КРИМИНАЛЬНО-БАТАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА В КАРТИНКАХ. Часть 14
По версии Олега Логинова.
ИЗГНАНИЕ КАМИЛЛА ИЗ РИМА
(THE EXPULSION OF CAMILLUS FROM ROME)
Д. Гирландайо. «Неистовый Камилл». Деталь фрески в Палаццо Веккьо, Флоренция
Марк Фурий Камилл (Marcus Furius Camillus) — римский государственный и военный деятель. 6 раз был военным трибуном с консульской властью (401, 398, 394, 386, 384 и 381 годы до н. э.), 5 раз назначался диктатором (396, 390, 389, 368 и 367 годы до н. э.), 4 раза удостаивался триумфа, трижды был интеррексом. За изгнание галлов получил титул «второго основателя Рима». Будучи патрицием, в борьбе патрициев и плебеев последовательно занимал сторону патрициев.
Камилл захватывает Веи
В 396 году до н. э. Камилл с помощью подкопа захватил этрусский город Вейи, который другие римские полководцы осаждали 10 лет.
ПЛУТАРХ О КАМИЛЛЕ
В принципе, все что пишут о Камилле, является пересказом Плутарха. Поэтому будет проще и правильнее обратиться к первоисточнику. Далее приводятся цитаты из книги Плутарха. «Сравнительные жизнеописания» в переводе С.П. Маркиша:
Ф. Сальвиати. «Триумф Марка Фурия Камилла». (1545)
«И тут Камилл, которого то ли величие его подвига – ведь он захватил соперничавший с Римом город на десятый год осады! – то ли похвалы его счастью преисполнили высокомерия и спеси, совершенно нетерпимых в носителе законной гражданской власти, с чрезмерною пышностью справил свой триумф, а самое главное – проехал по Риму в колеснице, заложенной четверкою белых коней. Ни один полководец, ни до ни после него, этого не делал, ибо такую упряжку считают святынею, отданною во владение царю и родителю богов. Это вызвало недовольство сограждан, не привыкших терпеть гордыню и пренебрежение».
Щедрость римских женщин
«Выступая к Вейям, Камилл дал обет, в случае, если он захватит город, посвятить в дар богу десятину всей добычи. Но когда Вейи были взяты и разграблены, он, то ли не решившись докучать согражданам, то ли под бременем повседневных забот просто запамятовав о своем обете, оставил все богатства у их новых владельцев. Впоследствии, однако, когда срок его полномочий уже истек, он донес об этом случае сенату, и в то же время жрецы объявили, что жертвы возвещают гнев богов, требующий умилостивительных и благодарственных обрядов».
Картина Николя-Ги Брене Френча. «Набожность и щедрость римских женщин». (1785)
«Сенат постановил не учинять передела добычи, – что было бы затруднительно, – но все, получившие свою долю, обязывались сами, под присягою, вернуть десятую часть в распоряжение государства, и для воинов-бедняков, измученных тяготами войны, а ныне принуждаемых расставаться с частью того, что они считали своим и уже успели употребить на собственные нужды, это обернулось жестоким и горьким насилием. Камилл, не зная, что ответить на их упреки и не находя лучшего оправдания, прибег к самому нелепому, признавшись, что забыл об обете, а те с негодованием твердили, что, прежде пообещав посвятить богу десятую часть неприятельского имущества, он теперь взимает десятину с имущества сограждан. Тем не менее все внесли причитавшуюся долю, и было решено сделать золотой кратер и отослать его в Дельфы».
Бартоломео Пинелли (Bartolomeo Pinelli). «Римские дамы приносят свои украшения»
«Но золота в городе не хватало, власти раздумывали, откуда бы его добыть, и тут женщины, посовещавшись друг с дружкой, сняли с себя и передали для пожертвования божеству золотые украшения, весившие все вместе восемь талантов. Желая достойным образом почтить их за эту щедрость, сенат постановил, чтобы впредь и над женщинами, точно так же как над мужчинами, произносили после смерти подобающее похвальное слово».
ДЕТИ – ЭТО СВЯТОЕ
Картина Доменико Корви. «Камилл и учитель фалерийских детей».
Благородство квиритов ярко проявилось еще в 394 году до н. э., когда римская армия во главе с полководцем Камиллом осадила этрусскую крепость Фалерии. Осада шла ни шатко ни валко, а этруски настолько верили в неприступность Фалерии, что позволяли себе разнообразные вольности. Например, они дозволяли некоему иноземному учителю каждый день выводить их детей за городские стены подышать свежим воздухом. Сначала они внимательно бдили за ними с крепостных стен, а потом привыкли. А между тем учитель задумал недоброе. Он каждый раз уводил детей все дальше и дальше. И, наконец, увел их прямиком в римский лагерь.
Картина Николя Пуссена. «Марк Фурий Камилл отпускает детей в Фалерии из с предавшим их учителем». (1635-1640)
Конечно, Камилл мог бы, шантажируя жителей Фалерии жизнями детей, принудить их к сдаче. Но он был выше этого и дал отповедь предателю:
— Не похожи на тебя, злодей, ни народ, ни полководец, к которым ты явился со своим злодейским даром… Война так же имеет законы, как и мир, а мы умеем воевать столь же справедливо, сколь и храбро. Наше оружие направлено не против тех, чей возраст принято щадить даже при взятии городов, но против вооруженных мужей, которые в свое время сами напали на римский лагерь под Вейями без всякого повода или вызова с нашей стороны. Насколько было в твоих силах, ты, пожалуй, превзошел их еще большим злодеянием, я же собираюсь победить по-римски: доблестью, осадой и оружием, как это было и с Вейями.
Школьный учитель наказан по приказу Камилла
Римский полководец приказал легионерам раздеть учителя донага и раздать детям розги, чтобы они ими гнали своего наставника обратно в город. Благородство Камилла оказалось сильнее оружия, покоренные его поступком, фалерийцы сдали ему город без боя.
ИЗГНАНИЕ КАМИЛЛА
Изгнание Камилла
Как говорится «ни одно доброе дела не остается безнаказанным». Так произошло и с Камиллом. Он бескровно взял Флерии, но этим навлек на себя недовольство своих солдат. Плутах писал: «Но воины, которые рассчитывали разграбить Фалерии, вернувшись в Рим с пустыми руками, принялись обвинять Камилла перед остальными гражданами в ненависти к народу, в том, что он по злобе к беднякам воспрепятствовал им поправить свои дела». Чем дальше, тем больше. Полководца стали обвинять в краже добычи, взятой в Этрурии, в частности, что он там прибрал к рукам какие-то медные двери, которые потом видели у него в Риме.
Наветы и обвинения обидели Камилла до глубины души. Не стерпев обиды, в гневе, он решил уйти из Рима в добровольное изгнание. Полководец простился с женою и сыном, вышел из дому и всю дорогу до городских ворот не произнес ни звука. А в Риме его еще заочно приговорили к пятнадцати тысячам ассов штрафа за выдуманные проступки.
Статья по теме «Римское благородство»
*Использованы тексты из Википедии и других интернетресурсов.