ФОТОРЕЙТИНГ «ПИРАТ ФРАНСУА Л’ОЛОНЕ»
(THE PIRATE FRANCOIS OLONE)
По версии Олега Логинова
Жан-Давид Но (Jean-David Nau), больше известный как Франсуа л’Олоне, (1630-1671) — французский флибустьер, промышлявший в Карибском море в середине XVII века, руководитель первого удачного сухопутного штурма крепости, предпринятого береговыми братьями.
Жан-Давид родился во Франции предположительно в 1630 году. В возрасте двадцати лет он нанялся солдатом в Вест-Индскую компанию. После службы он жил на Эспаньоле среди французских буканьеров, а спустя три года сам стал буканьером в Сан-Доминго. В те годы между Францией и Испанией шла долгая, кровопролитная война. Участвуя в своих первых вылазках против испанцев, храбрый и жестокий л’Олоне обратил на себя внимание губернатора Тортуги, который решил, что такому отважному пирату можно доверить целый корабль с командой, и не просчитался. Л’Олоне лихо захватывал вражеские суда и привозил на Тортугу богатую добычу.
В морских сражениях л’Олоне был столь жесток, что испанцы дрались до последнего, зная, что пощады никому не будет. В свою очередь, ему тоже не приходилось рассчитывать на милость в случае неудачи.
Так, в один из походов корабль л’Олоне был застигнут штормом и затонул недалеко от берега, вблизи города Кампече, полуостров Юкатан. Высадившийся на берег экипаж был атакован испанцами. Это была настоящая бойня. Кастильские солдаты уже были наслышаны о «подвигах» новоявленного флибустьера и его головорезов и не щадили никого. Раненому в руку л’Олоне удалось чудом остаться в живых — перемазавшись с ног до головы своей и чужой кровью, он спрятался под трупами своих убитых товарищей и дождался ночи. Пробравшись в город, Франсуа подговорил нескольких рабов украсть рыбацкий баркас, на котором они и преодолели 1200 морских миль до Тортуги.
Встреча с воинственными подданными Филиппа IV, закончившаяся гибелью почти всей команды, еще больше озлобила неукротимого француза. А история о его чудесном спасении вызвала бурный отклик среди «берегового братства». Среди пиратов высоко ценились «живучие» капитаны, и теперь л’Олоне легко мог набрать самую отборную команду флибустьеров.
Вскоре желающих пограбить под командованием л’Олоне набралось достаточно, но подходящего корабля у капитана не было. Т тогда он решил его раздобыть у испанцев. Глухой весенней ночью пираты подкараулили в устье одной из кубинских рек десятипушечный испанский корабль, капитан которого неосторожно решил набрать в этом месте пресной воды. Бесшумно подобравшись к борту корабля на нескольких каноэ, флибустьеры мигом захватили его и загнали всех матросов и солдат в трюм.
Здесь л’Олоне полностью проявил себя. Встав над люком с обнаженной саблей, он по очереди вызывал пленников наверх и тут же, ни слова не говоря, отрубал им головы.
ЗАХВАТ МАРАКАЙБО
Рон Эмблтон (Ron Embleton). «Пират Жан Нау»
В конце апреля 1666 году л’Олоне, во главе флотилии c 400 людьми на борту, покинул Тортугу. После первой стоянки в Байяхе на северном побережье Эспаньолы пираты захватили испанский 16-пушечный торговый корабль, направляющийся из Пуэрто-Рико в Новую Испанию с грузом какао и драгоценностей. В трюмах корабля были найдены 120 тысяч фунтов какао, 40 тысяч пиастров и драгоценностей на 10 тысяч песо. Л’Олоне отослал корабль на Тортугу, чтобы там разгрузить его и привести на остров Саону. Когда этот корабль вернулся, Л’Олоне переименовал его в «Какаойер» («Мастер какао») и сделал своим флагманом. Именно на нем он атаковал форт на острове Паломас (Голубиный), защищавший подступы к Маракайбо.
Ангус МакБрайд (Angus McBride). «Л’Олоне в Маракайбо, 1667 год»
Пираты после трехчасового штурма завладели крепостью, после чего корабли спокойно вошли в озеро и захватили город. По данным миссионера Жана-Батиста дю Тертра, из добычи было взято чеканного серебра на 80 тысяч пиастров, полотна — на 32 тысячи ливров. На рядового участника экспедиции пришлось до 200 экю добычи.
ЗАХВАТ ГИБРАЛТАРА
Через две недели, погрузив на свои корабли все мало-мальски ценное, что нашлось в городе, пираты уже надумали отправиться восвояси, но л’Олоне, воодушевленный легкой победой, решил «попутно» разграбить находившийся неподалеку, но защищенный непроходимыми болотами испанский город Гибралтар.
Однако уже наслышанный о бесчинствах пиратов в Маракайбо, губернатор Гибралтара основательно подготовился к их встрече. Под ружье встали восемьсот человек — все боеспособные жители города. Плюс к этому стены Гибралтара защищала укрепленная батарея из двадцати двух орудий и редут с восьмью пушками. К городу через густой лес шла широкая просека, и хитрый губернатор приказал завалить ее и проделать другой проход, ведущий прямо в непроходимые болота.
На подходе к городу армия л’Олоне попала под обстрел испанских орудий, а ложная дорога завела флибустьеров в глухие, топкие болота. С большим трудом выбравшись оттуда, пираты снова оказались под вражескими пулями.
Джордж Альфред Уильямс (George Alfred Williams). «Пират Франсуа л’Олонне»
Видя, что в лоб город не взять, л’Олоне пошел на хитрость: он развернул свой отряд и сделал вид, что пытается скрыться. Воодушевленные близкой победой испанцы покинули укрепления и ринулись вслед за беглецами. Заманив их поглубже в лес, пираты внезапно развернулись и яростно набросились на защитников города.
Когда битва закончилась, л’Олоне подсчитал свои потери: на поле боя остались лежать около семидесяти корсаров. Зато мертвых испанцев насчитали более пятисот. Чтобы зловоние разлагающихся трупов не мешало грабить город, л’Олоне велел пленным рабам нагрузить покойников в два старых баркаса, вывезти далеко в море и там бросить в воду.
Гибралтар был разграблен, кроме того, л’Олоне потребовал от жителей выкуп в 10 000 пиастров, грозя сжечь город. Получив деньги, Франсуа вернулся в Маракайбо, где также потребовал выкуп (уже в 30 000 пиастров). Кроме того пиратам досталась выручка от ушедших с молотка на аукционе захваченного судна с грузом табака и партии рабов. Однако судьба уже определила час расплаты для л’Олоне и его товарищей.
ЖЕСТОКАЯ СМЕРТЬ ЖЕСТОКОГО ПИРАТА
Джордж Альфред Уильямс (George Alfred Williams). «Пират Франсуа л’Олонне»
Л’Олоне был настоящим монстром в человеческом обличье.
Голландский врач писал о нем: «Уж если начинал пытать л’Олоне и бедняга не сразу отвечал на вопросы, то этому пирату ничего не стоило разрубить свою жертву на части, а напоследок слизать с сабли кровь. Он готов был убить любого испанца. Если кто-либо из них, убоявшись пыток или не выдержав их, соглашался провести пиратов к своим соотечественникам, но по растерянности находил путь не сразу, его подвергали адским мучениям и забивали до смерти».
Свою смерть л’Олоне нашел в Никарагуа в 1671 году. После того, как его корабль налетел на риф, он и его команда сошли на берег. Однако попытка л’Олоне проникнуть по реке в глубь страны закончилась провалом. Испанский гарнизон, находившийся в форте Сан-Карлос-де-Аустрия, с помощью отряда дружественных индейцев нанес по французам удар из засады; «большая часть людей л’Олоне была перебита, а сам он был вынужден бежать.
Немногие уцелевшие после этого смогли рассказать, что те, кто не был убит в бою, были схвачены, а вскоре растерзаны и съедены дикарями. О их участи рассказал Эксквемелин:
«…Богу больше не угодно помогать этим людям (пиратам), и он решил наказать л’Олоне самой ужасной смертью за все жестокости, которые он учинил над множеством несчастных. Л’Олоне со своими людьми попал в руки дикарей… Они разорвали л’Олоне в клочья и зажарили его останки».
Статья по теме «Пираты Карибского моря».
*Использованы тексты из Википедии и других интернетресурсов.