Сайт содержит материалы 18+
Share on vk
Share on facebook
Share on odnoklassniki
Share on twitter
Share on linkedin
Share on google
Share on telegram
Share on whatsapp
Share on email

ЕКАТЕРИНБУРГ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЙ (YEKATERINBURG LAW ENFORCEMENT)

Поделитесь записью
Share on vk
Share on facebook
Share on odnoklassniki
Share on twitter
Share on google
Share on linkedin
Share on whatsapp
Share on telegram
Share on email

ЕКАТЕРИНБУРГ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЙ

(YEKATERINBURG LAW ENFORCEMENT)

Площадь 1905 года

Урал всегда считался кузницей державы. Но сегодня уже подзабылось, что создавалась промышленная опора государства во многом руками каторжников. Города и заводы на Урале возводили не только знаменитые заводчики Демидовы и известные государственные деятели Татищев и де Геннин, но и тысячи людей, сосланных в этот суровый край за совершение тех или иных преступлений. Петр I своим указом от ноября 1723 года предписывал воеводам Пермским, Соликамским и прочим отдавать людей по первому требованию генерала де Геннина без промедления. И потянулись на Средний

Урал, гремя цепями, со всех концов России печальные вереницы колодников. Лихой люд тяжким трудом искупал свою вину, строя посреди бескрайних лесов дома и заводы. Так появились на свет и Екатеринбург, и многие другие уральские города.

На первых порах порядок в них поддерживался солдатами, которые бдительно стерегли рабочих-каторжников. Причем, жизнь и тех и других была настолько тяжелой, что не только арестанты, но и их охранники нередко решались на побег. Не случайно в числе первых построек в Екатеринбурге, наряду с Горной канцелярией, школой и церковью, значится и острог, куда помещались беглые и те, кто совершил преступление уже здесь. Располагался он в самом центре города, во дворе Горной канцелярии (ныне здесь находится Горно-металлургический колледж и Уральская консерватория)

Времена были суровые. Провинности карались жесточайшим образом. А в связи с тем, что власти стремились создать уральскую промышленность любой ценой, подстрекательство к побегу со строительства наказывалось сильнее многих преступлений. 19 августа 1723 года майор Бринкханзен доносил генерал-майору В.И Геннину о казни главных возмутителей бегства со строительства Исетского завода: «….Василий Жеравцов колесован живой и поднят на колесо по вечеру и в то время голова отсечена и поставлена на спицу, а два бобыля Широков да Колесов повешены, а Федор Зверев бит кнутом на площади и вырваны ноздри и уши отрезаны, а беглый Михановских гнат три раза шпицрутенами, конный вор Бутаков гнат же четыре раза….»

Полицейские участки

В 1782г. императрица утвердила Устав Благочиния, определяющий устройство полицейского аппарата в городах. В Екатеринбурге была создана обер-комендантская канцелярия, преобразованная в 1789г. в горную полицию. Управу благочиния в уезде возглавил полицмейстер (обер-комендант). Город делился на две части, охраной правопорядка в которых ведали частные приставы. 1-й полицейский участок находился на ул. 8 Марта – напротив Мытного двора. 2-й участок – на ул. Карла Либкнихта, там, где ныне находится УГПС. В задачу полиции в те времена входила борьба с огнем, поэтому там стояла наблюдательная вышка.

Каждая часть делилась на кварталы по 50-100 дворов. Полицейский надзор в квартале осуществляли квартальный надзиратель и его помощник – квартальный поручик. Полицейские части, располагавшиеся обычно в съезжих домах, следили за сохранением тишины и спокойствия, боролись с пожарами и занимались еще большим количеством прочих дел – от осмотра мертвых и призрения подкидышей до надзора за постоялыми дворами и трактирами. На полицейские части возлагалось обычно и исполнение судебных решений. Содержалась полиция «на щет обывателей, с коих на сие по доброму их согласию собирались поземельные налоги». Годовое жалование квартального в те времена составляло 150 целковых и считалось весьма приличным. Во всяком случае на жизнь тогдашним полицейским хватало. Пуд (16 кг.) говядины стоил 80 копеек, а пуд ржаной муки – 46 копеек. Не случайно должности приставов и квартальных были в почете.

Поскольку караульным, охранявшим въезды в город, приходилось нести свою службу, не взирая на любую погоду, чтобы они имели «от дождя и снега некоторую защиту», для них ставились будки – рубленные из дерева шестиугольные сооружения. «В рассуждение обширности здешнего города», в Екатеринбурге таких будок было построено 17 с двадцатью четырьмя рогатками.

Возведение полицейских сооружений было доверено известному екатеринбургскому архитектору М.Малахову. В 1828 году он составил планы и сметы «на построение в городе двух каменных караулен» при соляных и хлебных магазейнах, тридцати деревянных будок, четырех деревянных кордергардий и трех съезжих дворов общей стоимостью 38 109 рублей 15 копеек.

Жандармское управление (ул.Красноармейская,28)

Если в XIX веке «патриархальной» екатеринбургской полиции противостояла «патриархальная» преступность, то в начале XX многое изменилось. «Революционное брожение умов» самым неожиданным образом выплеснулось в череду громких преступлений. Много шума наделали ограбление Рязановской церкви, экспроприация денежных средств у визовского кассира и ряд других противоправных деяний. Но и они быстро померкли, когда по России покатилась волна стачек и митингов, ознаменовавших начало первой русской революции. Кое где возникали кровопролитные стычки с полицией, а недалеко в Перми начались самые настоящие уличные бои. В связи с этим самое пристальное внимание было приковано к деятельности жандармского управления. Любопытно, что дом в Екатеринбурге, в котором оно размещалось, ныне находится на улице Красноармейской (дом № 28). В этом особнячке пришлось побывать многим, чьими фамилиями позже были названы другие улицы города: С.Черепанову, Н.Вилонову, Н.Замятину, Я.Свердлову. Оперативная работа в жандармском управлении была поставлена очень даже неплохо, а потому там были хорошо осведомлены о деятельности указанных, а также и других революционеров. Политический сыск своевременно получал информацию, что в доме № 5 по ул. Фетисовской (ныне 9 Января) находится склад нелегальной литературы, что во дворовом флигеле городской электростанции на ул. Второй береговой (ныне Горького,7) намечается собрание екатеринбургского комитета РСДРП. Революционеров периодически арестовывали, но до массовых репрессий дело не доходило. А потому оппозиция имела возможность выразить свои взгляды. Из секретного сообщения губернского жандармского управления от 27 марта 1907 года: «Товарищ Андрей, или Михайлович, после объявления всемилостивейшего манифеста 17 октября руководил всеми происходящими в Екатеринбурге беспорядками и постоянно председательствовал, ораторствовал на всех происходивших там митингах революционного характера…». Позже, когда власть сменилась, Яков Мовшевич Свердлов (тот самый «товарищ Андрей») такой свободы действий своим политическим противникам не давал.

ГУВД Свердловской области

Здание ГУВД было построено во второй половине Х1Х века. Располагалось оно на Главном проспекте Екатеринбурга под № 19 и принадлежало Волжко-Камскому коммерческому банку. Екатеринбургское отделение банка имело годовой оброт более 95 млн. рублей и занимало третье место среди банков столицы Среднего Урала.

Рядом под № 17 находился двухэтажный дом, прачечная и магазин, принадлежащие купцу А.В.Бородину. Под 15 номером (угол Главного проспекта и Студеной улицы) располагался двухэтажный каменный дом с флигелем, лавкой и другими службами, принадлежавший Котляревским – детям потомственного дворянина. В 1907г. в нем находилась частная библиотека С.А.Тихоцкой. Рядом с домом № 15 еще до революции был построен синематограф «Буф».

19 октября 1905г. в отделении Волжко-Камского банка вынуждена балы укрыться от преследования полицейских группа участников митинга против царского манифеста от 17 октября во главе с Я.М.Свердловым. В 1918г. в этом здании заседал Уралсовет и именно в нем было принято решение о расстреле царской семьи.

В феврале 1931г. участок дома по ул.Ленина 17 общей площадью свыше 2 тыс. кв.м. был отдан под застройку Полномочному представительству Объединенного государственного политического управления по Уралу (ПП ОГПУ). К концу 1934г на месте двух небольших домов было возведено четырехэтажное здание под № 17 «а», в котором разместилось областное управление милиции.

В 1938г. здание по ул.Ленина,17 было передано в долгосрочную аренду Управлению НКВД по Свердловской области. Перед войной здание по ул.Ленина 17 было реконструировано, сделан надстрой 2-х этажей. В июле 1941г. произошло объединение органов государственной безопасности и внутренних дел СССР. Из здания НКВД был проделан на уровне второго этажа проход в Управление милиции.

Сыскное отделение по ул. Малышева

После начала Первой мировой войны на Урал потянулись эшелоны с беженцами и эвакуированными из западных областей Империи, занятых немцами. Немало таких людей осело в Екатеринбурге. В городе резко повысился уровень преступности. В связи с этим в 1916г. Департаментом полиции было принято решение о создании Екатеринбургского временного сыскного отделения из чинов эвакуированного Варшавского сыскного отделения. Первым начальником нового структурного подразделения был назначен помощник начальника Варшавской полиции М.Е.Сушинский. А его сотрудниками стали полицейские надзиратели Люблинского сыскного отделения Иван Эрет и Александр Житков.

Вскоре городская управа разместила временное сыскное отделение в арендованном у домовладельца Александрова помещении, так называемых «Александровских номерах», располагавшихся на берегу реки Исеть у каменного моста по Покровскому проспекту (ныне ул.Малышева, дом не сохранился). Сыщики приступили к работе с июня, но очень быстро проявили свой высокий профессионализм. Ими был раскрыт ряд весьма серьезных преступлений.

Криминогенная ситуация в Екатеринбурге была в те годы весьма непростой. По городу, наводя страх на обывателей, ползли слухи о дерзких бандах с громкими названиями. «Рыцари кинжала», «Серые волки», «Таежные братья», «Пиковые валеты». И слухи эти отнюдь не были беспочвенными. Однако при участии появившегося сыскного отделения полиции удалось взять ситуацию под контроль. По преступности был нанесен серьезный удар и развеяны многие мифы об ее силе. Так, уже через две недели, как сыщики приступили к работе, они сумели выйти на след членов банды «Пиковый валет», которыми оказались учащиеся Шадринского реального училища. Приезжая в Екатеринбург на короткое время, они совершали преступление, а потом отбывали в Шадринск. Потому и долгое время оставались неуловимы. Задержанные безусые юнцы отнюдь не напоминали тех громил, которых рисовала людская молва и воображение напуганных обывателей. А ликвидация банды «Пиковые валеты» благотворно повлияла на настроения в городе. Через некоторое время сыщикам удалось справиться и с еще одной бандой – «Рыцари кинжала», которую организовали беженцы с оккупированной территории. Их главарь, узнав, что им серьезно интересуется полиция, покончил жизнь самоубийством. Хорошая работа сыщиков заставила Ключникова пересмотреть свои взгляды на создание в Екатеринбурге постоянного сыскного отделения. Из скептика он превратился в поборника этой идеи.

25 октября 1916 года на экстренном заседании Городской Думы было обсуждено ходатайство Екатеринбургского полицмейстера Н.О.Ключникова «об оставлении навсегда в городе сыскного отделения». В своем докладе полицмейстер отметил: «Всем известно, что в Екатеринбурге кражи и другие преступления, нередко очень дерзкие, составляют очень частое явление. Борьба с преступлениями для чинов наружной полиции, преобремененных другими обязанностями, стала непосильна. Это осознало и высшее Российское правительство, сформировав в Екатеринбурге временное сыскное отделение. Несмотря на то, что последнее функционировало всего лишь около 3 месяцев, польза от его деятельности проявилась с первых же дней. За это время все большие кражи и другие важные преступления были раскрыты, много профессиональных преступников задержано и заключено в тюрьму, благодаря чему число преступлений резко сократилось».

Городская Дума решила, что «… действительно Екатеринбургской наружной полиции, переполненной всякими обязанностями, не в силу справляться за недостатком времени с расследованием сложных преступлений, и для Екатеринбурга с его 100 тысячным населением, связанного 7-ю железнодорожными путями и с массой торговых заведений, золотых и других драгоценных товаров, как раз своевременно позаботиться о средствах пресечения преступлений, и для этого Городскому Самоуправлению следует принять меры к тому, чтобы уже готовое сформированное сыскное отделение было оставлено в Екатеринбурге». А по сему постановила: «предоставить в бесплатное пользование сыскному отделению заарендованную Управой у Александрова квартиру по Покровскому проспекту».

Однако развернуться в полной мере сыскному отделению не удалось. Помешала революция.

Бюро уголовного розыска Главпочтамт

После отступления колчаковской армии в Екатеринбурге было восстановлено бюро уголовного розыска, но по сути от этого старого учреждения осталось лишь одно название, все документы и материалы были уничтожены. Почти до апреля 1920 года работа уголовного розыска

В декабре 1919 года на должность начальника уголовного розыска был назначен Я. С. Уральский юрист по образованию. Он произвел реорганизацию бюро. Прежде всего были четко определены функциональные обязанности каждого из его помощников, а их у 
него было шесть: первый помощник отвечал за учет и розыск преступного элемента, он также был обязан хорошо знать притоны, увеселительные заведения и другие места скопления публики; второй и третий — отвечал за осмотр мест происшествий, за осуществление таких процессуальных действий, как производство арестов, обысков, выемок и т.п.; четвертый и пятый — вели дознание, допросы, готовили представления на предстоящие суды, шестой помощник осуществлял контроль за работой уездных отделов, вел статистику преступлений, в случае отсутствия начальника уголовного розыска выполнял его обязанности. Кроме того, каждый из помощников нес ответственность за положение дел на своем участке и был обязан следить за учебой сотрудников.

Управление губернского угрозыска располагалось в то время в центре Екатеринбурга. Оно занимало верх, где находилось 15 рабочих комнат, и подвальное помещение каменного дома по ул. Ленина 39 (в настоящее время на этом месте здание Главпочтамта).

6. Старое здание УВД города Екатеринбурга по ул.8 Марта

После начала Великой Отечественной войны произошла реорганизация органов внутренних дел в Свердловской области. Было создано областное управление НКВД, 10 городских, 7 районных отделов НКВД, 11 городских и 24 районных отделений НКВД. В мае 1943г. в Свердловске был создан Городской отдел милиции, который затем реорганизован в Городское Управление. Возглавил его полковник Александр Васильевич Николаев.

Расположилось новое Управление в низеньком домике по ул.8 Марта, 13. Здесь разместились: секретариат, политотдел, отдел уголовного розыска, оперотдел, ОБХСС, паспортное и адресное бюро, отдел служебной и боевой подготовки. Кроме этого в Свердловске было в то время 12 районных отделений, а также отдельный конвойный и кавалерийский взводы при ГУМе. Из-за большого притока эвакуированных численность жителей Свердловска выросла с 400 тысяч почти до миллиона, поэтому от сотрудников правоохранительных органов потребовались значительные усилия, чтобы сохранить порядок в городе.

7. УМТВС по ул. Малышева, 22

Уральские милиционеры отличились не только в тылу. Многие из них отважно дрались с врагом на фронтах Великой Отечественной. За годы войны из органов внутренних дел Свердловской области ушло в армию более трех тысяч человек, в их числе более 600 сотрудников милиции г.Свердловска. В конце 1942 – начале 1943 года на Урале была даже сформирована 70-я отдельная ударная армия войск НКВД СССР. Наряду

с частями пограничных и внутренних войск в нее вступили сотрудники органов внутренних дел и уральских госпиталей. Штаб формировавшейся армии размещался в Свердловске в здании по ул. Малышева, 22.

70-я армия войск НКВД СССР была включена в состав Центрального фронта и приняла боевое крещение в битве под Курском. Потом она проделала большой путь на Запад. Прошла от Курска до побережья Балтийского моря в районе города Висмар. В 1944г. армия успешно действовала в Полесской и Люблиц-Брестской операциях, в 1945г — в Восточной Пруссии, Восточно-Померанской и Берлинской операциях. За проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками мужество и героизм тысячи воинов 70-й армии были награждены орденами и медалями, а 78 из них присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

8. ГУ МВД России по УрФО по ул.Ясной, 22 «А»

Главное управление МВД России по УрФО – самое молодое подразделение уральской милиции, но без преувеличения можно сказать, что и самое значимое. Именно оно определяет стратегию борьбы с преступностью, координирует и контролирует деятельность всех остальных подразделений органов внутренних дел в Уральском 
федеральном округе.

Основанием создания в Екатеринбурге ГУ МВД России по УрФО стал приказ Министра внутренних дел РФ № 725 от 7 августа 2001г. «Вопросы организационно-штатного построения центрального аппарата и подразделений, непосредственно подчиненных МВД России». Текст приказа гласил:

«Во исполнение Указа Президента Российской федерации от 4 июня 2001г. № 644 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской федерации» и постановления Правительства Российской Федерации от 26 июля 2001г № 558 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации регулирующих деятельность Министерства внутренних дел Российской Федерации,

ПРИКАЗЫВАЮ:

2. Создать:

2.16. Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Уральскому федеральному округу.

Министр Б.Грызлов»

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 23 июля 2001г. № 904, приказом Министра внутренних дел РФ № 893 от 24 июля 2001г. начальником ГУ МВД России по УрФО был назначен авторитетнейший руководитель органов внутренних дел на Урале – генерал-лейтенант милиции Алексей Алексеевич Красников, до этого возглавлявший ГУВД Свердловской области. Представлял нового руководителя личному составу уральской милиции Министр внутренних дел РФ Борис Грызлов, специально прибывший для этого 3 июля 2001г. в Екатеринбург.

Основными проблемами, с которыми в первую очередь пришлось столкнуться А.А. Красникову сразу после назначения – это подбор кадров и размещение нового подразделения. Штат Главного управления МВД России по УрФО был определен в количестве более трехсот человек, и необходимо было укомплектовать его наиболее квалифицированными сотрудниками, способными решать самые серьезные задачи. Большинство Главных окружных управлений МВД России разместилось в зданиях Управлений по борьбе с организованной преступностью и получили в «наследство» от этих структур необходимую технику. Уральская окружная милиция стала единственной в России, которой фактически пришлось начинать все с ноля. Ни своего помещения, ни своих технических средств для работы на первых порах у нее не было.

Олег Логинов

Оставьте отзыв