презрительно бросила Маргарет.
В итоге обе дворянки — мать и дочь — были приговорены к смерти заодно со старухой Найсмит и заносчивой служанкой Катериной Кэпмбелл. Осуждённых вздёрнули на виселицу, а потом так поспешно бросили в пламя, что некоторые из них, похоже, вынесли двойную казнь. То есть, не успев задохнуться, попали в костер живыми. Как только тела осужденных обратились в пепел, припадки помещичьей дочки прекратились. И немудрено. Кристина Шоу добилась своей цели — отмщение состоялось».
Ведьмы из Коммкры
Николай Бессонов. «Шотландская охота на ведьм». (2001)
Интересная история про аресты шотландских ведьм описана в книге Николая Бессонова «Суды над колдовством»:
«Один из самых жестоких в Шотландии арестов произошёл в Коммере в 1632 году. Александр Чисхольм при помощи нескольких добровольцев заключил нескольких мужчин и женщин в своём доме. Женщин начали тут же зверски пытать. Их подвешивали за большие пальцы рук и подносили огонь к голым пяткам. Им не давали спать. Участником этих деяний был и местный священник.
Затем схваченных взвалили поперёк лошадиных спин, стянули верёвками шею с ногами и повезли в тюрьму. Там под новыми пытками одна сошла с ума, другая была замучена насмерть, а остальные признали всё, что у них пожелали спросить».
Ведьмы Пейсли
10 июня 1697 года в Пейсли, Ренфрушир, Гэллоу-Грин были казнены путем удушения и последующего сожжения шесть «ведьм». Они известны как ведьмы Пейсли, ведьмы Ренфрушира или ведьмы Баргаррана, и иногда их называют последними массово казненными ведьмами в Западной Европе.
Из них наиболее известны Агнес Нейсмит, пожилая женщина с колдовской репутацией, и ее служанка Кэтрин Кэмпбелл.
Кэтрин Кэмпбелл отчаянно вырывалась из рук конвоиров на всем пути до костра и осыпала всех присутствующих проклятиями. Легенда гласит, что проклятие Кэмпбелл скрывается за любой гражданской неудачей, которую Пейсли пережил на протяжении многих лет, например, за катастрофой на канале Пейсли в 1810 году.
Подкова, поставленная над могилой озлобленной колдуньи, чтобы отпугнуть несчастье, была утеряна в 1960-х годах; в 2008 году на ее месте на пересечении улиц Максвеллтон и Сент-Джордж была установлена латунная табличка в виде подковы. На ней надпись, обращенная ко всем ведьмам Ренфрушира: «Причиненная боль, перенесенные страдания, совершенная несправедливость».
Агнес Сэмпсон
Джеймс лично допрашивает ведьм.
В 1590 году у берегов Шотландии разыгрался страшный шторм. Штормы в этих местах были делом обычным, но в тот раз буря потрепала корабль принцессы Анны — невесты шотландского короля Иакова IV. Судно уцелело только чудом, и всей флотилии пришлось остановиться в Норвегии, чтобы переждать непогоду. Бури затянулись надолго, и король лично отправился встречать будущую жену и смог добраться до нее. Но когда королевская чета попыталась прорваться морем в Шотландию, буря налетела снова.
После долгого изнурительного путешествия чета все-таки добралась до места. Суеверный король был уверен: обрушившаяся на их корабли буря — не просто разыгравшаяся стихия, а самое настоящее колдовство. Так в Шотландии началась охота на ведьм.
Одной из первых в канун Дня всех святых в 1590 году обвинили повитуху из графства Ист-Лотиан Агнес Сэмпсон. Ей приписывали колдовство и посещение шабашей, где присутствовал сам Сатана. Говорили, что именно Сатана приказал Агнес и другим ведьмам вызвать бурю, чтобы погубить королеву Анну.
Агнес Сэмпсон допрашивал в замке Холируд сам король Яков Стюарт. «Она твердо отрицала все предъявленные ей обвинения». Тогда Агнес «обрили во всех частях тела», подвергли грубому обыску и нашли печать дьявола в половом органе. Чтобы вырвать признание у Агнес, палачи надели на нее железное приспособление, называемое «ведьминой уздой», изобретенное в Шотландии. Оно представляло собой металлический инструмент из четырех острых шипов, которые вталкивались в рот таким образом, что два из них давили на язык, а еще два распирали щеки.
Каменная церковь Сент-Эндрюс-Кирк, расположенная вдоль шотландского побережья, была местом, где ведьмы Северного Бервика держали свой шабаш.
Женщина не выдержала мучений, она и рассказала страшную историю. Будто бы в канун Дня Всех Святых она и еще 90 женщин и 6 мужчин, напившись вина, вели в лодки которое у них было во фляжках, они сели в сита и поплыли в Северный Бервик. Там они высадились на берег и стали танцевать рил, а Джилли Дункан играла им на еврейской арфе. Во время танца мужчины кружились «девять раз против часовой стрелки, а женщины шесть раз». Тамошняя церковь была освещена черными свечами, а дьявол в человеческом обличье велел «целовать ему ягодицы в знак покорности и взгромоздил свой зад на церковную кафедру, к которой все подходили и целовали его, как было приказано». Потом они стали договариваться причинить вред королю, вызвав для этой цели шторм, который должен был потопить его корабль, когда он отправится в Данию.
Ведьмы Северного Бервика
Для того, чтобы вызвать страшную бурю на море, Агнес, с ее слов, окрестила кошку, привязала к каждой ее лапе по человеческой конечности и бросила все это в море.
После этого ее увезли в Кастелхилл и казнили. Правда перед тем, как сжечь Сэмпсон у столба, ее милостиво удушили.
Ходили слухи, что после казни ее призрак видели в залах Холирудского дворца. При этом бытовало убеждение, что тот, кто увидит его, непременно утонет.
Дженет Уишарт
Старую Дженет Уишарт из обвинили в том, что она наложила заклятие (cantrip) на Александра Томсона, отчего его то била дрожь, то прошибал пот. Сходным образом ее колдовство стало причиной смерти и Эндрю Уэбстера. Другие также умирали от ее дурного глаза. Она вызывала бури, бросая в воздух горячие уголья; насылала дурные сны; а также расчленила висевший на виселице труп. Ее и еще одну ведьму сожгли, что обошлось в 11 фунтов и 10 шиллингов, которые пошли в уплату за «торф, бочонки дегтя и уголь», а также на оплату услуг палача.
Джанет Форсайт
Шотландка Джанет Форсайт обладала даром предсказывать погоду. Однажды утром в 1627 году она после предчувствия она умоляла своего возлюбленного Бенджамина Гарриоха не выходить в море. Однако рыбак отправился, несмотря на ее предупреждение. Спустился густой туман, и все пропало. Джанет заклеймили ведьмой, и она проводила дни во все большей изоляции.
Спустя годы у Вестрея было замечено попавшее в беду судно. Островитяне ждали, когда корабль разобьется, чтобы разграбить то, что от него останется. Поэтому Джанет отправилась в одиночку на своей утлой лодочке в шторм, чтобы помочь пострадавшему судну. И смогла благополучно провести его к убежищу залива Пироволл. Этот подвиг решил ее судьбу. Неужто ни одна женщина не смогла бы выстоять в такой буре и выйти из нее невредимой? Должно быть, это дело колдовства!
11 ноября 1629 года Джанет Форсайт предстала перед судом в Керкуолле. Ее признали виновной в колдовстве и приговорили к смертной казни. Когда приговор был зачитан, Джанет посмотрела на собравшуюся толпу. Взгляд ее упал на Бенджамина Гарриоха, стоящего в военно-морском мундире. Он не потерялся в море, как опасались, а вместо этого был насильно отправлен во флот. Увидев свою потерянную любовь, она якобы закричала: «Спаси меня, Бен!» прежде чем ее вытащили из суда и отправили в темницу в соборе Святого Магнуса, Киркволл.
Но по легенде, в день казни, тюремная камера, в которой ее держали, оказалась пуста. Ее возлюбленный помог ей сбежать.
Шотландка Джанет Хорн (Janet Horne) была последней, кто был юридически казнен за колдовство на Британских островах.
Хорн и ее дочь были арестованы в Дорнох в Сазерленде и заключены в тюрьму по обвинению в ведьмовстве. У Хорн были признаки старости, а у ее дочери были деформации рук и ног. В 1727 году соседи обвинили Хорн в том, что она использовала свою дочь в качестве пони, чтобы ехать к дьяволу, где она обнимала его.
Процесс был проведен очень быстро. Капитан Дэвид Росс, заместитель шерифа Сазерленда, приговорил их к сожжению на костре по закону о колдовстве на Британских островах.
Ведьмин камень, отмечающий место казни Джанет Хорн.
Дочь сумела сбежать, но Джанет была раздета, намазана смолой, в таком виде прошла через Дорнох в бочке к месту казни, а там сожгли заживо. Через девять лет после ее смерти в Шотландии были отменены колдовские акты.
*Использованы тексты из Википедии и других интернетресурсов.