КРИМИНАЛЬНО-БАТАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ В ИЛЛЮСТРАЦИЯХ. Часть 7.
По версии Олега Логинова.
ПОХОДЫ ИГОРЯ НА ВИЗАНТИЮ
(IGOR ‘S CAMPAIGNS TO BYZANTIUM)
Юрий Лазарев. «Морской бой русов с греками»
Князь Олег в 911 году заключил с Византией договор о дружбе и сотрудничестве. Но преемник Олега на киевском престоле, Игорь в 941 году «презрев клятвенный договор», напал на византийскую столицу.
Набег на Константинополь в 941 году и последующие события того же года отражены в византийских Хронике Амартола (заимствовано в Продолжателе Феофана) и Житие Василия Нового, а также в историческом труде Лиутпранда Кремонского. Сообщения древнерусских летописей (XI—XII вв.) основываются в целом на византийских источниках с добавлением отдельных деталей, сохранившихся в русских преданиях.
ПЕРВЫЙ ПОХОД ИГОРЯ
Продолжатель Феофана так начинает рассказ о набеге:
«Одиннадцатого июня четырнадцатого индикта (941 г.) на десяти тысячах судов приплыли к Константинополю росы, коих именуют также дромитами, происходят же они из племени франков. Против них со всеми дромонами и триерами, которые только оказались в городе, был отправлен патрикий [Феофан]. Он снарядил и привел в порядок флот, укрепил себя постом и слезами и приготовился сражаться с росами».
Набег не стал неожиданностью для Византии. Весть о нём заранее послали болгары и позднее стратиг Херсона. Однако византийский флот сражался с арабами и защищал острова в Средиземном море, так что, по словам Лиутпранда, в столице оставалось всего 15 полуразрушенных хеландий (тип судна), оставленных из-за их ветхости. Лиутпранд Кремонский, передавая рассказ очевидца, своего отчима, назвал тысячу кораблей во флоте Игоря. По «Повести временных лет» и свидетельству Лиутпранда, русы вначале бросились грабить малоазиатское побережье Чёрного моря, так что защитники Константинополя имели время, чтобы подготовить отпор и встретить флот Игоря в море у входа в Босфор, недалеко от города Иерон.
Наиболее подробный рассказ о первой морской битве оставил Лиутпранд:
«Роман [византийский император] велел прийти к нему кораблестроителям и сказал им: «Сейчас же отправляйтесь и немедленно оснастите те хеландии, что остались [дома]. Но разместите устройство для метания огня не только на носу, но также на корме и по обоим бортам». Итак, когда хеландии были оснащены согласно его приказу, он посадил в них опытнейших мужей и велел им идти навстречу королю Игорю.
Они отчалили; увидев их в море, король Игорь приказал своему войску взять их живьем и не убивать. Но добрый и милосердный Господь, желая не только защитить тех, кто почитает Его, поклоняется Ему, молится Ему, но и почтить их победой, укротил ветры, успокоив тем самым море; ведь иначе грекам сложно было бы метать огонь.
Итак, заняв позицию в середине русского [войска], они [начали] бросать огонь во все стороны. Русы, увидев это, сразу стали бросаться с судов в море, предпочитая лучше утонуть в волнах, нежели сгореть в огне.
Одни, отягощённые кольчугами и шлемами, сразу пошли на дно морское, и их более не видели, а другие, поплыв, даже в воде продолжали гореть; никто не спасся в тот день, если не сумел бежать к берегу.
Гравюра Федора Бруни. «Гибель русского флота под Царьградом». (1839)
Ведь корабли русов из-за своего малого размера плавают и на мелководье, чего не могут греческие хеландии из-за своей глубокой осадки».
Федор Бруни. «Действие греческого огня при осаждении Константинополя Игорем». (1839).
Амартол добавляет, что разгром Игоря после атаки огненосных хеландий довершила флотилия боевых византийских кораблей: дромонов и триер. Считается, что русские 11 июня 941 года в первый раз столкнулись с греческим огнём, и память об этом надолго сохранилась среди русских воинов. Древнерусский летописец начала XII века так передал их слова: «Будто молнию небесную имеют у себя греки и, пуская её, пожгли нас; оттого и не одолели их».
Игорь вернулся с уцелевшими воинами домой (по Льву Диакону, у него осталось едва ли 10 кораблей). А император Роман повелел казнить всех пленных русов.
Не меньшей жестокостью ответила часть русского войска, которая в 941 году отступила в Малую Азию после разгрома под Иероном.
Расправа воинов Игоря над греками. Иллюстрация из Радзивилловской летописи
По Продолжателю Феофана, «много злодеяний совершили росы до подхода ромейского войска: предали огню побережье Стена (Босфора), а из пленных одних распинали на кресте, других вколачивали в землю, третьих ставили мишенями и расстреливали из луков. Пленным же из священнического сословия они связали за спиной руки и вгоняли им в голову железные гвозди. Немало они сожгли и святых храмов.
Византийский военачальник с воинами X века
Однако надвигалась зима, у росов кончалось продовольствие, они боялись наступающего войска доместика схол Куркуаса, его разума и смекалки, не меньше опасались и морских сражений и искусных маневров патрикия Феофана и потому решили вернуться домой. Стараясь пройти незаметно для флота, они в сентябре пятнадцатого индикта (941 г.) ночью пустились в плавание к фракийскому берегу, но были встречены упомянутым патрикием Феофаном и не сумели укрыться от его неусыпной и доблестной души. Тотчас же завязывается второе сражение, и множество кораблей пустил на дно, и многих росов убил упомянутый муж. Лишь немногим удалось спастись на своих судах, подойти к побережью Килы (Фракия) и бежать с наступлением ночи».
ВТОРОЙ ПОХОД ИГОРЯ
Ладьи русов у Константинополя
Все сведения о 2-м походе Игоря и последующем мирном договоре содержатся только в русских летописях.
В 943 князь Игорь собрал новое войско с участием печенегов, с которыми ради этого примирился, и повёл в поход на Дунай к северным границам Византийской империи.
Часть русского войска с воеводой Хальгой прошла на кораблях мимо Херсонеса, а другая часть с Игорем вдоль побережья Болгарии. Из обоих мест в Константинополь пришли вести о приближающемся неприятеле, поэтому Игорю не удалось застать город врасплох.
Византийский император был предупреждён о нападении и направил навстречу русам и печенегам послов. Переговоры состоялись где-то на Дунае.
Византийские послы приехали с богатыми дарами и передали Игорю слова императора: «Не ходи, но возьми дань, какую брал Олег, прибавлю и еще к той дани».
Игорь обратился к воеводам за советом, стоит ли продолжать поход, на что получил такой ответ: «Когда царь греческий хочет дань платить без войны, то чего можем более требовать? Ибо лучше не бившись желаемое получить, поскольку кто знать может, кому в войне счастие будет. Здесь же не по земле ходим, но по глубине морской, и общая есть смерть всем».
Решив вернуться домой, князь Игорь оставил печенегов разграблять Болгарскую землю. Приняв дары от послов императора Романа, князь сказал, что ожидает их вместе с положенной данью в Киеве для заключения перемирия и подписания официального договора.
Борис Чориков. «Князь Игорь заключает мир с Византией. 944 г.»
Согласно новому договору, заключенному в Византией Игорем, Русь обязывалась участвовать в войнах на ее стороне. А помимо этого защищать Корсунь в Крыму от вторжений со стороны Болгарии.
Предыдущая часть — Следующая часть
*Использованы тексты из Википедии и других интернетресурсов.